План-конспекта урока по географии на тему «Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов» (8 класс)
План конспекта урока по географии для 8 класса на тему: «Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов»
Тип урока: интегрированный урок.
Цель урока: усвоение новых знаний о реках России и их распределении по бассейнам океанов, познакомить учащихся с влиянием климата на реки, формировать навыки межпредметной связи, развивать интерес учащихся к произведениям о природе России, развивать логическое мышление, воображение.
Задачи урока:
познакомить учащихся с основными реками России;
научить определять бассейны рек;
развивать умение работать с картой;
воспитывать интерес к изучению географии
познакомить с произведениями русских поэтов-классиков
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, иллюстрации картин, портреты поэтов, тематические карты, компьютер, интерактивная доска, тетрадь.
Ход занятия
Организационный момент (5 минут)
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Объявление темы и цели урока.
Изгиб Донца-голубенькая краска,
Река-былина, Малый Танаис,
Ты для меня нечитанная сказка
В которой наши предки родились.
«Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
«Коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь, свободная,
Могучая сибирская река».
Актуализация знаний (5 минут)
Фронтальный опрос:
Какие реки вы знаете? (Енисей, Обь, Амур, Лена, Иртыш, Волга, Вилюй, Колыма, Ишим, Урал, Аргунь, Оленёк, Алдан и др.)
Что такое бассейн реки? (Бассейн реки — это территория, с которой вода поступает в реку и её притоки. Учитываются поверхностные и грунтовые воды. Также бассейн реки можно определить как площадь, занимаемую речной системой.)
Узнай, какие названия рек спрятались в анаграммах.
1.АВГЛО 4.ЯАВООРБ
2.ЦНЕДО 5.АВНЕ
3.ДАРАЙ 6.РАНАГА
3. Изучение нового материала (15 минут)
Рассказ учителя о реках России.
Работа с картой: определение бассейнов рек.
Составление таблицы:
«Распределение рек России по бассейнам».
Северный Ледовитый океан: |
Атлантический океан |
Тихий океан |
Внутренний сток |
Енисей, Лена, Колыма, Обь, Печора, Северная Двина, Хатанга, Яна, Индигирка. |
Нева, Днепр, Дон, Кубань. |
Анадырь, Камчатка, Амур. |
Волга, Терек, Урал, Кулунда. |
Закрепление материала (10 минут)
«Волга, Волга, без конца и края ,
Тихий вечер, лодка вдалеке …
О тебе, родная, вспоминаю,
О несущей воды вдаль реке».
Вопросы для закрепления:
1.Назовите самые крупные реки России? (Енисей, Обь, Лена, Амур, Волга)
2.К каким бассейнам они относятся? (Енисей, Обь, Лена, - относятся к бассейну Северно-Ледовитого океана; Амур относится к бассейну Тихого океана, Волга – внутренний сток)
3.Из указанных городов назови «левобережные» и «правобережные» Ярославль,Волгоград,НижнийНовгород,Астрахань,Казань,Саратов,Самара, Кострома.
Практическая работа: нанесение на контурную карту крупных рек России и их бассейнов.
Домашнее задание (5 минут)
Выучить таблицу «Распределение рек России по бассейнам».
Подготовить стихотворение о любой реке России.
Итоги урока (5 минут)
Рефлексия: что нового узнали на уроке? Что было интересно?
Оценка работы учащихся.
Дополнительные задания
Составить кроссворд на тему «Реки России».
Написать эссе на тему «Значение рек в жизни человека».
Ожидаемые результаты
После проведения урока учащиеся должны:
знать основные реки России;
уметь определять бассейны рек на карте;
понимать значение рек в природе и жизни человека.
Рефлексия
Учащиеся оценивают свою работу на уроке, используя следующие фразы:
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Я понял, что...
Теперь я могу...
Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу по нанесению на контурную карту крупных рек России и их бассейнов, а затем проверяют правильность выполнения задания.
Итоги урока
Учитель подводит итоги урока, оценивает работу учащихся и даёт домашнее задание.
Приложение № 1
Я – Сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «Е» на «У» сменить –
Стану ночью всем светить.
У
Е
С буквой «К» - теку привольно
Меж зеленых берегов.
А вот с «С» - кусаюсь больно,
Хоть совсем я без зубов.
С
К
С «К» - коль к карте обратиться –
Это Турции столица.
С «Г» - Сибирская река,
Полноводна, глубока.
Г
К
Приложение 2
Географические анаграммы
• ВЫБОР -> О _______ (крутой откос по берегу реки).
• ПОРТИК -> П _______ (река, впадающая в другую)
• ПОДВОДА ->В______ (падающий поток воды).
• НОСИК -> О _ _ _ _ (минерал, разновидность агата).
• РОЗГА -> Г _ _ _ _ (атмосферное явление).
• ЛАСКА -> С _ _ _ _ (каменная крутая гора).
• КАРЕ -> Р _ _ _ (водоем).
• БОГИ -> Г _ _ _ (пустыня в Азии).
• ИСКОРКА -> К ______ (остров в Средиземном море).
• ВРАГ -> Г _ _ _ (город-порт во Франции).
• ОСТРОВ -> Р _ _ _ _ _ (город «Золотого кольца»
• РУБАХА -> Б _ _ _ _ _ (город в Узбекистане).
• КУШАК -> К _ _ _ _ (город в Туркмении).
• КОЛОС -> О _ _ _ _ (река в РФ и на Украине).
• ДИВАН -> Д _ _ _ _ (река на севере европейской части РФ)
СЛИВА -> В _ _ _ _ (река в Польше).
ВЕСНА ->С _ _ _ _ (озеро в Армении)
ПАРА -> А _ _ _ (река в Армении).
НАДУЙ -> Д _ _ _ _ (международная река в Европе).