Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье раскрываются особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Ключевые слова. Развитие речи, дошкольники, культура речи, обогащение словаря.
Актуальность развития речи дошкольников обусловлена тем, что в настоящее время умение общаться, владение литературной речью выступает ярким показателем культуры человека. В нашем социальном мире человеку приходится ежедневно вступать в контакты. От умения говорить зависит его успешность в мире.
Как отмечают психологи, развитие речи связано с развитием мышления. Поэтому, развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллектуальные способности.
Основная цель развития речи детей дошкольного возраста состоит в развитии навыков свободного общения со взрослыми и детьми, развитие связной правильной речи, овладение коммуникативными способами взаимодействия с окружающими людьми.
Согласно ФГОС ДО развития речи включает следующие компоненты:
1) овладение речью как средством общения и культуры (дошкольники должны владеть речью как способом установления контактов с окружающими людьми, они должны научиться выражаться так, чтобы их поняли);
2) обогащение активного словаря (богатство словаря ребенка завит от речи окружающих его людей, родителей, педагогов, расширение словаря осуществляется во всех режимных моментах);
3) развитие связной правильной речи (дети должны овладеть правилами ведения диалога, уметь свободно высказываться на определенную тему, при этом их речь должна быть правильной и отражать нормы русского языка);
4) развитие речевого творчества (дошкольники должны научиться составлять короткие рассказы, придумывать сказки, рифмовать слова);
5) знакомство с детской литературой (в детском саду ведется планомерная работа по ознакомлению детей с произведениями русских и зарубежных писателей);
6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности (ребенок должен научиться элементам звукового анализа и синтеза, различать звуки, изменять слова, это помогает подготовить ребенка к обучению грамоте);
7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает нормы произношения, учится правильно ставить ударение в словах, выразительно читать стихи).
Эти направления по развитию речи дошкольников мы учитываем при планировании занятий по развитию речи, в режимных моментах, в играх, в ежедневном общении, на прогулках, во время проведения праздников.
А. Г. Арушанова предлагает как форму развития речи дошкольников, как сценарии активизирующего общения, в ходе которых осуществляется обучение диалогическому общению в игровой форме. Развитие речи педагог предлагает осуществлять в ходе дидактических игр, во время народных игр, в процессе игр-драматизации, в ходе беседы и др. [1, c.34].
Такая форма развития речи как игра, активно используется в практике работы с дошкольниками. Игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.
О. А. Бизикова предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Бояре», «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. [2, c.24].
Сотрудничество педагогов с логопедом является одним из условий развития правильной речи ребенка. Некоторые наши дети освоили сна логопедических занятиях произнесение таких сложных звуков, как «р», «ш», «ч» и др. Однако, в активной речи все еще допускают искажения. Для закрепления этих звуков мы используем следующие игры:
«Назови слова со звуком р». Ребенок и педагог по очереди называют слова, в которых встречается звук р.
«Назови все слова, но букву ш». Ребенок называет как можно больше слов на заданную букву и считает их количество. Педагог называет свои слова. Выигрывает тот, кто назовет больше слов.
Такие игры надо практиковать несколько раз в день, пока ребенок не научится подмечать этот звук в словах и произносить его правильно.
Эти игры и другие мы предлагаем проводить родителям с детьми для закрепления звуков.
Удачной формой развития речи дошкольников является театрализованная игра. Такие игры мы проводим после прочтения рассказа или сказки. Мы предлагаем детям распределить роли и поиграть в сказку. Было замечено, что в ходе свободной импровизации, дети легче воспроизводят речь персонажей. Но если детям предложить пересказать сказку или выступить в роли рассказчика, многие дошкольники теряются. Это говорит о том, что не у всех детей развит навыка пересказа.
Чтобы обучить дошкольников пересказу мы используем схемы-картинки, по которых дети воспроизводят события, описанные в рассказе или сказке. Обучению пересказу помогает настольный театр, в ходе которого дети с помощь картонных кукол пересказывают сказку.
Помогают развитию речи дошкольников беседы с воспитателем. В ходе разговоров с детьми мы стараемся затрагивать интересные темы для ребенка:
- просим рассказать о том, в какие игры он любит играть дома;
- расспрашиваем о его летнем отдыхе;
- интересуемся, какой мультфильм он посмотрел и просим рассказать, о чем он.
Таким образом у детей развивается не только диалогическая речи, но и монологическая.
В нашем детском саду как формы речевого развития дошкольников используются литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, беседы по прочитанным произведениям и др.
Хотелось бы рассказать о том, как прошел праздник «Осенний фестиваль», посвященный развитию речи детей.
Во время подготовки к празднику мы разучивали с детьми песни «Осень», «Урожай», музыкально-речевые игры «Гриб волнушка», «По дорожке во лесок» и др.. На интегрированном занятии по развитию речи была проведена беседа на тему «Признаки осени». Дошкольников мы познакомили с картиной В. Поленова «Осень золотая», которую предложили для описания. Затем дети выполняли свои творческие работы. Дети с родителями выполняли подготовку к празднику: разучивали стихотворения на осеннюю тематику, репетировали роли.
Во время праздника к детям пришла Хозяйка леса – Осень, ежик, зайчик, которые осуществляли речевые игры с детьми, показывали сценки, приглашали к общению.
В ходе речевых игр дошкольники учились подбирать прилагательные к существительным (Игра «Какой? Какое? Какая?»), упражнялись в подборе прилагательных (Игра «Чей, чьи?»), познакомить со старинными русскими названиями осенних месяцев – сентябрь, октябрь, ноябрь. Осенний праздник позволил учащимся продемонстрировать свои навыки диалогической речи (в процессе театрализованных сценок), навыки выразительного чтения (в ходе выступления чтецов).
Большую работу по развитию речи мы проводим с родителями наших воспитанников. Для них мы оформили папки-передвижки на темы «Развивая речь ребенка - развивай его ум», «Нормы овладения речью к 5-6 годам», «О чем следует говорить с ребенком». Для родителей был проведен мастер-класс на тему: «Игры для развития речи дошкольников».
Регулярно проводятся консультации «Нелитературные слова в речи наших детей», «Активизация словаря детей», «Сказки на ночь», «Мама поговори со мной». Во время бесед с родителями мы делимся опытом о том, как развивать словотворчество детей, как бороться с жаргонными словами и выражениями, как играть с ребенком в речевые игры.
Развитие речи дошкольника необходимо для последующего обучения в школе, именно поэтому формированию у детей грамотной правильной образной логической речи в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.
Список использованной литературы
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре МОСКВА 2008. .
Ильина Т. А., Сергеева Е. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования // Молодой ученый. - 2019. - №5. - С. 175-177. - URL https://moluch.ru/archive/243/56107/ (дата обращения: 15.02.2019).
Кияйкина Наталья Федоровна