Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

6
0
Материал опубликован 13 November 2016 в группе

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР – Д/С № 91 «СТРОИТЕЛЬ» г. УЛАН-УДЭ»

670033, г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская, 8 «А», тел./факс.: (3012) 42-50-83

E-mail: madou-91@mail.ru

Программа

коррекции и развития

социально-эмоциональной сферы

детей старшего дошкольного возраста

Педагог-психолог

МАДОУ № 91 «Строитель»

Киселева О.В.

г. Улан-Удэ

2014-2015 г.г.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указали JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. ОБ этом писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка: меняются взгляды на мир и отношения с окружающими, в связи с чем возрастает способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Идеи JI.C. Выготского о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, -травленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряли актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения детей, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой активно взаимодействует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу; возросло количество детей замкнутых, тревожных и агрессивных (чему способствует технологизация и информатизация с сгружающего мира); современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Все вышеперечисленное способствует возникновению такой проблемы, как низкая эмоционально-волевая готовность детей к школе. Дети не умеют регулировать свои аффекты, проявлять эмоциональную устойчивость, откликаться на прекрасное, проявлять чувство эмпатии, что в дальнейшем, сказывается на их обучении в школе.

Все это говорит о том, что особое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, а также, что данная работа актуальна и важна.

Цель программы: развитие и коррекция социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Успешное социально-эмоциональное развитие дошкольников будет более успешным, если:

Вести мониторинг эмоционального развития дошкольников.

В системе, с учетом современных требований и принципов педагогики и психологии систематически осуществлять коррекцию негативных тенденций социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных форм и видов деятельности.

Организовать психологическое просвещение педагогов МАДОУ по вопросам эмоционального развития детей предшкольного возраста.

Обеспечить сотрудничество детского сада с родителями по вопросам формирования социально-эмоционального благополучия детей.

Создать в ЦРР образовательно-развивающее пространство,

благоприятные психологические условия, способствующие социально- эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Методологические основы программы:

Методологической основой программы выступают следующие концептуальные положения:

Теории Б.Ф. Скиннера - «Поведенческий подход»: ребенок мотивированно совершенствует действия, которые сопровождаются

положительными эмоциями, и целенаправленно избегает действий,

приводящих к негативным переживаниям.

Теории A.B. Запорожца, Я.З. Неверовича, Г.М. Бреслава, Л.И. Божович, И. М. Юсупова - «Деятельностный подход»: динамика эмоциональной сферы идет через закономерное (последовательное) формирование личностных и эмоциональных новообразований.

Теории A.B. Запорожца:

об амплификации психического развития - обогащение той или иной стороны психического развития дошкольников происходит на основе использования

возрастных возможностей его психики.

- о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: формирование представлений о нормах морали связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и прочувствовать свое поведение.

Теории C.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина - о закономерностях психического развития личности ребенка дошкольного возраста:

Теории дифференциальных эмоций С. Томкинса: эмоции — это сложная

мотивационная система, имеющая три уровня проявления: нейрофизиологический, экспрессивный (выразительный), и импрессивный (переживательный).

Положения Ю.Ф. Змановского, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной:

в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.

ребенок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным руководством взрослых).

Теории А.Н. Леонтьева о ведущем виде детской деятельности: ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Развитие, обучение и воспитание дошкольников строится посредством игры.

Теории О. М. Бондаревской о личностно-ориентированном образовании: ребенок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным личностно-ориентированном подходом взрослых.

Задачи программы:

Обогащать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

Развивать у детей старшего дошкольного возраста гибкость поведения, способность адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.

Формировать у всех участников воспитательно-образовательного процесса (детей, педагогов, родителей):

с целью повышения самооценки установку - «Я - хороший, ты - хороший»;

способность эмоциональной саморегуляции.

Учить участников образовательного процесса овладевать «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.

С целью комплексного решения вопросов эмоционального развития и воспитания детей систематизировать:

методы диагностики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста;

формы работы с педагогами ДОУ и родителями по вопросам социально­эмоционального благополучия дошкольников.

Направления реализации программы:

Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста реализуется по следующим направлениям:

Педагог-психолог - родители.

Педагог-психолог - педагоги группы.

Педагог-психолог - дети.

направление (педагог-психолог - родители)

Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.

Этапы работы:

налаживание контакта с родителями.

работа по разъяснению родителям возрастных и психологических особенностей детей (осуществляется в процессе индивидуальных консультаций). Цель - помочь родителям принять ребенка таким. Какой он есть.

выработка единого подхода к воспитанию ребенка.

На всех этапах работы важно учитывать уровень педагогической культуры родителей.

Фомы работы с родителями:

Индивидуальные консультации;

Подгрупповые консультации (7-10 человек);

Общие и групповые родительские собрания;

Стендовая информация для родителей по вопросам эмоционального развития дошкольников;

Открытые просмотры психолого-педагогической деятельности (показы психокоррекционных занятий с детьми);

Анкетирование, тестирование и интервьюирование родителей;

Организация работы клуба «Школа родителей» по вопросам психического развития детей, в т.ч. и социально-эмоционального;

Организация совместной деятельности родителей и детей (совместный труд, подготовка к утренникам и т.д.).

направление (педагог-психолог - педагоги группы).

Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.

Приоритетные задачи:

ознакомление педагогов с особенностями и закономерностями развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

обучение адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

организация помощи в создании условий, способствующих повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка;

формирование стрессоустойчивости у педагогов, умения грамотно реагировать в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Формы работы с педагогами:

Индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания.

Семинары-практикумы, консультации,

Тренинги,

Релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения,

Открытые просмотры психокоррекционных занятий,

Ролевые игры,

Анкетирование,

Важным условием эффективной работы программы является активное участие педагога-психолога в планировании педагогического процесса, особенно в разделах «Самостоятельная деятельность детей» и «Совместная деятельность педагога и детей». Психолог может помочь подобрать игры и упражнения, а также оказать помощь в их проведении.

Диагностика индивидуальных особенностей педагогов.

 

III направление (педагог-психолог - дети)

Формы работы:

Диагностика индивидуальных особенностей детей;

Специально-организованная деятельность: проведение занятий, ролевых игр, релаксации, проведение психокоррекционных и развивающих игр, психологические этюды и т.д.

Принципы программы:

Ценностно-ориентированный принцип.

Эмоции выступают как ценность личности, которые определяют благополучие ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребенка на другого человека.

Принцип активности и свободы самовыражения ребенка.

Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

Принцип симпатии и участия.

Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

Принцип семейно - центрированности.

Предполагает направленность сотрудников МАДОУ на взаимодействие с ребенком и его семьей, привлечение родителей к развитию и воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав ребенка, родителей и педагогов на получение необходимой для них помощи и поддержки.

Принцип ценности личности и ее уникальности - признание самоценности личности ребенка, взрослого, их неповторимой индивидуальности. Предполагает построение воспитательно-образовательного пространства, ориентированного- на максимальную реализацию индивидуальности участников ОП;

Гуманизации - образовательный процесс направлен на развитие личности ребенка как субъекта деятельности, образовательного пространства. Установление равноправных и партнерских отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса, направленных на сохранность психологического, эмоционального здоровья ребенка.

Сотрудничества.

Данный принцип предусматривает сотрудничество всех служб МАДОУ (психологической, методической, коррекционной и медицинской), участников ОП. Данное сотрудничество создает благоприятные условия для развития и оздоровления детей (психологическое и нравственное здоровье, эмоциональная раскрепощенность детей).

Принцип комплексности.

Все цели и задачи эмоционального развития дошкольников планируются с учетом всех условий и факторов: состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей, вида занятия и т.д.

Принцип занимательности - необходимо вовлекать всех участников ОП и социум в целенаправленную деятельность по социально-эмоциональному развитию детей, используя принцип занимательности.

Структура программы

Программа включает в себя следующие блоки:

Блок 1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.

Блок 3. Знакомство с моральными чертами характера.

Блок 4. Психолого-педагогическая работа с педагогами.

Блок 5. Работа с родителями.

Содержание программы

Блок 1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Работа по данному блоку предполагает формирование у ребенка следующих знаний и умений:

о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе;

о средствах выражения различных эмоциональных состояний;

понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей;

умения регулировать свои отрицательные эмоции.

Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.

Данный блок включает в себя работу по обучению детей этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способам ухода от конфликтов или их устанавливать контакты, сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса (дети-педагоги-родители). Кроме того, необходимо продолжать работу по:

формированию умения в адекватной форме делиться своими эмоциями,

раскрытию внутреннего мира ребенка,

- формированию у дошкольников чувства психологической защищенности.

Блок 3. Знакомство с моральными чертами характера.

Цель данного блока - формирование нравственного поведения детей в повседневной жизни.

Здесь детям необходимо:

дать понятие о парных качествах (добрый - злой),

формировать положительные черты характера,

уточнять способы преодоления негативных черт характера.

Блок 4. Психолого-педагогическая работа с педагогами.

Содержание данного блока заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам по социально-эмоциональному развитию детей и сферы человека в целом посредством различных психолого-­педагогических форм и видов деятельности.

Блок 5. Работа с родителями.

Работа данного блока заключается в осуществлении тесного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса с семьями воспитанников по вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления детей по данному направлению.

Реализация программы

Программа реализуется в три этапа:

1-й этап - Диагностический.

П-й этап - Коррекционно-развивающий.

111-й этап - Контрольный.

Методические рекомендации

Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы дошкольников осуществляется, как в специализированной, так и в совместной деятельности.

Время проведения занятий зависит от возрастных и психофизических особенностей детей.

В каждой возрастной группе ставятся определенные задачи, что ребенок должен знать и уметь в определенном возрасте.

Применение групповой формы организации занятия способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.

В программе элементы игротерапии используются в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.

Рекомендации к проведению психокоррекционного занятия:

Проводится одно занятие в 2 недели (пятидневная рабочая неделя).

Общее число занятий: 20.

Продолжительность занятия для детей:

6 лет составляет - 25 минут,

7 лет - 30 минут.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Количество детей в группе: 6-7 человек.

Форма проведения занятия - подгрупповая.

Отбор детей производится на основе диагностического обследования. В занятиях принимают участие все дети. С детьми, нуждающимися в коррекции социально-эмоциональной сферы, дополнительно проводится индивидуальная работа.

Методические приемы для организации психокоррекционных занятий:

Словесные и подвижные игры.

Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.

Рассматривание иллюстраций, наглядных пособий.

Проблемные ситуации.

Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.

Вопросы к детям

Игры-драматизации.

Алгоритм занятия:

Приветствие.

Беседа или проблемная ситуация (предполагает включение вопросов поискового характера).

Развивающая игра.

Подвижная игра.

Тематическое или свободное рисование.

Психогимнастический этюд,

Прощание.

Учебный план

(1 занятие в неделю)

п/п

Тема

Количество часов

1.

Каждый привлекателен по-своему

2

2.

Добрые и злые люди

1

3.

Наше настроение

1

4.

Хорошо ли быть злым?

1

5.

Учимся справляться с гневом.

1

6.

Что делать, если ты злишься?

1

7.

Настроение Бабы-яги

1

8.

Поговорим о доброте

1

9.

Ссора

1

10.

Как справиться с упрямством?

1

11.

Чувства одинокого человека

1

12.

Знакомство с понятием «Физическая и эмоциональная боль»

1

13.

Учимся понимать чувства других людей

1

14.

Учимся доброжелательности

1

15.

Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.

1

16.

Учимся управлять своими эмоциями в

>

конфликтных ситуациях

1

17.

Добрые и злые поступки

1

18.

В гостях у волка и зайца

1

19.

Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых

1

20.

Наши мечты

1

Направления работы 1.

Педагог-психолог – родители

План работы с родителями

п/п

Форма

проведения

Тема

Сроки проведения

1.

Анкетирование родителей

Анкета для родителей по изучению социально - эмоциональной сферы личности ребенка (Автор - Матвеева Л.Г.)

октябрь

2.

Индивидуальные консультации.

Тема по запросу родителей

в течение года

3.

Групповые консультации: Общегрупповые собрания

«Ребенок поступает в детский сад» «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» «Эмоционально-волевая готовность детей к школьному обучению»

в течение года

4.

Информация в «Уголках для родителей»

Стресс и здоровье;

«Изящные» выражения в детском лексиконе;

Общение - это искусство;

Видеть, чтобы не болеть;

Шесть рецептов избавления от гнева;

Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой;

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);

Почему ребенок становится нервным.

в течение года

5.

Организация совместной деятельности родителей и детей.

Совместный труд, подготовка к утренникам, экскурсии, досуги и

развлечения и пр.

в течение года

8.

Психологический практикум

«Если отношения с ребенком вышли из-под контроля...» «Хвалить самого себя нескромно»

«Что мешает нам выслушать и понять своего ребенка»

декабрь

9.

Лекция с элементами исследования

«Средства массовой иллюзионистки»

октябрь

Направления работы 2.

Педагог-психолог – педагоги МАДОУ

План работы с педколлективом детского сада

п/п

Форма проведения

Тема

Сроки

проведения

1.

Диагностика педагогов

«Эмоциональное выгорание педагогов» В.Г. Маралов

сентябрь

2.

Семинар – практикум

«Разговор как психотерапевтическое средство»

октябрь

3.

Семинар - практикум с элементами тренинга

«Развитие коммуникативных навыков. Вербальное общение. Средства невербального общения»

сентябрь

4.

Семинар – практикум

«Эффективное педагогическое общение»

ноябрь

5.

Тренинг

«Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции»

октябрь

6.

Семинар - практикум

«Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»

декабрь

7.

Индивидуальные консультации

Ознакомление с индивидуальными особенностями детей и выработка единой стратегии воспитания

в течение года

8.

Тренинг

«Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и детей. Трансактный анализ общения»

ноябрь

9.

Релаксационные паузы

Упражнения для снятия напряжения, усталости и т.д.

в течение года

10.

Лекция-диалог

«Государственный стандарт о взаимодействии взрослого

и ребенка»

декабрь

11.

Консультирование педагогов

Проведение индивидуальных консультаций

в течение года

(по запросам)

Направления работы 3.

Педагог-психолог – дети

Тематический план (технологическая карта)

Тема

Программное

содержание

Методические приемы

Обеспечение

1.

Каждый привлекателен по-своему

- воспитывать осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям;

развивать осознание собственной неповторимости, физических особенностей

Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи.

Игра «Назови ласково».

Цель: развивать позитивное самовосприятие.

Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.

Рисование. Автопортрет.

Беседа по рисункам.

Краски, карандаши, мелки на выбор. Бумага разного формата.

2.

 

- развить репертуар телесных ощущений,

- обучать детей использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу.

Беседа о том, как можно показать другому, что он хороший.

Игра «Комплимент». Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.

Игра «Газета».

Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения. Ход: на пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей - как можно ближе стать друг другу, чтобы поместиться на газете.

Газета

3.

Добрые и злые люди

- раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло»;

- показать, каким эмоциональным состоянием они соответствуют;

- учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

 Взрослый предлагает передать эмоциональное состояние музыкального произведения.

Знакомство со сказочными персонажами. Игровая ситуация: в гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой.

Беседа о добрых и злых людях.

Тренинг эмоций.

Рисование на тему «Добрый и злой»

Музыка И.Адигезалова «Мне очень грустно».

Рисунки с

изображением доброго и злого выражения лица «волшебников». Фрагмент мультфильма «Приключение кота Леопольда».

4.

Наше настроение

познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей;

показать в доступной форме изменчивость настроения;

учить детей понимать настроение другого человека;

познакомить со способами управления и регуляции настроения;

диагностировать

эмоциональное

состояние.

Выставка детских рисунков и их анализ. Диагностика настроения детей.

Упражнение «Волшебный мешочек».

Упражнение «Расскажи о своем настроении». Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений. Беседа о том, какое настроение у детей.

Текст для слушания. Беседа.

Рисование на тему «Мое настроение».

Пение «Песенки бременских музыкантов» (муз. Г. Гладкова)

Заготовки цветов разных цветов.

Мешочек. Карандаши цветные, бумага.

5.

Хорошо ли быть злым?

- продолжать знакомство с полярными понятиями

«добро» - «зло»;

- закреплять умение определять

эмоциональное состояние близких людей, знакомых,

- побуждать к оказанию помощи;

- учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.

1. Беседа о том, как дети помогают взрослым улучшить их самочувствие.

2. Игра «Цветик-семицветик».

3. В игру вмешивается злой волшебник и превращает детей сначала в злых гиен, а затем - в разъяренную медведицу. Беседа с детьми.

Упражнение «Придумывание историй».

Чтение отрывка из сказки «Заяц, лиса и петух» (диалог).

Игра «Кляксы».

В конце занятия дети со взрослыми слушают песню В. Шаинского «По секрету».

«Цветик-семицветик».

который можно сделан, по-разному. Цветные кляксы.

6.

Что делать, если ты злишься?

продолжать знакомство со способами снятия напряжения.

учить различать добрые и злые чувства и поступки;

- закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций)

Дети вместе с волшебниками рассматривают рисунки на тему «Злость».

Закрепление знаний о способах саморегуляции своего состояния.

Чтение отрывков из книги Э. Крейри «Я злюсь».

Тренинг.

Раскрашивание рисунков.

Танец полька «Старый добрый жук»

Карандаши, рисунок.

7.

Настроение Бабы-яги

- продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей;

- упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (веселый, грустный),

-учить

дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку.

Злой волшебник знакомит детей со своей знакомой - Бабой-Ягой.

Тренинг эмоций.

Если бы Баба-Яга была доброй, какие бы поступки она совершила?

Дети придумывают истории.

4. Упражнение «Угадай настроение Бабы Яги».

Рисование Бабы-Яги.

Взрослый предлагает послушать частушки Бабок-Ежек из мультфильма.

Силуэты Бабы-Яги. Карандаши цветные.

8.

Поговорим о доброте

-обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки;

-учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я».

Игра «Угадай настроение по рисунку».

Упражнение «Помоги волшебнику».

Упражнение «Выручи из беды».

Упражнение «Рисуем музыку».

Фотографии девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым. Вальс Д. Кабалевского.

9.

Ссора

-учить детей

анализировать поступки,

находить причину

конфликта;

дифференцировать

противоположные

эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность;

- знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении

Беседа по картинкам (изображения двух девочек).

Тренинг эмоций.

Упражнение «Дружба начинается с улыбки...».

Проблемная ситуация (Для проверки степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях).

Рисование на тему «Бабочки».

Карандаши цветные, бумага.

10.

Как справиться с упрямством?

-учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения;

- формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Сказка «Упрямые козлы», беседа.

Тренинг эмоций.

Игра «Сказка наоборот».

Игра «Два барана».

История про двух ребят, которым нужна помощь.

Знакомство с правилами доброжелательного поведения «Будь внимателен к другому».

Смешной рисунок.

Мольберт,

фломастер.

11.

Чувства одинокого человека

-учить детей

анализировать свое

эмоциональное

состояние,

вербализировать

собственные

переживания;

- закреплять знания о правилах

доброжелательного

поведения;

-формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей

Детям предлагается выбрать цветной листочек и повесить на дерево «Радость», «Печаль».

Проверка степени усвоения правил доброжелательного поведения.

Просмотр мультфильма «Первый раз». Беседа по содержанию мультфильма.

Игра «Тень».

Игра «Закончи предложение».

Тренинг «Эмоций». Нарисовать водяному волшебную рыбку.

Макеты деревьев. Карандаши, бумага.

12.

Знакомство с понятием «Физическая и эмоциональная боль»

- познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; -научить детей управлять эмоциями,

сопровождающими боль.

/

Беседа о том, какие добрые дела сделали дети.

История про лягушонка.

Тренинг эмоций. Беседа с детьми.

Рассказ о боли физической и душевной (эмоциональной). Текст для чтения, беседа.

Тренинг эмоций «Ой, ой, живот болит!».

Рисование на тему «Медвежонок выздоровел».

Лягушонок. Карандаши, бумага.

13.

Учимся понимать чувства других людей

- закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»;

учить детей понимать чувства, переживаемые другими;

стимулировать желание оказать помощь, утешить;

- развивать чувство доброты;

формировать навыки социального поведения.

Беседа о добрых делах.

Обыгрывание ситуаций (поведенческий тренинг).

Определение причины эмоций.

Упражнение «Негаданная радость».

Рисование на тему «Волшебные цветы». Игра в цветы.

Карандаши, бумага.

14.

Учимся

- развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим;

-учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку

1. Просмотр мультфильма «Варежка».

Беседа по содержанию мультфильма.

Чтение стихотворения.

Беседа.

Выслушав ответы детей, взрослый предлагает детям послушать рассказ «Самое страшное». Тренинг эмоций.

Сочинение детьми историй- продолжений предыдущего рассказа.

Рисование на тему: «Мой верный друг - собака».

Карандаши, бумага.

15.

Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.

-учить детей анализировать конфликтные ситуации;

-развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии;

-формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки;

-развивать умение снимать эмоциональное напряжение.

Встреча гостя - мальчика, которого зовут Антоша.

Тренинг эмоций.

Анализ конфликтных ситуаций «Как бы ты поступил?».

Взрослый предлагает прослушать рассказ «Лучший друг». Беседа по содержанию.

Игра «Угадай настроение».

Рисование на тему: «Мое настроение».

В конце занятия дети слушают или поют песню «Антошка» В. Шаинского.

Карандаши, бумага.

16.

Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях

- учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов;

-формировать осознанное понимание

нравственного смысла

художественных

произведений;

- развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.

Антошкина история.

Дискуссия с детьми.

Чтение рассказа В. Осеевой «Отомстила».

Поведенческий тренинг.

Игра «Падающая башня».

Рисование «Дерево радости».

В конце занятия дети поют песню «Пусть падают капли».

Карандаши, бумага.

17.

Добрые и злые поступки

продолжать учить управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях;

познакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения;

формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;

закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

В гости к детям приходит мальчик Антошка и просит ему помочь разобраться в том, за что он был наказан. Чтение стихотворения «Доброта» Р. Сеф.

Рассматривание иллюстрации.

Тренинг эмоций.

Упражнение: «Добрый - злой».

Игра «По кочкам».

Рисование «Дорисуй картинку». Упражнение «Танец».

Карандаши, бумага.

18.

«В гостях у волка и зайца»

учить детей анализировать собственное поведение и поступки других;

формировать позицию ненасилия;

развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение рисуночной терапии.

Просмотр фрагмента мультфильма «Ну, погоди!». Беседа по содержанию мультфильма.

Тренинг эмоций.

Сочинение новой версии очередной серии мультфильма «Ну, погоди!».

Поведенческий тренинг. Анализ собственных поступков.

Игра «Хорошо - плохо».

Рисование «Графическая музыка».

Карандаши, бумага.

19.

Знакомство детей со способами

реагирования на гнев взрослых

- закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

-развивать эмоциональную произвольность, эмпатию;

-формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я».

Взрослый предлагает детям и Антошке ряд советов, которые помогут помочь им в ссоре с родителями.

Тренинг.

Антошка предлагает послушать историю, в которой один мальчик сам себя наказал.

Упражнение.

Тренинг эмоций.

Рисование на тему «Какой я?».

Карандаши, бумага.

20.

Наши мечты

продолжать закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях;

учить детей сознательно управлять своими эмоциями (обидами);

- формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки.

Чтение сказки «Лиса и заяц». Беседа.

Моделирование детьми сцены примирения зайца и лисы.

Антошка знакомит детей со своим другом Ежиком и предлагает посмотреть мультфильм «Осенние кораблики».

Беседа по содержанию.

Игра «Цветик-семицветик».

Рисование на тему «Моя мечта».

Занятие заканчивается исполнением танца Утят.

Карандаши, бумага.

Библиография

Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - СПб.: Речь, 2006. - 125 с.

Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 96 с.

Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И. А. Пазухина. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 96 с.; ил.

Довгая Н. А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // Психолог в детском саду, 2006, № 4, с. 66.

Зотова Е. И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения // Психолог в детском саду, 2007, № 1, с. 57.

Ежкова Н. С. Педагогические основы эмоционального развития детей трех-шести лет // Детский сад от А до Я, 2007, № 1, с. 34.

Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. М.: Книголюб, 2005. - 56 с. (Психологическая служба.)

Комисаренко Т. И., Махортова Г. X. Диагностика эмоциональных переживаний детей дошкольного и младшего школьного возрастов // Психолог в детском саду, 2006, № 2, с. 28.

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 208 с., ил. - (Серия «Вместе учимся играть»).

Максимова А. А. Учимся общаться детей 6-10 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 78 с. (Игровые технологии), сихолог в детском саду - М.: ИНТОР, 1995. - 64 с.

Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие работников дошкольных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

Никифорова Л. А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. - М.: Книголюб, 2005. - 48 с. (серия «Психологическая служба»).

Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

Сенемака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно­развивающие занятия для детей 5-8 лет. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 79 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

Тащева А. И., Гриднева С. В. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей: Научно-популярное издание. - М.: генезис, 2002. - 80 с.: ил. - (Психологическая работа с детьми).

Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) /Серия «Справочники». - Ростов н/Д: «Феникс»,2005. - 384 с.

Худик В. А., Тельнюк И. В. Генезис эмоций и проблема понимания детских поведенческих реакций // Детский сад от А до Я, 2007, № 1, с. 51.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации