12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Юмашева Антонина Михайловна214
Работаю воспитателем 39 лет, очень люблю свою работу, непоседливых детей, нахожу вдохновение в красках и формах природы, люблю путешествия, животных. Руководитель изостудии "Капелька" по нетрадиционному рисованию.
Россия, Тамбовская обл., г. Рассказово
Материал размещён в группе «Дошкольники»


Выполнила: воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка»

г. Рассказово, Тамбовская область.


Развивающие карточки предназначены для педагогов ДОУ, учителей-логопедов, могут быть использованы для обучения детей с разным уровнем развития. Детям с ОВЗ карточки цветного изображения помогут более точно ориентироваться в таблице, определять букву, по принципу игры «Морской бой» или найти целое слово по первой зашифрованной букве горизонтально или вертикально. Карточки могу быть использованы в индивидуальной совместной деятельности детей с педагогом, в работе по подгруппам, фронтально, а также в самостоятельной детской деятельности. Сменив задания на карточках можно использовать их для других тем в зависимости от образовательной ситуации в ДОУ.

Актуальность: особенность правила игры «Морской бой» и ее особенности способны побудить ребенка к поиску, так как содержат в своей основе загадку, зашифрованные буквы, закрепить уже имеющиеся и вызвать интерес к новым знаниям, усилить позитивное впечатление от содержания познавательного занятия.

Все варианты развивающих карточек представлены в презентации «Развивающие карточки «Школа юнги», игра «Морской бой» в конце материала.

Цель: совершенствовать умения фонетического разбора слов используя функциональны средства игры «Морской бой».

Задачи:

- познакомить детей с новым качеством игры «Морской бой»;

- развивать умение детей производить фонетический разбор слова;

- активизировать словарь детей;

- развивать память, воображение, глазомер.

Материал: развивающие карточки на каждого ребенка 20 Х 29 см. по количеству детей, презентация «Развивающие карточки «Школа юнги», игра «Морской бой», разрезная азбука, квадраты для составления звуковой схемы.

Предварительная работа: игры в «Морской бой», чтение произведений и рассматривание иллюстраций на морскую тему.

Форма проведения: игра, как элемент занятия, игра-занятие.

Тип занятия: закрепление умения фонематического разбора слов.

Возраст: дети 6-7 лет.

Интеграция образовательных областей:

1. Речевое развитие.

2. Познавательное развитие.

Требуемые для работы знания и умения ребенка: знания видов морского транспорта, морской формы, иметь представления об устройстве морских судов.

Ожидаемые результаты: дети по-новому научатся использовать игру, закрепят умение соотносить звук и букву, классифицировать звуки, читать полученное слово, расширят свои представления и знания на морскую тему.

Варианты использования карточек:

- работа с несколькими карточками по одной теме, но с разными заданиями, что позволяет детям найти одновременно наибольшее количество слов;

- работа всех детей по карточкам с одинаковым заданием;

- возможность отгадать спрятанные загадки;

- выполнять все задания или только одно из них;

- находить зашифрованное слово целиком в поле карточки;

- составлять нужное слово из имеющихся букв в поле карточки.

Варианты заданий:

1 часть.

1. Найти основные зашифрованные слова по принципу правил игры «Морской бой», задания написаны наверху каждой карточки.

2. Зрительный поиск целых слов в рабочем поле карточки.

3. Найти слова по первым зашифрованным буквам.

2 часть.

1. Определить в заданном слове:

- количество слогов;

- найти ударный слог;

- количество гласных звуков в слове;

- количество согласных звуков;

- составить звуковую схему слова.


Вступление.

Сегодня у нас необычный день. Я приглашаю вас в школу для юнг.

А кто такой юнга?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает знания детей, что юнга, это юный помощник на корабле. Подросток, обучающийся морскому делу на практике, готовиться стать моряком.

Воспитатель предлагает всем детям поступить в школу юнг и отправиться в морское путешествие за знаниями. Поможет нам в этом очень интересная игра. Вы знаете и играете в эту игру, это «Морской бой», но у нас сегодня не корабли в клеточках, там сегодня живут буквы.

Воспитатель получает согласие детей, и двери школы открываются.


Инструкция по выполнению карточек.

1. «Виды морского транспорта».

Цель: классификация видов транспорта, пополнение активного словаря новыми словами. Работа по двум карточкам. Фонетический разбор слова.

Словарь: линкор, танкер.

Воспитатель предлагает взять каждому ребенку свою карточку, рассмотреть ее и вспомнить правила игры «Морской бой».

Наверху карточки написано задание, как сочетание букв и цифр. Это зашифрованный путь к буквам, из которых состоит искомое слово.

Буквы на карточке с лева по вертикали, наверху по горизонтали написаны цифры.

Воспитатель показывает путь нахождения одной из любых букв на экране или на увеличенной карточке.

Показывает пример поиска. Возьмем любое сочетание, например В-5.

Проведем по горизонтальной строчке буквы В и ведем до пересечения с цифрой 5, можно считать клеточки, получим букву А.

Затем из разрезной азбуки берем букву А и кладем на стол.

И так, это был пример. А теперь приступим к выполнению задания и найдем первое слово.

После выполнения всех заданий дети находят слова: пароход, линкор, танкер, ледокол, лесовоз, теплоход.

t1593291697aa.png

t1593291697ab.png

Дети проводят классификацию морского транспорта:

1. Пароход, теплоход − пассажирский;

2. Линкор − военный;

3. Танкер, лесовоз − грузовой;

4. Ледокол, специализированный вид морского транспорта (зимний).

Далее воспитатель спрашивает, какие еще виды морского транспорта знают дети. Если не дают ответа, дополняет: рыболовный, подводный, научно-исследовательский, систематизирует ответы детей.

За правильные ответы каждому ребенку присваивается звание юнги. И далее во время работы называет его по имени со словом юнга.

Молодец юнга Саша!

Переход к определению количества слогов, фонетическому разбору слова линкор.

Дети определяют, что в слове линкор два слога лин-кор.

Ударение падает на первый слог в слове.

Далее находят гласные и согласные, составляют звуковую схему, дают характеристику каждого звука в слове линкор.

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.


2. «Морские профессии».

Цель: расширить знания детей о морских профессиях, пополнить словарь. Фонематический разбор слова.

Словарь: штурман, лоцман.

Дети выполняют задание по карточке, находят слова: капитан, матрос, штурман.

t1593291697ac.png

Далее воспитатель прилагает внимательно рассмотреть карточку и найти целые слова, расположенные на горизонтальных полосках: кок, лоцман, механик.

Слово кок на горизонтальной линии буквы Б под цифрами 3, 4, 5.

Лоцман на линии буквы В - 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Механик на линии Д - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

После этого дети выполняют задания по фонетическому разбору слова штурман.

В слове два слога штур-ман, ударение падает на первый слог.

Пять согласных и два гласных звука.

Составляют звуковую схему штурман.

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.


3. «Устройство морских судов».

Цель: закрепить знания детей об устройстве судов. Фонематический разбор слова.

Словарь: штурвал, рубка, камбуз.

Дети выполняют задание по карточке, находят слова: штурвал, палуба, мачта.

t1593291697ad.png

Воспитатель предлагает краткую беседу о том, какое значение имеет количество и размер устройств на судне. Воспитатель обобщает знание детей о том, что корабли бывают большими и малыми, во всех есть основные части и строения функционального значения: трюм, каюты, капитанский мостик, рубка, камбуз.

Воспитатель привлекает малоактивных детей, спрашивает об основных частях корабля, без которых он не сможет плыть.

Переход к определению количества слогов, фонетическому разбору слова штурвал.

Слово состоит из двух слогов штур-вал, ударение падает на второй слог.

В слове пять согласных, два гласных звука.

Составляют звуковую схему штурвал.

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.


4. «Морская форма».

Цель: расширить представления детей о форме моряков. Составить одно слово из букв в поле карточки. Фонематический разбор слова.

Словарь: роба, бушлат.

Дети выполняют задание по карточке, находят слова: брюки, тельняшка, бушлат.

t1593291697ae.png

Далее вспоминают, как одет моряк, для подсказки можно обратить внимание детей на маленькую картиночку с изображением моряка.

Детям предлагается найти одно слово из одежды моряков.

Беседа о морской форме, уточняют, что такое бушлат. Воспитатель систематизирует ответы детей.

Затем дети выполняют фонетический разбор слова бушлат.

В слове бушлат два слога буш-лат, второй слог ударный.

Гласных два, согласных четыре.

Составляют звуковую схему бушлат.

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.


5. «Загадки о морских помощниках».

Цель: познакомить детей с предметами безопасного мореплавания, отгадывание загадок. Фонетический разбор слова.

Работа по группам. Следует заранее разложить карточки с пометкой, какое из заданий будет выполнять ребенок. Три задания, три группы, количество детей в группе может быть разным.

Словарь: маяк.

Плаванье в море должно быть безопасным для этого у моряков есть помощники. Воспитатель предлагает узнать кто они. Загадывает детям загадки.

Загадки.

Когда нужен – выбрасывают,

Когда не нужен – поднимают. (Якорь)


Я твой товарищ, капитан.

Когда разгневан океан,

Ты посоветуйся со мной:

Я закачаюсь, задрожу –

И путь на север покажу. (Компас)


Великан стоит в порту.

Освещает темноту.

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!» (Маяк)

http://www.igraza.ru/zag-sea.html Морские загадки.


Дети выполняют задание по карточке, находят слова: якорь, компас, маяк.

t1593291697af.png

Варианты выполнения этого задания выбирает воспитатель, основываясь на подготовленности детей и учитывая особенности их индивидуального развития.

(Ответы на загадки можно найти в горизонтальной строке букв А, В, Г.)

Дети рассуждают о том, какие еще помощники необходимы морякам в море.

Далее дети делают фонетический разбор слова компас. Определяют количество слогов, ударный слог, находят гласные и согласные звуки.

В слове два слога ком-пас, ударный первый слог.

Составляют звуковую схему компас.

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.


6. «Погода в море».

Цель: обобщить знания детей о погоде на море, определить ее значение для мореплавателей. Найти по заданию слова по первой букве.

Словарь: шторм, штиль.

Вопрос юнгам. Важна ли для моряков погода?

Сейчас мы узнаем, какая бывает на море погода, будем находить слова по первой зашифрованной букве по вертикальной линии.

Дети находят слова: штиль, шторм.

t1593291697ag.png

Характеризуют оба понятия.

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

Юнги делают вывод, что бы плаванье было удачным нужен попутный ветер! В штиль море спокойное, а сильный ветер опасен, он рождает шторм.

И если корабль попадет в шторм, ему помогут помощники.


Рефлексия.

Вот и закончилась наша игра.

Играя, вы узнали много интересного о морском деле, познакомились с новыми морскими словами, отгадали загадки.

Но двери морской школы всегда открыты для вас.

Вы хотите еще раз побывать в ней?

Какая тема, сегодня была самая интересная для вас и почему?

Ответы детей.

Воспитатель благодарит детей за активность, смекалку и сообщает детям, что каждый из них достоин звания юнга.

Под звуки песни «По морям, по волнам» вручает каждому ребенку эмблему с изображением якоря.


Развивающие карточки "Школа юнги", игра "Морской бой".
PPTX / 996.5 Кб

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (26)

сменить сортировку
Трефилова Раиса Поликарповна, 28.06.20 в 00:46 6 Ответить Пожаловаться
Антонина Михайловна, на основе игры "Морской бой" у Вас создан отличный материал с методическими рекомендациями! Ваша публикация - наглядный пример для коллег, который показывает, как можно использовать принципы игры "Морской бой" для создания полноценных методических материалов!Большое спасибо за творческий подход к делу! Вдохновения Вам и успехов в дальнейшей работе!
Юмашева Антонина Михайловна, 28.06.20 в 01:01 6 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо Раиса Поликарповна, за добрые слова и пожелания. Очень приятно.

Отредактировано 28-06-2020 01:16

Горбачёва Марина Юрьевна, 28.06.20 в 03:28 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо,Антонина Михайловна! Отличная работа получилась! Грамотная,чёткая,интересная ,а главное очень полезная!
Юмашева Антонина Михайловна, 28.06.20 в 11:22 4 Ответить Пожаловаться
Спасибо Марина Юрьевна за вашу высокую оценку материала.
Елена Владимировна, 28.06.20 в 03:43 6 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Антонина Михайловна, за полезную разработку, выполненную на высоком методическом уровне!
Юмашева Антонина Михайловна, 28.06.20 в 11:11 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо Елена Владимировна, за ваш комментарий.
Максакова Наталья Михайловна, 28.06.20 в 07:29 6 Ответить Пожаловаться
Полезная и качественная работа, спасибо!
Юмашева Антонина Михайловна, 28.06.20 в 11:12 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное, за оценку моей работы.
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.