12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шестакова Галина Николаевна7670
«Творить, пробовать, искать и развиваться»
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Для вас родители!!!»

 

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря,

внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок

научиться классифицировать, обобщать предметы.

Игра №1 «Отгадай предмет по названию его частей»

·                   Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

·                   Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

·                   Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

·                   Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

·                   Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

·                   Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

·                   Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

·                   Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

·                   Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

·                   Пол, стены, потолок (комната).

·                   Подоконник, рама, стекло (окно).

Игра №2 «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации,

 в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

·        Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

·        Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

·        Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

Игра №3 «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а

затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Ø «Лишнее» слово среди имен существительных:

·        кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

·        стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

·        пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

·        слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

·        волк, собака, рысь, лиса, заяц;

·        лошадь, корова, олень, баран, свинья;

·        роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

·        зима, апрель, весна, осень, лето;

·        мама, подруга, папа, сын, бабушка.

 

Ø «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

·        грустный, печальный, унылый, глубокий;

·        храбрый, звонкий, смелый, отважный;

·        желтый, красный, сильный, зеленый;

·        слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

·        крепкий, далекий, прочный, надежный;

·        смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

·        глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

 

Ø «Лишнее» слово среди глаголов:

·        думать, ехать, размышлять, соображать;

·        бросился, слушал, ринулся, помчался;

·        приехал, прибыл, убежал, прискакал;

·        пришел, явился, смотрел;

·        выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Игра №4 «Придумай предложение»

Играть можно как вдвоем с ребенком, так и большой группой. Взрослый называет

слово и просит следующего игрока (ребенка) придумать предложение, в котором

было бы это слово.  Как приглашение к игре ему передается камешек.

Например, ведущий называет слово «луна» и передает камешек ребенку.

Тот отвечает: «Взошла луна на небосклон», — и называет свое слово: «ночь», одновременно передавая камешек по кругу.  Следующий игрок продолжает:

«Ночь холодная настала» и т. д.

Не обязательно следить за тем, чтобы предложения последовательно сочетались друг

с другом, но можно ввести новое условие и составить всем

вместе связный рассказ или сказку.

Игра №5 «Слово за слово»

Водящий произносит вслух два случайных слова, например, «крыса» и

«табуретка». Следующий участник произносит: «Папа бросил табуреткой в крысу»и

называет следующее слово: «Молоко». Следующий участник связывает

предложением второе и третье слова: «На табуретке было разлито молоко» и т. д.

 Игра бесконечна, проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить   предложение.

Игра №6 «Перевирание сказки»

Возможно, эта игра знакома многим из вас. Она обучает ребенка одновременно

операции декомпозиции и композиции. Рассмотрим в качестве примера всем

известную сказку:

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка ….

- Не Желтая, а Красная.

- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и ……

- Да нет же, не папа, а мама.

- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей …..

- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете…..

И так далее.

Игра №7 «Сказка наизнанку»

Это один из вариантов игры в " перевирание" сказок. Он состоит в умышленном и

более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.

Например:

·        Красная Шапочка злая, а волк добрый;

·        Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и

стала сообщницей их бандитских набегов и т.д.

Игра №8 «Что было бы, если….»

Цель данной игры найти как можно больше возможных вариантов ответов

для данной ситуации. Примеры ситуаций:

  • к вам в дверь постучал крокодил;
  • на земле исчезли все кошки;
  • на земле исчезла вода и т.д.

Игра №9 «Исключение лишнего слова»

Учитель называет три слова: солнце, помидор, собака. Дети должны исключить

одно слово, причем принцип, по которому они это сделают, они должны

выбрать сами. Они могут предложить исключить помидор, так как это слово

начинается с буквы "П", остальные слова начинаются с буквы "С". Или

могут предложить исключить слово собака, так как все остальные слова обозначают

круглые предметы. Могут предложить такой вариант: в словах собака солнце - 6

букв, а в слове помидор - 7, следовательно, можно исключить помидор по

такому признаку и т.д.

Игра №10 «Что делают животные?»

         Цель: активизация глагольного словаря, закрепление знаний о животных.

Взрослый называет животное, а ребенок произносит глагол, который можно

отнести к этому животному.

Собака ……. стоит, сидит, лежит, идет, лает, играет, кусается, служит…

Кошка  …… мурлычет, крадется, царапается, лакает, умывается….

Ворона ……. летает, ходит, каркает, клюет….

Змея ………. ползет, шипит, извивается, жалит….

Игра №11 «Кто может совершать эти движения?»

Цель: активизация глагольного словаря,  словаря существительных,

 развитие памяти.

Взрослый называет глагол, а ребенок существительное.

Идет (человек, животное, поезд, дождь, снег, град, ….)

Бежит (человек, животное, ручей,….)

Летит (птица, бабочка, стрекоза, жук, самолет, ракета,…)

Плывет (рыба, лебедь, лодка, корабль, облако,…)

Игра №12 «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в словаре признаков противоположных или слов-антонимов.

Взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок называет с

противоположным значением.

Горячий – холодный

Умный – глупый

Острый – тупой

Радостный – печальный

Быстрый – медленный

Частый – редкий

Мягкий – твердый и т.д.

Игра №13 «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающий цвет.

Красный – мак, огонь, флаг,…

Оранжевый – апельсин, морковь, заря,…

Желтый – цыпленок, солнце, репа,…

Зеленый – огурец, трава, лес,…

Опубликовано в группе «Для вас родители!!!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.