Урок русского языка в 5 классе по теме «Фонетический разбор слова»
Пояснительная записка к презентации
Презентация. 5 класс. Фонетический разбор слова
PPTX / 397.36 Кб
Карточки для работы в группах. Фонетический разбор слова 5кл
DOCX / 14.92 Кб
Самоанализ к уроку. Фонетический разбор слова
DOC / 37 Кб
Урок русского языка, 5 класс
Тема: «Фонетический разбор слова»
Урок рефлексии
Технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, групповой деятельности, игровая.
Решаемые проблемы: Каков порядок фонетического разбора? В чем состоит фонетический анализ слова?
Планируемые результаты:
Предметные: научиться производить фонетический анализ.
Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для решения задач.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.
Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, магниты, сигнальные карточки (зеленого и желтого цветов), презентация.
УМК Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженской и др. (М.: Просвещение);
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс/ Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017.
Длительность урока 40 минут.
Этапы урока |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Время |
Оргмомент |
Проверка готовности учащихся. Приветствие. У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку? Запись на правой стороне доски: На парте: ручка, учебник, лист с заданием |
Подготовка к уроку. Приветствие. Запись в тетрадях: дата, классная работа. |
2 мин |
Актуализация знаний и мотивация |
Учитель: Давайте начнем занятие с того, что вспомним, что мы знаем о звуках. Группа учащихся 1 (у которых наблюдались затруднения в работе с гласными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы – гласные звуки. Расскажите о себе. Группа учащихся 2 (у которых наблюдались затруднения в работе с согласными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы - согласные звуки. Расскажите о себе. Группа учащихся 3 (у которых наблюдались затруднения в работе с согласными сонорными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы – звуки Й,Р,Л,М,Н. Расскажите о себе. Работа в группах. Ответы учащихся. |
Работа в группах. Ответы учащихся. |
5-8 мин |
Определение темы урока. Целеполагание |
Учитель: Как вы думаете, для какого вида работы нам необходимы эти знания? Определите тему урока. Ответы учащихся. Фонетический разбор слова. Запись темы на доске. Учитель: С фонетикой и фонетическим разбором слова вы познакомились еще в начальной школе. Подумайте, какими могут быть цели нашего урока? Ответы учащихся: закрепить умение выполнять фонетический разбор, в том числе и сложных для разбора слов. Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает сформулировать цель урока. |
Запись темы урока в тетради |
3 мин |
Работа в группах
Выявление места затруднения |
Учитель использует прием «Лови ошибку»: Группа учащихся 1, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных? 1. Алфавит – 2 слога; А – [а] – гласный, ударный, твердый; Л – [л] – согласный, твердый, звонкий; Ф – [ф] – согласный, твердый, глухой; А – [о] – гласный, ударный, мягкий; В – [в`]- согласный, мягкий, звонкий; И – [и] – гласный, безударный; Т - [т] – согласный, твердый, глухой. 5 букв, 5 звуков. 2. Ежик – 2 слога; Е - [е] – гласный, ударный; Ж - [ж] – согласный, твердый, звонкий; И - [и] – гласный, безударный; К - [к] – согласный, твердый, глухой. 4 буквы, 4 звука Группа учащихся 2, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных? 1. Алфавит – 3 слога; А – [а] – гласный, безударный; Л – [л] – согласный, твердый, глухой; Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий; А – [а] – гласный, безударный; В – [в]- согласный, твердый, глухой; И – [и] – гласный, ударный; Т - [т] – согласный, твердый, звонкий. 5 букв, 5 звуков. 2. Ежик – 2 слога; Е – [й] – согласный, твердый, звонкий; - [о] – гласный, ударный; Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой; И - [ы] – гласный, безударный; К - [к] – согласный, твердый, глухой. 4 буквы, 5 звуков. Группа учащихся 3, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных? 1. Алфавит – 3 слога; А – [а] – гласный, безударный; Л – [л] – согласный, твердый, глухой, парный; Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий; А – [а] – гласный, безударный; В – [в`]- согласный, мягкий, глухой; И – [и] – гласный, ударный; Т - [т] – согласный, твердый, звонкий. 5 букв, 5 звуков. 2. Ежик – 2 слога; Е – [й] – согласный, твердый, глухой, парный; - [о] – гласный, ударный; Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой; И - [ы] – гласный, безударный; К - [к] – согласный, твердый, глухой, непарный. 4 буквы, 5 звуков. СЛАЙД 2 |
Находят ошибки, исправляют, соотносят с правилами и таблицами справочных материалов. Выявляют места затруднения. Делают вывод о причине ошибок, допущенных в работах.
Самопроверка. |
8-10 мин |
Физкультминутка |
1. Исходное положение - сидя на стуле. Плавные наклоны головы вперед – назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. Повороты головы направо – налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. |
Выполняют упражнения. |
2-3 мин |
Первичное закрепление |
Учитель: Давайте выстроим схематично алгоритм наших действий фонетического разбора. Звук: 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; - только мягкие: ч, щ, й; -только звонкие: й,р,л,м,н. 3. подсчитать количество букв и звуков. СЛАЙД 3-9 |
Обобщают знания. Составляют алгоритм работы со звуками в фонетическом разборе. |
3-4 мин |
Реализация проекта |
Учитель: Теперь попробуем по нашему плану самостоятельно выполнить фонетический разбор слов ядро, дрозд. СЛАЙД 10 Я- [й`] – согласны, мягкий, звонкий; [а] – гласный безударный; Д – [д] – согласный, твердый, звонкий; Р – [р] – согласный, твердый, звонкий; О – [о] – гласный, ударный. 4 буквы, 5 звуков Д – [д] – согласный, твердый, звонкий; Р – [р] – согласный, твердый, звонкий; О – [о] – гласный, ударный; З – [с] – согласный, твердый, глухой; Д – [т] – согласный, твердый, глухой. 5 букв, 5 звуков СЛАЙД 10-11 |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону |
5 мин |
Включение в систему знаний |
Учитель применяет прием игры «Положи словечко на подходящую полку». Закрепляем слова на доску при помощи магнитов. Слова необходимо распределить по группам: 1. слова, в которых гласный/ые звуки обозначают один звук. 2. слова, в которых гласный/ые звуки обозначают два звука. 3. слова, в которых все согласные твердые. 4. слова, в которых все согласные мягкие. 5. слова, в которых все согласные звонкие. 6. слова, в которых все согласные глухие. Карточки со словами: ель, поле, метелка, баня, труд, урок, лесть, мель, тропа, береза, пробка. Карточки распечатать в нескольких экземплярах. Некоторые слова займут несколько полок. СЛАЙД 12 |
Связывают новое знание умение с пройденным материалом |
4-5 мин |
Домашнее задание |
Учитель: Домашнее задание: упражнение 320. |
Запись в дневниках |
1 мин |
Рефлексия |
Учитель: На ваших столах лежат карточки зеленого и желтого цветов. Если вы считаете, что на уроке вам все удалось и в дальнейшем фонетический разбор не будет для вас сложным, положите зеленую карточку. Если вы по-прежнему испытываете неуверенность в своих сила при выполнении фонетического разбора, положите желтую карточку. Спасибо за внимание. |
Оценивают продуктивность своего занятия. |
2 мин |
Горбачёва Марина Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова