Презентация «Речевое развитие детей 3–4 лет»
Развитие речи детей 4-5 лет. Подготовила учитель-логопед Ю.А.Алыпова
Что такое речь???
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произношение всех звуков,кроме (Р,РЬ,Л,ЛЬ) Умение различать звуки речи на слух Словарный запас Сформированость грамматического строя речи Связную речь Речевую коммуникацию
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает внимание к речи окружающих. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание.(нормы)
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС К 5 годам активный словарь ребенка увеличивается до 2500-3000 слов. В речи детей этого возраста есть все части речи. Появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений. Называют дополнительные цвета (голубой, оранжевый), материал, из которого сделаны предметы (железный замок). Начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы). Применяют обобщающие слова (мебель, одежда, животные…).
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ В этом возрасте значительно улучшается произношение звуков. Полностью исчезает смягченное произношение согласных звуков. В норме к 5 годам ребенок должен произносить шипящие звуки (Ш,Щ,Ж) правильно. Слоговая структура может иногда быть нарушена в сложных и малознакомых словах (водолаз, сковорода, полотенце). К 5 годам ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Т.е. звук становится единицей речи для ребенка. Он готов к звуковому анализу слов.
В этом возрасте дети, подражая взрослым, могут воспроизводить различные интонации: понижать и повышать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоциональное отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов. В этом возрасте дети, подражая взрослым, могут воспроизводить различные интонации: понижать и повышать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоциональное отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов.
Формирование грамматического строя речи Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Речевая коммуникация Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Результаты диагностики речевого развития у детей 1 средней группы Результаты диагностики речевого развития у детей 1 средней группы Уровень Словарь ЗКР Грамматический строй речи пользуется словами антонимами обобщающие слова звукопроизношение интонация словообразование согласов.слов в предлож-и Употребление предлогов низкий 5 - 1 5 - 4 4 средний 14 24 17 17 16 16 13 высокий 6 1 7 3 9 5 8
Связная речь???
В речи дети используют в основном простые распространенные предложения. Но все чаще появляются более сложные в речи предложения. В этом возрасте допустимы некоторые ошибки в согласовании слов в предложениях, в структуре предложений. В речи дети используют в основном простые распространенные предложения. Но все чаще появляются более сложные в речи предложения. В этом возрасте допустимы некоторые ошибки в согласовании слов в предложениях, в структуре предложений. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи.
Однако многие дети все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать прочитанный текст, составить описательный рассказ.(??взрослого, договарив-е) Однако многие дети все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать прочитанный текст, составить описательный рассказ.(??взрослого, договарив-е) К 5 годам дети должны уметь: Отвечать на вопросы и уметь задавать их Составлять описательные рассказы из 5-7 предложений Рассказывать знакомые сказки и рассказы
Результаты диагностики по развитию связной речи у детей 1 средней группы. Уровень Отвечает на вопросы и сам задаёт Составляет описательн.рассказы Рассказывает сказки и рассказы Низкий 4 16 13 Средний 7 9 10 Высокий 14 - 2
"Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами" Е.И. Тихеева
*Экскурсии в лес, в зоопарк, на выставки, в музеи. *Экскурсии в лес, в зоопарк, на выставки, в музеи. * Посещение театров, праздников, спортивных мероприятий.
Беседы. Не забывайте, что решающее значение для развития речи ребенка имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые объекты: магазины, больницы, школы и т.д. Рассказывайте, кто там работает, для чего эти учреждения. В парках, в лесу говорите о явлениях природы, животных… Беседы. Не забывайте, что решающее значение для развития речи ребенка имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые объекты: магазины, больницы, школы и т.д. Рассказывайте, кто там работает, для чего эти учреждения. В парках, в лесу говорите о явлениях природы, животных… Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными.
*Чтение сказок, стихов, потешек. Выбор литературы должен соответствовать возрасту и уровню развития ребенка, близок его жизненному опыту. Объясняйте значение незнакомых слов ребенку. * Игры с ребенком хорошо развивают речь. В игре он не только пассивный слушатель, но ему приходится активно пользоваться речью.
При общении с ребенком во время занятий, прогулок, чтения литературы не забывайте показывать детям свой интерес к совместной деятельности! При общении с ребенком во время занятий, прогулок, чтения литературы не забывайте показывать детям свой интерес к совместной деятельности! Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь пока он не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит. .