Памятка-рекомендация для родителей «Развитие слуховой памяти детей старшего дошкольного возраста»
Памятка — рекомендация для родителей «Развитие слуховой памяти детей старшего дошкольного возраста»
Слуховая память – вид образной памяти, благодаря которой мы запечатлеваем слуховые образы, сохраняем их и воспроизводим.
В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольная память — дети запоминают все «само собой».
Запоминается всё яркое, эмоциональное, интересное, необычное.
Произвольную память необходимо развивать.
Развитый слуховой вид памяти станет залогом освоения ребёнком правильного произношения слов, интонирования предложений, выразительного чтения, правописания, что очень важно при школьном обучении.
Некоторые дети испытывают сложности при восприятии речи, при её выделении из окружающего шума. Детям сложно сразу понять устные задания и команды, возникают трудности при овладении новыми словами или при изучении языков. Причина возможна в слуховых нарушениях неврологического характера, черепно-мозговая травма, длительное воспаление среднего уха, родовая травма и другое.
В этих случаях нужно проконсультироваться со специалистом.
Упражнения и игры для развития слуховой памяти:
«Повтори ритм»
Взрослый хлопает в ладоши, изображая определенный несложный ритмический рисунок. Например: несколько тактов знакомой песенки.
Дошкольнику необходимо повторить ритм без ошибки. Задание можно усложнять.
«Что это звучит?»
Для игры можно использовать музыкальные игрушки: барабан, маракасы, бубен, губная гармошка, трещотка, дудочка или аудиозаписи (шум ветра, рокот прибоя, потрескивание дров в костре, пение птиц, звук дождя, раскаты грома, звук аплодисментов, шуршание обертки при разворачивании конфеты, хруст сухариков).
Перед игрой вместе с ребенком прослушайте звучание используемых предметов и аудиозаписей.
Задача ребенка только на слух определить, что прозвучало.
«Кто лишний?»
Расскажите какую-либо коротенькую яркую историю, например о том, как семья летом поехала отдыхать на море.
Мы любуемся морем и пляжем: море — голубое, небо — синие, песок — теплый и золотистый лежит под ногами. А сверху белые чайки летают над водой. По морю плывет корабль и собака на лодке.
Ребенок должен внимательно слушать и определить, что или кто здесь лишний? Какие из перечисленных слов можно объединить в группу, назвав одним словом?
«Назови пару»
Сначала взрослый называет малышу 5 пар слов, которые связаны по смыслу. Например: «машина — колесо», «тарелка — каша», «зима — снег», «краски — кисточка», «дождь — капелька». Произносите их четко и не спеша, чтобы ребенок точно услышал и всё понял.
Называйте только первое слово, ребенок должен правильно повторить второе.
«Цветная тропинка»
Для игры необходимы разноцветные кубики или листочки цветной бумаги. Взрослый перечисляет цвета в любой последовательности: желтый, синий, белый, зеленый…
Дошкольник должен правильно повторить последовательность, выкладывая листочки или кубики.
«Окончание»
Читайте ребёнку короткие детские стихи, но не произносите последнее слово. Пусть ребёнок догадается и назовёт его сам.
В игре ребёнку придётся использовать свой словарный запас, опираться на логику, учитывать ритм и созвучность (рифму).
«Сочиняем на ходу»
При любой удобной возможности вместе с ребенком подбирайте рифмы к словам и придумывайте простенькие короткие стихи. Например:
Летит жучок —
Разноцветный бочок.
Таким же образом можно сочинять сказки с детьми. Не забывайте записывать и перечитывать свои творения.
Другим вариантом игры может быть «История с подробностями»: рассказывая любимую историю или сказку, вместе с ребенком добавляйте различные детали.
Ребенок должен запомнить их и рассказать при вашем напоминании.
«Запомни и дополни»
Взрослый придумывает фразу: «Я сегодня видел за окном…».
Ребенку необходимо повторить эту фразу и добавить своё слово. Например: «Я сегодня видел за окном ворону…». Взрослый повторяет эту фразу и добавляет свое слово и т.д.
Данная игра способствует увеличению объёма слуховой памяти и развивает воображение.
Игра — ведущая деятельность дошкольника, именно поэтому все упражнения для детей дошкольного возраста нужно превращать в игры. Таким образом им легче впитывать новые знания.
Играйте и развивайте своих детей!