Раздел «Речевое развитие» детей с нарушениями речи 3-4 лет
Раздел «Речевое развитие»
детей с нарушениями речи 3-4 лет
Опыт работы - результат опытно-педагогической площадки «Коррекционно – развивающее воспитание и обучение детей с речевыми нарушениями в условиях второй младшей группы»
1. Лексические темы
дети с нарушениями речи 3-4 лет
(второй год обучения)
Сентябрь
1 - 2 неделя Обследование.
3 - 4 неделя «Золотая осень».
Октябрь
1 - 2 неделя «Вкусные овощи».
3 - 4 неделя «Мой детский сад» (Игрушки. Наша группа).
Ноябрь
1 -2 неделя «Моя семья».
3 -4 неделя «Что мы надеваем?» (Одежда. Обувь)
Декабрь
1 -2 неделя «Домашние животные».
3 -4 неделя «Зимние скачки».
Январь
1 -2 неделя «Любимые фрукты».
3 -4 неделя «Все работы хороши». (Врач. Повар).
Февраль
1 -2 неделя «На чём люди ездят?».
3 -4 неделя «Животные в лесу».
Март
1 -2 неделя «Мамин праздник».
3 -4 неделя «Наш дом» (Посуда. Мебель)
Апрель
1 -2 неделя «Весенние прогулки».
3 -4 неделя «Домашние птицы».
Май
1 -2 неделя «Растения вокруг нас».
3 -4 неделя «Лето красное».
Перспективный план работы
младшей группы для детей с нарушениями речи 3-4 лет
(второй год обучения)
Воспитание общих речевых навыков и развитие просодической стороны речи
1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков
(У, А, О. И);
Развитие длительного речевого выдоха на материале гласных и их сочетаний;
Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний.
Сентябрь
1 - 2 обследование
3 - 4 звук У
Октябрь
1 - 2 звук А
3 - 4 звукосочетания АУ, УА
Ноябрь
1 - 2 звук О
3 - 4 звукосочетания АО, УО, УАО.
2 период (декабрь, январь, февраль)
Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного ротового выдоха;
Развитие речевого подражания;
Развитие силы и динамики голоса.
Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласными звуками М, П. Б, Д. Т, Н, звукоподражаний;
Развитие интонационной выразительности речи в звукоподражаниях:
Активизация движений речевого аппарата;
7. Воспитание умеренного темпа речи.
Декабрь
1 - 2 звук И
3 - 4 звукосочетания АИ, УИ, ОИ
Январь
1 -2 звуки М – М,
3 - 4 звуки П – П,
Февраль
1 - 2 звуки Б - Б ,
3 - 4 звуки Д – Д,
3 период (март, апрель, май)
Обучение различению звуковых сигналов, состоящих из 3 —4 звуков;
Развитие чувства темпа и ритма;
Воспитание слухоречевой памяти;
Воспитание зрительного внимания и памяти.
Март
1 - 2 звуки Т - Т,
3 - 4 звуки Н - Н,
Апрель
1 - 2 звуки М - П, М - Н
3 - 4 звуки П - М, Н - Т
Май
1 - 2 звуки П - Т, Т- Н
3 - 4 обследование
Перспективное планирование
Развитие речевого общения, связной речи у детей с
нарушениями речи 3-4 лет
(второй год обучения)
1 период ( сентябрь* октябрь, ноябрь):
Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений: Это ляля. Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди!
Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаниях, упражнениях, стихотворениях
Обучение ответам на вопросы Кто это? Что это? Формирование умения задавать эти вопросы.
Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке. Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинке.
2 период (декабрь, январь, февраль):
Формирование простого предложения: Дай мяч. Катя спит.
Формирование фразы с прямым дополнением: Вова, дай мяч. v
Обучение ответам на вопросы по демонстрации действия и по картинке.
Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой и ответам на них.
Формирование умения заканчивать фразу. Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинке.
3 период (март, апрель, май):
Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам: Кто это? Что он делает? Подбор существительных к глаголам.
Развитие умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом.
Развитие умения использовать инфинитив глаголов в словосочетаниях.
Совершенствование умения договаривать словосочетания в разучиваемых стихотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов. Заучивание небольших песенок, потешек, стишков со зрительной опорой на картинки.
Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда
Перспективное планирование по совершенствованию
грамматического строя речи у детей с
нарушениями речи 3-4 лет
(второй год обучения)
1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: Где? Куда? Откуда? Кому? Кого? У кого? Чем?
Обучение правильному построению двухсловных предложений: Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди\
Формирование умения отвечать на вопросы: Кто это? Что это?
Развитие умения согласовывать прилагательные и числительные «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже: одиггжук, синий мяч.
2 период (декабрь, январь, февраль)
Формирование умения различать имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского родов в именительном падеже( кот-коты, кукла- куклы).
Формирование умения образовывать родительный падеж имен существительных со значением отсутствия ( Чего нету кота? Хвоста).
Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени ( стою- стоим- стоим).
Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди).
Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного числа в именительном падеже [большой мяч, маленькая груша).
Обучение употреблению предлога У.
Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, местоимений по демонстрации действия.
3 период (март, апрель, май)
Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже (маме, киске), творительном падеже (карандашом, топором), родительном падеже с предлогом У (у киски).
Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( зайчик, сырок, носочки).
Закрепление умения использования глаголов в инфинитиве, повелительном и изъявительном наклонениях настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа ( сидеть, сиди).
Обучение образованию глаголов изъявительного наклонения от повелительного путем «наращивания» звука Т ( сиди, сидит).
Обучение образованию и дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного чисел изъявительного наклонения по демонстрации действий и по сюжетным картинкам, а также различению вопросов к этим глаголам. ( Что делает? Поет. Что делают? Поют.)
Обучение детей употреблению возвратной формы глагола 2-го лица единственного числа настоящего времени по демонстрации действия и по картинке (умывается, одевается).
Обучение согласованию подлежащего со сказуемым.( Он идет. Дети спят)
Согласование прилагательных, обозначающих признаки предметов, с существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.
Согласование местоимений с существительными.( Моя книжка. Мой мяч.)
Правильное употребление местоимений МЕНЯ, МНЕ в родительном и дательном падежах.
Различение рода и числа глаголов прошедшего времени (упал, упала, упали)
Перспективное планирование работы по развитию
экспрессивной речи у детей с нарушениями речи 3-4 лет
(второй год обучения)
1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Преодоление речевого негативизма. Вызывание желания говорить;
Формирование речи как общения. Воспитание потребности в речевом общении;
Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения;
Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребёнку людей.
2 период (декабрь, январь, февраль)
Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных и односложных словах;
Составление и заучивание двусложных слов из одинаковых слогов;
Составление и заучивание двусложных слов из разных слогов;
Развитие словаря существительных по изучаемым лексическим темам;
Формирование глагольного словаря за счёт активного усвоения инфинитива и повелительного наклонения глаголов;
Пополнение словаря за счёт прилагательных, обозначающих цвет, свойства, размер;
Введение в речь местоимений, наречий, числительных, простых предлогов, союза И.
3 период (март, апрель, май)
Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение;
Формирование глагольного словаря, активное усвоение инфинитива и повелительного наклонения глаголов;
Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качество предметов:
Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими место нахождения предметов, сравнение, количество, оценку действий, ощущения.
Перспективное планирование работы по развитию
импрессивной речи у детей с
нарушениями речи 3-4 лет
(второй год обучения)
1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции.
Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.
Обучение пониманию обобщающих слов игрушки, обувь, одежда.
Обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением.
Развитие пассивного предикативного словаря. Обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия.
Обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
2 период (декабрь, январь, февраль)
Дальнейшее развитие пассивного словаря существительных. Обучение детей узнаванию предметов по их назначению и по описанию.
Закрепление понимания обобщающих понятий.
Активное усвоение глагольного словаря.
Развитие понимания грамматических форм речи:
единственного и множественного числа существительных мужского рода;
единственного и множественного числа существительных женского рода;
глаголов единственного и множественного числа настоящего времени;
предложных конструкций с простыми предлогами.
5. . Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметной картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой.
3 период (март, апрель, май)
Продолжение работы по расширению пассивного словаря. Повторение и закрепление пройденного: закрепление и дифференциация единственного и множественного числа имён существительных; закрепление и дифференциация единственного и множественного числа глаголов;
Различение глаголов, противоположных по значению;
Различение возвратных и невозвратных глаголов. Обучение пониманию действий, изображённых на сюжетных картинках;
Различение глаголов прошедшего времени по родам;
Обучение пониманию падежных окончаний существительных;
Обучение пониманию пространственных отношений предметов, выраженных предлогами НА, В, ПОД, ОТ, ЗА. ОКОЛО. ИЗ;
Обучение пониманию предлогов С, БЕЗ;
Закрепление обобщающих понятий;
Различение противоположных по значению прилагательных;
Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения (впереди- сзади, вверху - внизу, далеко - близко, справа – слева