12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Первакова Надежда Владимировна70
Россия, Иркутская обл., р.п.Залари
2

Рекомендации для родителей «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
















Рекомендации для родителей «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста»































Выполнила воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» Первакова Н.В.

Рекомендации для родителей «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста»


Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека .В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников.
Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

ФГОС ДО введено понятие образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников»
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования- социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.

Целевые ориентиры социально - коммуникативного развития:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.

становление самостоятельности ,целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости ,сопереживания.

формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в организации.

формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества.

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме ,природе.


формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Основные направления реализации образовательной области :

развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

трудовое воспитание.

патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Формы образовательной деятельности по «социально-коммуникативному развитию дошкольников:


1.Образовательная деятельность в режиме.


НОД;

игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты.

2.Самостоятельная деятельность


индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры;

все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд;

самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке

самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов;

изготовление поделок, конструирование, раскрашивание;

развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

простейшие опыты и эксперименты;

самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории
деяльность детей.


Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов деятельности:


Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений

Изобразительная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.


Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувств

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.


Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.


Но, давайте ,не будем забывать ,игра - основной вид деятельности детей. Ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре вы можете передать детям те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится. Правильного воспитания и общения не может быть без игры! Но родители зачастую говорят: да когда нам играть

Поэтому, чаще играя с ребенком в игры дома, у детей будет развиваться речь, мышление, фантазия. Так как в игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.
Сейчас мы с вами поиграем в игры, которые можно использовать дома, играя, вы будите развивать речевые способности у ваших детей.

1.Игра «Цепочка слов» поможет обогатить словарь детей прилагательными.
Суть этой заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Выходите на коврик, встаньте в ряд. Каждый из вас — это звено цепочки. Отвечая на вопрос можно взяться за руки и закрыть звено.
Например, исходное слово «игрушки». Я задаю вопрос:
Воспитатель: игрушки , бывают какими?
Родитель: яркими, пластмассовыми, разноцветными…
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, калейдоскоп, телевизор…
Воспитатель: Каким еще может быть телевизор?
Родитель: черно- белым, новым, прямоугольным…
Воспитатель: Что еще может быть прямоугольным?
Родитель: дверь, стол, подушка… и т.д.

2.Игра «Скажи наоборот» расширит словарь детей антонимами.
Для этой игры вам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас вы сделаете круг и превратитесь в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть слово, а вы, — говорить наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Заключительная часть
Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!



6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.