Буклет «Речевое развитие детей 2–4 лет. Рекомендации для родителей»
Этапы речевого развития ребенка 2-4 года.
Рекомендации логопеда.
У читель-логопед Дигор А.В.
ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКА 2-х ЛЕТ
Отвечать на простые вопросы. Показывать части тела и лица.
Собирать пирамидку из колечек разной величины. Различать 3-4 цвета.
Произносить около 100-300 слов. Связывать 3-4 слова в предложение.
Называть предметы на картинке. Прощаться и здороваться.
Имитировать звуки животных. Рисовать каракули на бумаге.
Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Изучение цветов предметов. Изучение геометрических фигур.
Сортировка предметов по цвету и величине. Изучение понятий «мало» и «много».
Отыскать названный объект в помещении, на улице или на картинке.
Найти одинаковые узоры на шапках, варежках, блюдцах и тому подобных изображениях. Найти пару, выбирая из похожих предметов.
Определение различия числа предметов – ребенок учится различать 1 и 2.
Ориентация в пространстве с изучением понятия «справа», «внизу», «слева», «вверху».
Складывание матрешек и стаканов друг в друга
Складывание пазлов и разрезных картинок, в которых есть 2-4 детали.
Сопоставление картинок, а также предметов в играх «где чья мама», «где чей дом»,
«кто что ест» и подобных. Вспоминаем вместе, что делали утром, вчера, на прогулке.
Строить башню из разноразмерных стаканов или кубиков (сортировка по величине).
Сопоставление геометрических фигурок с проекциями на рисунке.
Классификация карточек с предметами по общему признаку, например, продуктов, животных, игрушек.
Отыскать целое по части, например, подобрать дому крышу или хвост животному.
Найти фигуру, учитывая 2 признака – среди всех кругов найти маленький красный, среди всех квадратов отыскать большой зеленый.
Изучение понятий «низкий» и «высокий», «узкий» и «широкий», «короткий» и «длинный». Найти недостающую часть картинки.
Игра «что пропало» (спрятать одну из игрушек или картинок) или «что появилось»
(добавить картинку или игрушку). Игры в прятки. Знакомство со временами года.
Запоминать сюжет картинки. Изучаем диких, а также домашних животных. Показываем ребенку их детенышей, рассказываем простые факты об их жизни, называем части тела (копыта, рога, хобот). Изучаем птиц, а также насекомых.
Знакомство с понятием дня и ночи, а также разделение дня на утро, обед и вечер.
Изучение явлений природы, например, смотрим на радугу, снег или дождь.
Знакомство с 3-4 цветками, которые растут в вашей местности.
Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут. Задавать много вопросов.
Рассказывать знакомую сказку по картинке. Разучивать стихи и песни.
Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
Показывать части тела и знать их назначение. Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
Рисовать по своему замыслу. Собирать игрушки из 4-6 деталей.
Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Ищем цвета по названию и по образцу. Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера. Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу. Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия. Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.
Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой. Складываем картинку из 2 частей. Играем с мозаикой и лото.
Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.
Ищем целую картинку по ее детали. Изучаем понятие правый-левый.
Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.
Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия. Находим лишний предмет в группе.
Выбираем из группы предметов противоположные. Изучаем цифры.
Ищем тень картинки. Подбираем заплатки.
Добавляем недостающие предметы.
ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЁНКА 4-х ЛЕТ
Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу. Играть с другими детками в группе или в паре.
Правильно называть множественное число существительных. Верно употреблять предлоги. Не реагировать истерикой на разочарование или обиду.
Сдержанно вести себя на людях. Знать некоторые буквы.
Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.
Отличать живое и неживое. Понимать сюжет мультфильма или спектакля.
Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.
Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.
Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.
Раскрашивать рисунки без выхода за границы. Соединять точки линией.
Нанизывать пуговицы и бусинки. Знать времена года, явления погоды, а также части суток. Определять пропавший предмет.
Пересказывать сказку. Находить различия между двумя изображениями.
Складывать пазлы из 2-4 элементов. Обобщать предметы в группы.
Находить одинаковые пары предметов. Определять лишние предметы.
Знать геометрические фигуры, а также цифры до 10.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Обобщать предметы по какому-либо признаку.
Собирать состоящую из 3-4 частей картинку.
Определять сходство и различие в рисунках и игрушках.
Выбирать из группы предметов одинаковые.
Повторять определенную последовательность движений, которые показал взрослый.
Собирать из конструктора постройки, ориентируясь на образец.
Определять в группе предметов лишний, после чего объяснять свой выбор.
Находить антонимы к словам. Запоминать сюжет рисунка.
Пересказывать сказку. Наизусть рассказывать потешки и стишки.
Описывать яркое событие, которое произошло недавно.
Бедрина Светлана Николаевна