Буклет для родителей «Рекомендации по развитию речи детей 2-3 лет»
Буклет для родителей «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ»
Подготовила учитель-логопед
МБОУ «Евдская школа»
СП «Детский сад «Светлячок»
А.Н. Прибыткова
Данный буклет предназначен для родителей детей 2-3 лет (1-я младшая группа).
Информация, представленная в буклете, будет полезна родителям и воспитателям детей указанного возраста.
Текст буклета
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
- Словарный запас достигает 1000 слов
- Дети учатся говорить фразами из 3-4 слов
- Повышается подвижность артикуляционного аппарата
- Трудные по артикуляции звуки заменяются простыми
- Четко оформляется артикуляция гласных и простых согласных звуков: м, н, б, п
- Дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию
- Дети пытаются сохранить слоговую структуру слова
- В речи появляется слово «Я»
- Доступны пониманию сказки и рассказы
Если у ребенка отсутствует фразовая речь, на это следует обратить особое внимание (возможны: интеллектуальная недостаточность, аутизм, тяжелые нарушения речи, шизофрения).
В звукопроизношении для детей 2-3 лет характерна общая смягченность речи. Такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции, но для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.
Направления работы по развитию речи детей 2-3 лет
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
- учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина – мишка – мышка);
- учить дифференцировать звукоподражания (выбор из 3-4 предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь)?»
- учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку – ко-ко, ту-ту – тук-тук, ку-ка-ре-ку – ку-ку и т. д.);
- учить обозначать средствами звукоподражания знакомые предметы и объекты (тик-так; ту-ту-ту; мяу-мяу; ав-ав-ав и др.).;
- учить детей вслушиваться в звучание слов (чтение книг, слушание аудиокниг, обсуждение праздников);
- развивать слуховое восприятие (повторять за взрослым слова, разучивать доступные чистоговорки, пословицы, стихи) .
РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
- физминутки с речевым сопровождением (полезно включать упражнения, где детям надо маршировать и ползать);
- гимнастика после сна;
- игры-потешки;
- пальчиковая гимнастика;
- рисование пальцами;
- лепка из пластилина, соленого теста, глины;
- аппликации из крупы, скорлупок, семечек, орехов, косточек;
- нанизывание на проволоку бусинок, пуговиц и т.п.
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА И МИМИКИ
- различные движения губ и языка в игровой форме (артикуляционная гимнастика – сказки о Веселом Язычке);
- привлечение внимания детей к артикуляции взрослых.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
- упражнение «Футбол» - дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота;
- упражнение «Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа;
- упражнение «Греем ручки» - выдох со звуком х-х-х;
- упражнение «Остудим воду» - выдох со звуком ф-ф-ф;
- упражнение «Бабочка» - сдувать бумажную бабочку с цветка;
РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ГОЛОСА (СИЛЫ, ВЫСОТЫ)
- проговаривание звуков, звукосочетаний, звукоподражаний (му, ко-ко, пи-пи и т.п.) с разной высотой голоса: как мышка, как медведь;
- проговаривание звуков, звукосочетаний, звукоподражаний (му, ко-ко, пи-пи и т.п.) с разной силой (громкостью) голоса: очень громко, тихо, умеренно; увеличение/уменьшение громкости к концу фразы
РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (памяти, внимания, мышления, восприятия)
- чтение книг;
- беседы, рассказы на различные темы:
- как я провел сегодняшний день;
- что нового я увидел, узнал, запомнил;
- что мне понравилось на празднике;
– что я увидел на прогулке;
- что я сегодня кушал.
- слушание аудиосказок и их обсуждение.
Шабанова Алёна
Прибыткова Анжелика Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Прибыткова Анжелика Николаевна