Консультация для родителей на тему «Речевое дыхание»
Игра на развитие речевого дыхания.MP4 / 17.23 Мб
Консультация для родителей:
«Речевое дыхание»
Цели:
- Повысить уровень знаний родителей по теме: «Речевое дыхание»
-Обучить родителей использовать игры на развитие речевого дыхания у детей.
Прежде чем рассказать о пользе занятий для развития речевого дыхания, хочется обратить внимание на безопасность их проведения. Важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры нужно контролировать по времени. Вводить потихоньку. Хотя конечно детям они очень нравятся и выполняют их ребята с удовольствием и большим интересом, наша задача выстраивать правильно весь процесс. Игры не должны длиться слишком долго. Длительность занятий по формированию речевого дыхания у детей зависит от возраста. Так, например, у детей 2-3 лет занятие длится 2-3 минуты. Дети 3-4 лет могут заниматься около -4 минут. В возрастном промежутке 4-6 лет длительность занятия от 4 до 6 минут. Дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет занимаются по 5-7 минут. Помещение где проводятся занятие должно быть чистым, проветренным. Дыхательные упражнения необходимо проводить до еды. Так же обращать внимание, чтоб ребенок не надувал щеки, не напрягал плечи, руки и шею.
Речевое дыхание отличается от обычного. Физиологическое дыхание происходит непроизвольно, «автоматически». Речевое дыхание - это управляемый процесс. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Различают 3 главных способа дыхания:
1) верхнее дыхание (ключичное)
2) среднее дыхание (грудное и реберное или межреберное)
3) нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).
Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, плечи остаются неподвижными.
Правильное речевое дыхание это умение выполнять короткий глубокий вдох и плавный экономный выдох с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразования, создает условия для поддержания правильной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Упражнения для развития речевого дыхания бывают:
-без участия голоса;
-дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков;
-дыхательно-голосовые на материале согласных звуков;
- дыхательно-голосовые на материале слогов;
- дыхательно-голосовые на материале слов.
Начать все же стоит с развития физиологического дыхания. Предложите ребёнку подышать носом, напомните ему, что в носу «две дырочки», через которые можно дышать поочередно, затем попросите вдох сделать через нос, а выдох через рот. На начальных упражнениях по дыханию необходимо следить, чтобы дети не делали слишком глубокий вдох и при этом не поднимали плечи. Для этого попросите ребёнка сделать при вдохе небольшой наклон вперёд от исходного положения стоя. Ноги на ширине плеч и спина прямая. В этом положении перебрать дыхание невозможно, а нижнебрюшные мышцы невольно оказываются подтянутыми.
Очень интересные игры без участия голоса. Их огромное множество. Главное набираем воздух носиком и выдыхаем ртом формируя четкую целенаправленную струю воздуха. Дуем на бабочек, снежинки, пёрышко, ватку, листочки, цветочки и т.д. Так же можно изготовить тренажёры своими руками используя картинки любимых, мультипликационных персонажей и это будет для современного ребёнка интересней и увлекательней. Чтоб было не скучно можно сделать такой тренажер как игру в прятки, спрятав картинку за занавеской из новогоднего дождичка, когда картинка появиться только если дунуть на дождик. Такие игры как мыльные пузыри, аэроболл, блокфлейта, вертячек, свечка так же относятся сюда.
Следующие этапы развития речевого дыхания:
— пропевание гласных звуков — А, О, У, И, Э;
— длительное произнесение некоторых согласных звуков — С, З, Ш, Ж, Ф, Х;
— произнесение слогов на одном выдохе;
— произнесение слов на одном выдохе;
— произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
— чтение стихотворений;
— пение песенок;
— выразительный рассказ, пересказ текстов.
Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному.
Игра на развитие речевого дыхания.MP4 / 17.23 МбТренажер для развития речевого дыхания.MP4 / 22.75 Мб