12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Елена Вадимовна1621
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Логопедические пособия своими руками»

Актуальность. Данная методическая разработка ориентирована на личность ребенка: расширяет лингвистический кругозор детей. Ребенок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного языка. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения родного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Всё, что он учил – надолго запоминается. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Новизна методической разработки заключается в том, что в ее основе лежит игровая технология. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в дошкольном возрасте.

Возраст: 5 – 7 лет.

Длительность игры: 20 минут.

Цель игры: создание условий для успешного развития у ребенка лингвистических способностей и развития лексико-грамматической стороны речи.

Задачи:

Обучающие:

- приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач в рамках изученной тематики;

- сформировать навыки диалогической и монологической речи;

-расширить словарный запас;

- выработать у детей навыки правильного произношения звуков и правильного интонирования высказывания.

Развивающие:

- создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;

- развивать мышление, память, воображение, волю;

- расширять кругозор;

- формировать мотивацию к познанию и творчеству;

- развивать фонематический слух.

Воспитательные:

- воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению родного языка.

Научная основа: основой данного опыта работы являются:

·         теория развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина;

·         положения о зонах ближайшего развития Л.С. Выготского.

Принципы обучения:

Данная методическая разработка представляет собой настольную игру. Обучение проводится с опорой на родной язык. Направлена на быстрое и качественное овладение лексико-грамматическим строем речи.

Методическая разработка предполагает образовательный, воспитывающий и развивающий характер обучения и строится на таких принципах:

-коммуникативно-ориентированной направленности; 

-дифференцированного и интегрированного обучения;

-учета родного языка;

-активности;

-наглядности.

Виды занятий

Учебный материал подается в игровой форме, не утомительной для ребенка. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Направлена игра на быстрое и качественное овладение лексикой и грамматикой родного языка. Таким образом, данная разработка основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение правильно говорить и воспринимать речь на слух.

Форма занятий – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу.

Методы и приемы:

К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые языковые и речевые навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время наблюдения за работой детей.

Игровое пособие «Речевой круг» представляет собой универсальную настольно-печатную игру по разным лексическим темам (в зависимости от возраста и уровня речевой подготовленности детей).

Лексический материал подбирается педагогом самостоятельно (игрушки, транспорт, домашние животные, дикие животные, посуда и т.д.).

Комплектация игры:

-Игровое поле с 4 секторами.

 

Первый сектор: речевое упражнение «Один – много».

Второй сектор: речевое упражнение «Чего (кого) не стало?».

Третий сектор: речевое упражнение «Посчитай».

Четвертый сектор: речевое упражнение «Большой – маленький».

 

-Волчок со стрелкой-указателем.

-Кубик с точками.

-Предметные картинки (по лексическим темам).

Правила игры:

Количество играющих – 2-8 человек.

Перед началом игры раскладывается игровое поле, выкладываются предметные картинки.

1 шаг. Знакомство с игрой.

2 шаг. Выбор первого  ведущего считалкой.

3 шаг. Ребенок  запускает волчок на игровом поле. Стрелка волчка указывает на сектор.

4 шаг. Игра в выпавшую речевую игру с предметными картинками. Играют все дети по цепочке.

Первый сектор: речевое упражнение «Один – много».

Например, лексическая тема «Домашние  животные».

Собака  - собаки.

 Кошка - кошки.

Второй сектор: речевое упражнение «Чего (кого) не стало?» Выкладываются три-четыре картинки. Ребенок закрывает глаза. Убирается одна картинка. Ребенку нужно отгадать, какой картинки не стало.

-не стало собаки;

-не стало кошки.

Третий сектор: речевое упражнение «Посчитай».

Ребенок бросает кубик с точками. Выбирает картинку. Называет количество выпавших предметов.

Одна собака, пять кошек.

Четвертый сектор: речевое упражнение «Большой – маленький. Называние животных и их детенышей.

Собака  -  щенок.   

Кошка -  котенок.  

Предмет: логопедия, окружающий мир.

Возможно использование игры на этапе изучения нового материала, закрепления изученного, контроля приобретенных навыков.

Материалы, использованные при создании пособия: цветная  бумага формата А4; пленка для ламинирования.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста; педагоги; родители.

Место проведения игры: группа  в помещении ДОУ; в домашних условиях.

Ожидаемый результат: занятия с использованием игрового пособия «Речевой круг»  позволят ребенку овладеть лексико-грамматическим материалом, выработать навыки диалогической и монологической речи, овладеть правильным произношением звуков и слов родного языка.

Опубликовано в группе «Логопедические пособия своими руками»


Комментарии (2)

Шабанова Алёна, 28.10.18 в 10:10 1Ответить Пожаловаться
Простите, но я не поняла, как развиваете воображение и фонематический слух с помощью этой игры??????
Антонова Елена Вадимовна, 28.10.18 в 10:31 2Ответить Пожаловаться
Использовать игру можно в разном возрасте. Если берем малышей, то можно начать со звукоподражаний. Например, угадать животных по звукоподражаниям. Если это более старший возраст, то повторение языкового материала, ранее незнакомого, уже развивает фонематический слух. а воображение развивается путем соотнесения картинок со зрительными образами, существующими в представлении ребенка. Ребенку, выполняя задания, нужно представить и 5 кошек, и котенка. Все очень просто. В этом и суть игры.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.