Методические указания по литературе «Речевые клише»
Работая в школе для детей с нарушением слуха, мы часто сталкиваемся с ограниченным словарным запасом наших учеников, и как бы мы не старались его увеличить, не всегда ребенок с ОВЗ может самостоятельно грамотно сформулировать свои мысли, особенно в напряженной обстановке экзамена. Именно эти речевые клише помогают нам выйти из затруднительного положения
Это готовые образцы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также модели речевого поведения в конкретных ситуациях.
Элементы структуры |
Клише |
ВСТУПЛЕНИЕ |
|
1.Ключевое слово темы |
Природа... Война... Дружба и т.п. |
2.Общие рассуждения по теме |
С давних времен человек размышлял о … Каждый из нас сталкивался с … Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о … Как часто мы слышим о ... Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей. Никто не станет отрицать важности … в жизни людей. |
3.Вопросы по теме |
Зададимся вопросом: почему....? В чем же причина ...? Задумаемся: должны ли мы...? Невольно задаешься вопросом: зачем....? Почему же нужно …? Что же самое главное …? Как мы должны относиться к ...? |
Для перехода к основной части |
В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает художественная литература. Предлагаю вспомним литературные произведения, в которых раскрывается тема ... Замечательным примером, иллюстрирующим … Правильность высказанной точки зрения могу доказать, обратившись к … Обратимся к произведениям художественной литературы, затрагивающим… За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о …, я не могу не вспомнить (не назвать) произведение ФИО, в котором… |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
|
ТЕЗИС |
Сегодня мы понимаем, что...(ответ на вопрос, заданный во вступлении) Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении). Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (ответ на вопрос, заданный во вступлении) Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении) |
АРГУМЕНТ |
|
Обращение к произведению |
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме… Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название). Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название). Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения). Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название). Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название). Вспомним героя повести… (автор, название). Обратимся к роману… (автор, название). Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом |
-Интерпретация произведения или его фрагмента |
Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Он осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Пушкин утверждает… |
-Промежуточный вывод |
Писатель считает, что… Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
Вывод, выражение надежды на лучшее, призыв |
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод… Невольно напрашивается вывод… Таким образом, мы приходим к выводу: … Итак, можно сделать вывод, что… В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…! В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что… Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что … К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Мне думается, следует… И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что… Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… Приведенные литературные примеры позволяют сделать вывод… Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что… Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть, предположить), что… |
Легоцкая Вера Сергеевна
Ольга Витальевна Щербакова