12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Калабина Татьяна Александровна74
Россия, Пермский край, Чайковский
1

Раздел «Речевое развитие» детей с нарушениями речи 3-4 лет

Раздел «Речевое развитие»

детей с нарушениями речи 3-4 лет

Опыт работы - результат опытно-педагогической площадки «Коррекционно – развивающее воспитание и обучение детей с речевыми нарушениями в условиях второй младшей группы»

1. Лексические темы

дети с нарушениями речи 3-4 лет

(второй год обучения)

Сентябрь

1 - 2 неделя Обследование.

3 - 4 неделя «Золотая осень».

Октябрь

1 - 2 неделя «Вкусные овощи».

3 - 4 неделя «Мой детский сад» (Игрушки. Наша группа).

Ноябрь

1 -2 неделя «Моя семья».

3 -4 неделя «Что мы надеваем?» (Одежда. Обувь)

Декабрь

1 -2 неделя «Домашние животные».

3 -4 неделя «Зимние скачки».

Январь

1 -2 неделя «Любимые фрукты».

3 -4 неделя «Все работы хороши». (Врач. Повар).

Февраль

1 -2 неделя «На чём люди ездят?».

3 -4 неделя «Животные в лесу».

Март

1 -2 неделя «Мамин праздник».

3 -4 неделя «Наш дом» (Посуда. Мебель)

Апрель

1 -2 неделя «Весенние прогулки».

3 -4 неделя «Домашние птицы».

Май

1 -2 неделя «Растения вокруг нас».

3 -4 неделя «Лето красное».

Перспективный план работы

младшей группы для детей с нарушениями речи 3-4 лет

(второй год обучения)

Воспитание общих речевых навыков и развитие просодической стороны речи

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков

(У, А, О. И);

Развитие длительного речевого выдоха на материале гласных и их сочетаний;

Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний.

Сентябрь

1 - 2 обследование

3 - 4 звук У

Октябрь

1 - 2 звук А

3 - 4 звукосочетания АУ, УА

Ноябрь

1 - 2 звук О

3 - 4 звукосочетания АО, УО, УАО.

2 период (декабрь, январь, февраль)

Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного ротового выдоха;

Развитие речевого подражания;

Развитие силы и динамики голоса.

Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласными звуками М, П. Б, Д. Т, Н, звукоподражаний;

Развитие интонационной выразительности речи в звукоподражаниях:

Активизация движений речевого аппарата;

7. Воспитание умеренного темпа речи.
 

Декабрь

1 - 2 звук И

3 - 4 звукосочетания АИ, УИ, ОИ

Январь

1 -2 звуки М – М,

3 - 4 звуки П – П,

 

Февраль

1 - 2 звуки Б - Б ,

3 - 4 звуки Д – Д,

3 период (март, апрель, май)

Обучение различению звуковых сигналов, состоящих из 3 —4 звуков;

Развитие чувства темпа и ритма;

Воспитание слухоречевой памяти;

Воспитание зрительного внимания и памяти.

Март

1 - 2 звуки Т - Т,

3 - 4 звуки Н - Н,

Апрель

1 - 2 звуки М - П, М - Н

3 - 4 звуки П - М, Н - Т

Май

1 - 2 звуки П - Т, Т- Н

3 - 4 обследование

Перспективное планирование

Развитие речевого общения, связной речи у детей с

нарушениями речи 3-4 лет

(второй год обучения)

1 период ( сентябрь* октябрь, ноябрь):

Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений: Это ляля. Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди!

Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаниях, упражнениях, стихотворениях

Обучение ответам на вопросы Кто это? Что это? Формирование умения задавать эти вопросы.

Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке. Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинке.

2 период (декабрь, январь, февраль):

Формирование простого предложения: Дай мяч. Катя спит.

Формирование фразы с прямым дополнением: Вова, дай мяч. v

Обучение ответам на вопросы по демонстрации действия и по картинке.

Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой и ответам на них.

Формирование умения заканчивать фразу. Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинке.

3 период (март, апрель, май):

Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам: Кто это? Что он делает? Подбор существительных к глаголам.

Развитие умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом.

Развитие умения использовать инфинитив глаголов в словосочетаниях.

Совершенствование умения договаривать словосочетания в разучиваемых стихотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов. Заучивание небольших песенок, потешек, стишков со зрительной опорой на картинки.

Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда

Перспективное планирование по совершенствованию

грамматического строя речи у детей с

нарушениями речи 3-4 лет

(второй год обучения)

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: Где? Куда? Откуда? Кому? Кого? У кого? Чем?

Обучение правильному построению двухсловных предложений: Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди\

Формирование умения отвечать на вопросы: Кто это? Что это?

Развитие умения согласовывать прилагательные и числительные «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже: одиггжук, синий мяч.

2 период (декабрь, январь, февраль)

Формирование умения различать имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского родов в именительном падеже( кот-коты, кукла- куклы).

Формирование умения образовывать родительный падеж имен существительных со значением отсутствия ( Чего нету кота? Хвоста).

Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени ( стою- стоим- стоим).

Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди).

Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного числа в именительном падеже [большой мяч, маленькая груша).

Обучение употреблению предлога У.

Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, местоимений по демонстрации действия.

3 период (март, апрель, май)

Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже (маме, киске), творительном падеже (карандашом, топором), родительном падеже с предлогом У киски).

Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( зайчик, сырок, носочки).

Закрепление умения использования глаголов в инфинитиве, повелительном и изъявительном наклонениях настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа ( сидеть, сиди).

Обучение образованию глаголов изъявительного наклонения от повелительного путем «наращивания» звука Т ( сиди, сидит).

Обучение образованию и дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного чисел изъявительного наклонения по демонстрации действий и по сюжетным картинкам, а также различению вопросов к этим глаголам. ( Что делает? Поет. Что делают? Поют.)

Обучение детей употреблению возвратной формы глагола 2-го лица единственного числа настоящего времени по демонстрации действия и по картинке (умывается, одевается).

Обучение согласованию подлежащего со сказуемым.( Он идет. Дети спят)

Согласование прилагательных, обозначающих признаки предметов, с существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.

Согласование местоимений с существительными.( Моя книжка. Мой мяч.)

Правильное употребление местоимений МЕНЯ, МНЕ в родительном и дательном падежах.

Различение рода и числа глаголов прошедшего времени (упал, упала, упали)

Перспективное планирование работы по развитию

экспрессивной речи у детей с нарушениями речи 3-4 лет

(второй год обучения)

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Преодоление речевого негативизма. Вызывание желания говорить;

Формирование речи как общения. Воспитание потребности в речевом общении;

Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения;

Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребёнку людей.

2 период (декабрь, январь, февраль)

Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных и односложных словах;

Составление и заучивание двусложных слов из одинаковых слогов;

Составление и заучивание двусложных слов из разных слогов;

Развитие словаря существительных по изучаемым лексическим темам;

Формирование глагольного словаря за счёт активного усвоения инфинитива и повелительного наклонения глаголов;

Пополнение словаря за счёт прилагательных, обозначающих цвет, свойства, размер;

Введение в речь местоимений, наречий, числительных, простых предлогов, союза И.

3 период (март, апрель, май)

Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение;

Формирование глагольного словаря, активное усвоение инфинитива и повелительного наклонения глаголов;

Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качество предметов:

Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими место нахождения предметов, сравнение, количество, оценку действий, ощущения.

Перспективное планирование работы по развитию

импрессивной речи у детей с

нарушениями речи 3-4 лет

(второй год обучения)

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции.

Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.

Обучение пониманию обобщающих слов игрушки, обувь, одежда.

Обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением.

Развитие пассивного предикативного словаря. Обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия.

Обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.

2 период (декабрь, январь, февраль)

Дальнейшее развитие пассивного словаря существительных. Обучение детей узнаванию предметов по их назначению и по описанию.

Закрепление понимания обобщающих понятий.

Активное усвоение глагольного словаря.

Развитие понимания грамматических форм речи:

единственного и множественного числа существительных мужского рода;

единственного и множественного числа существительных женского рода;

глаголов единственного и множественного числа настоящего времени;

предложных конструкций с простыми предлогами.

5. . Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметной картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой.

3 период (март, апрель, май)

Продолжение работы по расширению пассивного словаря. Повторение и закрепление пройденного: закрепление и дифференциация единственного и множественного числа имён существительных; закрепление и дифференциация единственного и множественного числа глаголов;

Различение глаголов, противоположных по значению;

Различение возвратных и невозвратных глаголов. Обучение пониманию действий, изображённых на сюжетных картинках;

Различение глаголов прошедшего времени по родам;

Обучение пониманию падежных окончаний существительных;

Обучение пониманию пространственных отношений предметов, выраженных предлогами НА, В, ПОД, ОТ, ЗА. ОКОЛО. ИЗ;

Обучение пониманию предлогов С, БЕЗ;

Закрепление обобщающих понятий;

Различение противоположных по значению прилагательных;

Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения (впереди- сзади, вверху - внизу, далеко - близко, справа – слева

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.