Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»
Мастер - класс для родителей на тему:
«Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста »
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский
Цель:
Повышение родительской компетенции по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с последующим применением опыта по использованию игр и упражнений в совместной деятельности детей и родителей.
Задачи:
1.Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
2.Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность
Ещё век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальцев нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у ребенка происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
У детей, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, быстрее формируется правильная речь. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфии.
Во время непосредственной образовательной деятельности, индивидуальной работе и в режимных моментах мы используем различные игры и упражнения для развития мелкой моторики.
У детей с речевыми нарушениями отмечается недоразвитие мелкой моторики, наша совместная задача – педагогов и родителей, помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями. Помогут нам в этом игры и упражнения, с которыми вы сейчас познакомитесь. Рекомендуем вам вместе с детьми тренировать пальчиковую моторику дома.
Основная часть:
Сейчас, мы предлагаем вам игры с элементами самомассажа. Развитие мелкой моторики детей с помощью «Су – Джок» массажеров.
Су-Джок терапия – это одно из направлений восточной медицины, разработанное южнокорейским профессором Пак ДжеВу.В основе метода Су-Джок лежит система соответствия кистей и стоп всему телу. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. «Су»-кисть , «Джок» - стопа.
Применяются Су - Джок - массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Массаж ладоней шариком
Гладь мои ладошки ёж
Ты колючий, ну и что ж
Я хочу тебя погладить
Я хочу с тобой поладить
(катать мячик от кончиков пальцев к запястью; в ладони по кругу; перебирать кончиками пальцев; сжимать пальцами, крутить пальцами; сжимать в руках)
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Мальчик-пальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать
Этот пальчик уж вздремнул
Этот пальчик уж уснул
Этот пальчик крепко спит
А тебе спать не велит!
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
Так же можно использовать самомассаж кистей с помощью карандаша
«Карандаш»
(Раздать в коробочке карандаши по рядам)
Карандаш в руках катаю, (катать между ладонями рук)
Между пальчиков верчу (катать между пальчиков одной руки, второй не помогать)
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу (ходьба с «коромыслом»)
Для следующей игры нам понадобятся грецкие орехи. Они своей неровной поверхностью массируют детские пальчики
«Орехи»
(Дети берут орехи)
Научился я орехи
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
(Перекатывать пальцами одной руки орехи)
Я катаю свой орешек
Чтоб круглее всех он стал
(катать между ладоней)
Следующая игра: «Разверни, не порви…»
Сначала, мы предлагаем завернуть в фольгу орех…..а, затем развернуть аккуратно, не порвав фольгу
Динамическая пауза
Пальчиковые кинезиологические игры
Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.
Предлагаем вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
1. «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
2. «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
3. «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
5. "Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
6. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
7. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
Очень интересно детям играть разными предметами (платочки, нитки, шнурки, тесемочки), мы предлагаем некоторые из них:
«Медведь».
(Предложить взять платочки)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял
(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)
Так же можно предложить ребенку контур предмета нарисованного на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии
( предложить из ниток выложить контур рисунка)
Графические игры
Большое значение для подготовки руки к письму и речевому развитию имеет развитие графической моторики. Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур и предметов, с использованием цветного карандаша.
Заключение
Сегодня, уважаемые родители, мы вас познакомили с играми, упражнениями по развитию мелкой моторики.Благодаря этим играм и упражнениям, которые, мы надеемся, вы будете ежедневно выполнять дома, ваши дети в дальнейшем, легко смогут работать с карандашом и ручкой в школе .Точность и согласованность движений рук будет развиваться только при условии систематического выполнения упражнений. Успехов Вам и терпения! До новых встреч!
Мастер-класс подготовила: воспитатель Обухова Т.В.
Прокофьева Елена Витальевна
Татьяна Владимировна
Климова Елена Викторовна
Родионова Татьяна