Настольная игра для детей дошкольного возраста «Речевой круг»
Актуальность. Данная методическая разработка ориентирована на личность ребенка: расширяет лингвистический кругозор детей. Ребенок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного языка. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения родного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Всё, что он учил – надолго запоминается. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Новизна методической разработки заключается в том, что в ее основе лежит игровая технология. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в дошкольном возрасте.
Возраст: 5 – 7 лет.
Длительность игры: 20 минут.
Цель игры: создание условий для успешного развития у ребенка лингвистических способностей и развития лексико-грамматической стороны речи.
Задачи:
Обучающие:
- приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач в рамках изученной тематики;
- сформировать навыки диалогической и монологической речи;
-расширить словарный запас;
- выработать у детей навыки правильного произношения звуков и правильного интонирования высказывания.
Развивающие:
- создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;
- развивать мышление, память, воображение, волю;
- расширять кругозор;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- развивать фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению родного языка.
Научная основа: основой данного опыта работы являются:
· теория развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина;
· положения о зонах ближайшего развития Л.С. Выготского.
Принципы обучения:
Данная методическая разработка представляет собой настольную игру. Обучение проводится с опорой на родной язык. Направлена на быстрое и качественное овладение лексико-грамматическим строем речи.
Методическая разработка предполагает образовательный, воспитывающий и развивающий характер обучения и строится на таких принципах:
-коммуникативно-ориентированной направленности;
-дифференцированного и интегрированного обучения;
-учета родного языка;
-активности;
-наглядности.
Виды занятий
Учебный материал подается в игровой форме, не утомительной для ребенка. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Направлена игра на быстрое и качественное овладение лексикой и грамматикой родного языка. Таким образом, данная разработка основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение правильно говорить и воспринимать речь на слух.
Форма занятий – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу.
Методы и приемы:
К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые языковые и речевые навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время наблюдения за работой детей.
Игровое пособие «Речевой круг» представляет собой универсальную настольно-печатную игру по разным лексическим темам (в зависимости от возраста и уровня речевой подготовленности детей).
Лексический материал подбирается педагогом самостоятельно (игрушки, транспорт, домашние животные, дикие животные, посуда и т.д.).
Комплектация игры:
-Игровое поле с 4 секторами.
Первый сектор: речевое упражнение «Один – много».
Второй сектор: речевое упражнение «Чего (кого) не стало?».
Третий сектор: речевое упражнение «Посчитай».
Четвертый сектор: речевое упражнение «Большой – маленький».
-Волчок со стрелкой-указателем.
-Кубик с точками.
-Предметные картинки (по лексическим темам).
Правила игры:
Количество играющих – 2-8 человек.
Перед началом игры раскладывается игровое поле, выкладываются предметные картинки.
1 шаг. Знакомство с игрой.
2 шаг. Выбор первого ведущего считалкой.
3 шаг. Ребенок запускает волчок на игровом поле. Стрелка волчка указывает на сектор.
4 шаг. Игра в выпавшую речевую игру с предметными картинками. Играют все дети по цепочке.
Первый сектор: речевое упражнение «Один – много».
Например, лексическая тема «Домашние животные».
Собака - собаки.
Кошка - кошки.
Второй сектор: речевое упражнение «Чего (кого) не стало?» Выкладываются три-четыре картинки. Ребенок закрывает глаза. Убирается одна картинка. Ребенку нужно отгадать, какой картинки не стало.
-не стало собаки;
-не стало кошки.
Третий сектор: речевое упражнение «Посчитай».
Ребенок бросает кубик с точками. Выбирает картинку. Называет количество выпавших предметов.
Одна собака, пять кошек.
Четвертый сектор: речевое упражнение «Большой – маленький. Называние животных и их детенышей.
Собака - щенок.
Кошка - котенок.
Предмет: логопедия, окружающий мир.
Возможно использование игры на этапе изучения нового материала, закрепления изученного, контроля приобретенных навыков.
Материалы, использованные при создании пособия: цветная бумага формата А4; пленка для ламинирования.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста; педагоги; родители.
Место проведения игры: группа в помещении ДОУ; в домашних условиях.
Ожидаемый результат: занятия с использованием игрового пособия «Речевой круг» позволят ребенку овладеть лексико-грамматическим материалом, выработать навыки диалогической и монологической речи, овладеть правильным произношением звуков и слов родного языка.
Шабанова Алёна
Антонова Елена Вадимовна