12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Юмашева Антонина Михайловна3889 Работаю воспитателем 39 лет, очень люблю свою работу, непоседливых детей, нахожу вдохновение в красках и формах природы, люблю путешествия, животных. Руководитель изостудии "Капелька" по нетрадиционному рисованию в ДОУ. Россия, Тамбовская обл., г. Рассказово Материал размещён в группе «Дошкольники» |
Развивающие карточки "Школа юнги", игра "Морской бой". Фонетический разбор слова.
Выполнила: воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка»
г. Рассказово, Тамбовская область.
Развивающие карточки предназначены для педагогов ДОУ, учителей-логопедов, могут быть использованы для обучения детей с разным уровнем развития. Детям с ОВЗ карточки цветного изображения помогут более точно ориентироваться в таблице, определять букву, по принципу игры «Морской бой» или найти целое слово по первой зашифрованной букве горизонтально или вертикально. Карточки могу быть использованы в индивидуальной совместной деятельности детей с педагогом, в работе по подгруппам, фронтально, а также в самостоятельной детской деятельности. Сменив задания на карточках можно использовать их для других тем в зависимости от образовательной ситуации в ДОУ.
Актуальность: особенность правила игры «Морской бой» и ее особенности способны побудить ребенка к поиску, так как содержат в своей основе загадку, зашифрованные буквы, закрепить уже имеющиеся и вызвать интерес к новым знаниям, усилить позитивное впечатление от содержания познавательного занятия.
Все варианты развивающих карточек представлены в презентации «Развивающие карточки «Школа юнги», игра «Морской бой» в конце материала.
Цель: совершенствовать умения фонетического разбора слов используя функциональны средства игры «Морской бой».
Задачи:
- познакомить детей с новым качеством игры «Морской бой»;
- развивать умение детей производить фонетический разбор слова;
- активизировать словарь детей;
- развивать память, воображение, глазомер.
Материал: развивающие карточки на каждого ребенка 20 Х 29 см. по количеству детей, презентация «Развивающие карточки «Школа юнги», игра «Морской бой», разрезная азбука, квадраты для составления звуковой схемы.
Предварительная работа: игры в «Морской бой», чтение произведений и рассматривание иллюстраций на морскую тему.
Форма проведения: игра, как элемент занятия, игра-занятие.
Тип занятия: закрепление умения фонематического разбора слов.
Возраст: дети 6-7 лет.
Интеграция образовательных областей:
1. Речевое развитие.
2. Познавательное развитие.
Требуемые для работы знания и умения ребенка: знания видов морского транспорта, морской формы, иметь представления об устройстве морских судов.
Ожидаемые результаты: дети по-новому научатся использовать игру, закрепят умение соотносить звук и букву, классифицировать звуки, читать полученное слово, расширят свои представления и знания на морскую тему.
Варианты использования карточек:
- работа с несколькими карточками по одной теме, но с разными заданиями, что позволяет детям найти одновременно наибольшее количество слов;
- работа всех детей по карточкам с одинаковым заданием;
- возможность отгадать спрятанные загадки;
- выполнять все задания или только одно из них;
- находить зашифрованное слово целиком в поле карточки;
- составлять нужное слово из имеющихся букв в поле карточки.
Варианты заданий:
1 часть.
1. Найти основные зашифрованные слова по принципу правил игры «Морской бой», задания написаны наверху каждой карточки.
2. Зрительный поиск целых слов в рабочем поле карточки.
3. Найти слова по первым зашифрованным буквам.
2 часть.
1. Определить в заданном слове:
- количество слогов;
- найти ударный слог;
- количество гласных звуков в слове;
- количество согласных звуков;
- составить звуковую схему слова.
Вступление.
Сегодня у нас необычный день. Я приглашаю вас в школу для юнг.
А кто такой юнга?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает знания детей, что юнга, это юный помощник на корабле. Подросток, обучающийся морскому делу на практике, готовиться стать моряком.
Воспитатель предлагает всем детям поступить в школу юнг и отправиться в морское путешествие за знаниями. Поможет нам в этом очень интересная игра. Вы знаете и играете в эту игру, это «Морской бой», но у нас сегодня не корабли в клеточках, там сегодня живут буквы.
Воспитатель получает согласие детей, и двери школы открываются.
Инструкция по выполнению карточек.
1. «Виды морского транспорта».
Цель: классификация видов транспорта, пополнение активного словаря новыми словами. Работа по двум карточкам. Фонетический разбор слова.
Словарь: линкор, танкер.
Воспитатель предлагает взять каждому ребенку свою карточку, рассмотреть ее и вспомнить правила игры «Морской бой».
Наверху карточки написано задание, как сочетание букв и цифр. Это зашифрованный путь к буквам, из которых состоит искомое слово.
Буквы на карточке с лева по вертикали, наверху по горизонтали написаны цифры.
Воспитатель показывает путь нахождения одной из любых букв на экране или на увеличенной карточке.
Показывает пример поиска. Возьмем любое сочетание, например В-5.
Проведем по горизонтальной строчке буквы В и ведем до пересечения с цифрой 5, можно считать клеточки, получим букву А.
Затем из разрезной азбуки берем букву А и кладем на стол.
И так, это был пример. А теперь приступим к выполнению задания и найдем первое слово.
После выполнения всех заданий дети находят слова: пароход, линкор, танкер, ледокол, лесовоз, теплоход.
Дети проводят классификацию морского транспорта:
1. Пароход, теплоход − пассажирский;
2. Линкор − военный;
3. Танкер, лесовоз − грузовой;
4. Ледокол, специализированный вид морского транспорта (зимний).
Далее воспитатель спрашивает, какие еще виды морского транспорта знают дети. Если не дают ответа, дополняет: рыболовный, подводный, научно-исследовательский, систематизирует ответы детей.
За правильные ответы каждому ребенку присваивается звание юнги. И далее во время работы называет его по имени со словом юнга.
Молодец юнга Саша!
Переход к определению количества слогов, фонетическому разбору слова линкор.
Дети определяют, что в слове линкор два слога лин-кор.
Ударение падает на первый слог в слове.
Далее находят гласные и согласные, составляют звуковую схему, дают характеристику каждого звука в слове линкор.
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
2. «Морские профессии».
Цель: расширить знания детей о морских профессиях, пополнить словарь. Фонематический разбор слова.
Словарь: штурман, лоцман.
Дети выполняют задание по карточке, находят слова: капитан, матрос, штурман.
Далее воспитатель прилагает внимательно рассмотреть карточку и найти целые слова, расположенные на горизонтальных полосках: кок, лоцман, механик.
Слово кок на горизонтальной линии буквы Б под цифрами 3, 4, 5.
Лоцман на линии буквы В - 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Механик на линии Д - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
После этого дети выполняют задания по фонетическому разбору слова штурман.
В слове два слога штур-ман, ударение падает на первый слог.
Пять согласных и два гласных звука.
Составляют звуковую схему штурман.
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
3. «Устройство морских судов».
Цель: закрепить знания детей об устройстве судов. Фонематический разбор слова.
Словарь: штурвал, рубка, камбуз.
Дети выполняют задание по карточке, находят слова: штурвал, палуба, мачта.
Воспитатель предлагает краткую беседу о том, какое значение имеет количество и размер устройств на судне. Воспитатель обобщает знание детей о том, что корабли бывают большими и малыми, во всех есть основные части и строения функционального значения: трюм, каюты, капитанский мостик, рубка, камбуз.
Воспитатель привлекает малоактивных детей, спрашивает об основных частях корабля, без которых он не сможет плыть.
Переход к определению количества слогов, фонетическому разбору слова штурвал.
Слово состоит из двух слогов штур-вал, ударение падает на второй слог.
В слове пять согласных, два гласных звука.
Составляют звуковую схему штурвал.
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
4. «Морская форма».
Цель: расширить представления детей о форме моряков. Составить одно слово из букв в поле карточки. Фонематический разбор слова.
Словарь: роба, бушлат.
Дети выполняют задание по карточке, находят слова: брюки, тельняшка, бушлат.
Далее вспоминают, как одет моряк, для подсказки можно обратить внимание детей на маленькую картиночку с изображением моряка.
Детям предлагается найти одно слово из одежды моряков.
Беседа о морской форме, уточняют, что такое бушлат. Воспитатель систематизирует ответы детей.
Затем дети выполняют фонетический разбор слова бушлат.
В слове бушлат два слога буш-лат, второй слог ударный.
Гласных два, согласных четыре.
Составляют звуковую схему бушлат.
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
5. «Загадки о морских помощниках».
Цель: познакомить детей с предметами безопасного мореплавания, отгадывание загадок. Фонетический разбор слова.
Работа по группам. Следует заранее разложить карточки с пометкой, какое из заданий будет выполнять ребенок. Три задания, три группы, количество детей в группе может быть разным.
Словарь: маяк.
Плаванье в море должно быть безопасным для этого у моряков есть помощники. Воспитатель предлагает узнать кто они. Загадывает детям загадки.
Загадки.
Когда нужен – выбрасывают,
Когда не нужен – поднимают. (Якорь)
Я твой товарищ, капитан.
Когда разгневан океан,
Ты посоветуйся со мной:
Я закачаюсь, задрожу –
И путь на север покажу. (Компас)
Великан стоит в порту.
Освещает темноту.
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!» (Маяк)
Дети выполняют задание по карточке, находят слова: якорь, компас, маяк.
Варианты выполнения этого задания выбирает воспитатель, основываясь на подготовленности детей и учитывая особенности их индивидуального развития.
(Ответы на загадки можно найти в горизонтальной строке букв А, В, Г.)
Дети рассуждают о том, какие еще помощники необходимы морякам в море.
Далее дети делают фонетический разбор слова компас. Определяют количество слогов, ударный слог, находят гласные и согласные звуки.
В слове два слога ком-пас, ударный первый слог.
Составляют звуковую схему компас.
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
6. «Погода в море».
Цель: обобщить знания детей о погоде на море, определить ее значение для мореплавателей. Найти по заданию слова по первой букве.
Словарь: шторм, штиль.
Вопрос юнгам. Важна ли для моряков погода?
Сейчас мы узнаем, какая бывает на море погода, будем находить слова по первой зашифрованной букве по вертикальной линии.
Дети находят слова: штиль, шторм.
Характеризуют оба понятия.
Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.
Юнги делают вывод, что бы плаванье было удачным нужен попутный ветер! В штиль море спокойное, а сильный ветер опасен, он рождает шторм.
И если корабль попадет в шторм, ему помогут помощники.
Рефлексия.
Вот и закончилась наша игра.
Играя, вы узнали много интересного о морском деле, познакомились с новыми морскими словами, отгадали загадки.
Но двери морской школы всегда открыты для вас.
Вы хотите еще раз побывать в ней?
Какая тема, сегодня была самая интересная для вас и почему?
Ответы детей.
Воспитатель благодарит детей за активность, смекалку и сообщает детям, что каждый из них достоин звания юнга.
Под звуки песни «По морям, по волнам» вручает каждому ребенку эмблему с изображением якоря.
Развивающие карточки "Школа юнги", игра "Морской бой".
PPTX / 996.5 Кб
Комментарии (28)
сменить сортировкуОтредактировано 28-06-2020 01:16