12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Лидия24
Кемеровская обл.
1

Методические указания на тему «Речевое развитие дошкольников через проектную деятельность детей и взрослых»

Кемеровская область Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Аленький цветочек»


 

 

Выступление на тему:

«Речевое развитие дошкольников через

проектную деятельность детей и взрослых»

(Городское методическое объединение на базе МБДОУ №37)

Составили:

Безъязыкова Л.В..

Михнева М.Н.

Юрга- 2018


 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с нашим опытом работы на тему

«Речевое развитие дошкольников через проектную деятельность детей и взрослых»

 

РЕЧЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО,

НО НУЖНО ИМЕТЬ МНОГО УМА,

ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ”

Г. ГЕГЕЛЬ

РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА - ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО РАЗВИТИЯ. ЧТОБЫ СТАТЬ ВЫСОКООБРАЗОВАННЫМ, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ ВСЕМИ БОГАТСТВАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ РАЗДЕЛОВ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И НАПРАВЛЕНО НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. ЧЕМ ЛУЧШЕ БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, ТЕМ ВЫШЕ ГАРАНТИИ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ.

     Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир.

Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно – образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Необходимым условием развития личности ребенка является общение с взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации  процесса развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны.


 

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Актуальность: Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация.

По результатам анализа наблюдений в группе можно отметить следующие проблемы развития речи у детей:

- связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности высказывания очень низкий;

- большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме.

В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники должны задавать детям образцы правильной литературной речи.

Речь педагога должна быть четкой, ясной, грамматически правильной.

Необходимо включать в речь педагога разнообразные образцы речевого этикета.

Большая роль в развитии речи ребенка отводится семье.

Первый момент: дефицит общения

- Изменена структура семьи. Чаще семья состоит из двух поколений – родители и дети.

- изменяются отношения внутри семьи, семейные роли.

- семья испытывает трудности в реализации воспитательной функции.

Вторым моментом, тяжело отражающимся, как на их общем развитии, так и на развитии речи в частности, являются конфликтные отношения в семье.

Третьим моментом, тяжело сказывающемся на общем развитии речи ребенка, является неполноценность общения (качественная сторона общения).

К.В. Бардин считает, что «если у вас есть ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест, если не самое первое, в кругу семейных обязанностей».

       Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Наша деятельность направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Одним из направлений нашей работы является «речевое развитие» дошкольников. Мы используем одну из форм работы – метод проектов.

Основателем метода проектов был американский педагог Джон Дьюи.

Цель метода:

     Повышение уровня познавательных и творческих способностей дошкольников, развитие речи.

                                                                   Задачи:

  Развитие всех компонентов речи;

  Формирование словаря;

  Развитие творческого мышления;

  Развитие самостоятельности, желание пополнять знания из разных источников;

  Повышение коммуникативных умений при работе в различных группах;

  Развитие исследовательских умений;

  Умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента,  анализа, построение гипотез.

      Использование проектов не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

        Метод проектов тем и хорош, что он позволяет решать комплекс задач, одна из которых – развитие речи.

Сущность метода проекта определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.

Для речевого развития дошкольников возможно использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности:

Творческо-игровые, информационно-практические, исследовательские, продуктивно-творческие.

5 шагов в реализации каждого проекта:

1. Удивляем - Мотивируем;

2. Планируем - Стимулируем;

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

3. Собираем - Составляем (сочиняем) - Оформляем;

4. Обобщаем - Оформляем - Представляем;

5. Размышляем – Анализируем - Осмысливаем – Оцениваем (Рефлексия) (подводим итоги, оформляем и презентуем)

Для решения поставленных задач в процессе реализации проектной деятельности используем следующие приоритетные технологии речевого развития дошкольника:

Триз (Теория Решения Изобретательских Задач: Мозговой штурм или коллективное решение проблем)

Мнемотехника ( Основная цель-развитие памяти)

Логоритмика ( Речевые упражнения с движениями)

Сочинительство (Счинительство загадок, стихов, описаний животных и растений, рассматривание картины и составление рассказа по ней)

Сказкатерапия (Используется начиная с младшей группы. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.)

Пальчиковая гимнастика (Пальчиковые игры со словом, и звукоподражанием)

Артикуляционная гимнастика ( Система упражнений по формированию звуковой культуры речи. Звукоподражание с разной силой и высотой голоса, скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей

Вся работа по проектам идёт в тесном сотрудничестве с родителями.

Формы работы используются самые разные.

1. Размещение информации в родительском уголке

2. Анкетирование родителей

3. Проведение родительских собраний с показом презентаций.

4. Проведение совместных с родителями мероприятий по темам проектов

5. Информирование родителей через сайт детсада

Взаимодействие с социумом. Дети группы посещали библиотеку, проводили совместные праздники с детьми школы №10, ходили на экскурсию школу №10, участвовали в различных городских акциях.

Взаимодействие воспитанников с социумом способствовало расширению знаний детей и обогащению жизни и развитию связной речи детей в детском саду.

Использование метода проектов, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи. А так же делает образовательную систему открытой для активного участия родителей.

В заключении нам хочется применить Метод Эдварда де Боно

«7 шляп мышления».

(Каждая шляпа задает определенный вопрос, и человек который, надевает шляпу определенного цвета, говорит свое мнение):

Человек с белой шляпой – Что я сегодня узнала нового?

Человек с красной шляпой - Что для меня было интересно?

Человек с черной шляпой - Что я возьму для своей работы?

Человек с зеленой шляпой - Я поняла, что…

Человек с синей шляпой – Что меня удивило?

Человек с желтой шляпой - Теперь я могу…

Человек с прозрачной шляпой-пожелания

Методика "Эмоциональное письмо".

Для этого выберите из предложенных вам "эмоций" картинку, соответствующую вашему настроению, с обратной стороны можете написать свои пожелания, оставить свои комментарии.

Спасибо вам за совместную плодотворную работу.

Опубликовано


Комментарии (1)

Шуткова Татьяна Михайловна, 02.01.19 в 09:45 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, для меня это актуально.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.