12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Иоланта Юрьевна Жаркова1509
Окончила филологический факультет МПГУ (специалист, учитель); присвоена квалификация (степень) магистра по направлению подготовки "Педагогическое образование". Педагогический стаж с 2010г.
Россия, Московская обл., Егорьевск
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
6

Урок русского языка по теме «Фонетический разбор слова», 5 класс




Презентация. 5 класс. Фонетический разбор слова
PPTX / 397.36 Кб

Карточки для работы в группах. Фонетический разбор слова 5кл
DOCX / 14.92 Кб

Самоанализ к уроку. Фонетический разбор слова
DOC / 37 Кб

Урок русского языка, 5 класс

Тема: «Фонетический разбор слова»

Урок рефлексии

Технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, групповой деятельности, игровая.

Решаемые проблемы: Каков порядок фонетического разбора? В чем состоит фонетический анализ слова?

Планируемые результаты:

Предметные: научиться производить фонетический анализ.

Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для решения задач.

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.

Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, магниты, сигнальные карточки (зеленого и желтого цветов), презентация.

УМК Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженской и др. (М.: Просвещение);

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс/ Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017.

Длительность урока 40 минут.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Время

Оргмомент

Проверка готовности учащихся. Приветствие.

У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку?

Запись на правой стороне доски:

На парте: ручка, учебник, лист с заданием

Подготовка к уроку. Приветствие.

Запись в тетрадях: дата, классная работа.

2 мин

Актуализация знаний и мотивация

Учитель: Давайте начнем занятие с того, что вспомним, что мы знаем о звуках. Группа учащихся 1 (у которых наблюдались затруднения в работе с гласными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы – гласные звуки. Расскажите о себе.

Группа учащихся 2 (у которых наблюдались затруднения в работе с согласными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы - согласные звуки. Расскажите о себе.

Группа учащихся 3 (у которых наблюдались затруднения в работе с согласными сонорными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы – звуки Й,Р,Л,М,Н. Расскажите о себе.

Работа в группах. Ответы учащихся.

Работа в группах. Ответы учащихся.

5-8 мин

Определение темы урока.

Целеполагание

Учитель: Как вы думаете, для какого вида работы нам необходимы эти знания? Определите тему урока.

Ответы учащихся. Фонетический разбор слова.

Запись темы на доске.

Учитель: С фонетикой и фонетическим разбором слова вы познакомились еще в начальной школе. Подумайте, какими могут быть цели нашего урока?

Ответы учащихся: закрепить умение выполнять фонетический разбор, в том числе и сложных для разбора слов.

Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает сформулировать цель урока.

Запись темы урока в тетради

3 мин

Работа в группах

 

Выявление места затруднения

Учитель использует прием «Лови ошибку»:

Группа учащихся 1, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

1. Алфавит – 2 слога;

А – [а] – гласный, ударный, твердый;

Л – [л] – согласный, твердый, звонкий;

Ф – [ф] – согласный, твердый, глухой;

А – [о] – гласный, ударный, мягкий;

В – [в`]- согласный, мягкий, звонкий;

И – [и] – гласный, безударный;

Т - [т] – согласный, твердый, глухой.

5 букв, 5 звуков.

2. Ежик – 2 слога;

Е - [е] – гласный, ударный;

Ж - [ж] – согласный, твердый, звонкий;

И - [и] – гласный, безударный;

К - [к] – согласный, твердый, глухой.

4 буквы, 4 звука

Группа учащихся 2, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

1. Алфавит – 3 слога;

А – [а] – гласный, безударный;

Л – [л] – согласный, твердый, глухой;

Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;

А – [а] – гласный, безударный;

В – [в]- согласный, твердый, глухой;

И – [и] – гласный, ударный;

Т - [т] – согласный, твердый, звонкий.

5 букв, 5 звуков.

2. Ежик – 2 слога;

Е – [й] – согласный, твердый, звонкий;

- [о] – гласный, ударный;

Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой;

И - [ы] – гласный, безударный;

К - [к] – согласный, твердый, глухой.

4 буквы, 5 звуков.

Группа учащихся 3, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

1. Алфавит – 3 слога;

А – [а] – гласный, безударный;

Л – [л] – согласный, твердый, глухой, парный;

Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;

А – [а] – гласный, безударный;

В – [в`]- согласный, мягкий, глухой;

И – [и] – гласный, ударный;

Т - [т] – согласный, твердый, звонкий.

5 букв, 5 звуков.

2. Ежик – 2 слога;

Е – [й] – согласный, твердый, глухой, парный;

- [о] – гласный, ударный;

Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой;

И - [ы] – гласный, безударный;

К - [к] – согласный, твердый, глухой, непарный.

4 буквы, 5 звуков.

СЛАЙД 2

Находят ошибки, исправляют, соотносят с правилами и таблицами справочных материалов. Выявляют места затруднения. Делают вывод о причине ошибок, допущенных в работах.

 

Самопроверка.

8-10 мин

Физкультминутка

1. Исходное положение - сидя на стуле. Плавные наклоны головы вперед – назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. Повороты головы направо – налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Выполняют упражнения.

2-3 мин

Первичное закрепление

Учитель: Давайте выстроим схематично алгоритм наших действий фонетического разбора.

Звук:

1. гласный (ударный или безударный);

- е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь;

2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой)

- только твердые: ж, ш, ц;

- только мягкие: ч, щ, й;

-только звонкие: й,р,л,м,н.

3. подсчитать количество букв и звуков.

СЛАЙД 3-9

Обобщают знания.

Составляют алгоритм работы со звуками в фонетическом разборе.

3-4 мин

Реализация проекта

Учитель: Теперь попробуем по нашему плану самостоятельно выполнить фонетический разбор слов ядро, дрозд.

СЛАЙД 10

Я- [й`] – согласны, мягкий, звонкий;

[а] – гласный безударный;

Д – [д] – согласный, твердый, звонкий;

Р – [р] – согласный, твердый, звонкий;

О – [о] – гласный, ударный.

4 буквы, 5 звуков

Д – [д] – согласный, твердый, звонкий;

Р – [р] – согласный, твердый, звонкий;

О – [о] – гласный, ударный;

З – [с] – согласный, твердый, глухой;

Д – [т] – согласный, твердый, глухой.

5 букв, 5 звуков

СЛАЙД 10-11

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

5 мин

Включение в систему знаний

Учитель применяет прием игры «Положи словечко на подходящую полку». Закрепляем слова на доску при помощи магнитов.

Слова необходимо распределить по группам:

1. слова, в которых гласный/ые звуки обозначают один звук.

2. слова, в которых гласный/ые звуки обозначают два звука.

3. слова, в которых все согласные твердые.

4. слова, в которых все согласные мягкие.

5. слова, в которых все согласные звонкие.

6. слова, в которых все согласные глухие.

Карточки со словами: ель, поле, метелка, баня, труд, урок, лесть, мель, тропа, береза, пробка.

Карточки распечатать в нескольких экземплярах. Некоторые слова займут несколько полок.

СЛАЙД 12

Связывают новое знание умение с пройденным материалом

4-5 мин

Домашнее задание

Учитель: Домашнее задание: упражнение 320.

Запись в дневниках

1 мин

Рефлексия

Учитель: На ваших столах лежат карточки зеленого и желтого цветов. Если вы считаете, что на уроке вам все удалось и в дальнейшем фонетический разбор не будет для вас сложным, положите зеленую карточку. Если вы по-прежнему испытываете неуверенность в своих сила при выполнении фонетического разбора, положите желтую карточку.

Спасибо за внимание.

Оценивают продуктивность своего занятия.

2 мин

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»




Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.