Педагогические приёмы по формированию толерантности

0
0
Материал опубликован 27 February 2019 в группе

Упражнение «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ». Дети на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы сделать «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается. Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.

Упражнение «Синквейн – "Толерантность"»

Цель: Способность резюмировать информацию, – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Этапы игры:

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:

тема существительное,

два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,

три глагола по теме,

осмысленная фраза на данную тему,

резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Индивидуально пишут синквейны, потом по группам – общий


 

Педагогические приемы по формированию толерантности.

1. Прием «Обнаружение противоречий».

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины...  (далее дети сами продолжают ряд).

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость… (далее дети сами продолжают ряд).

Упражнение «Таблица антиподов». Попросить ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении товарища по группе, центру, к которому у него проявляется нетерпимость.

2. Прием «Коррекция позиций»

Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице – активен; вчера я был здоров, а сегодня – болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом – биология; с другом я добр, а с предателем... Предложить ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.

Упражнение «Обрати минусы в плюсы». Обратить внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и предложить осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.

3. Приём «Акцент на лучшее»

Тёмное пятно на светлом фоне и светлое пятно на тёмном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».

Упражнение «Камушек в ботинке». У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Попросить ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение «Жемчужина в раковине». Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Предложить ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

4. Прием «Поиск толерантной позиции»

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я – о'кей, ты – о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я – о'кей, ты – не о'кей. Я – Принц, а ты – Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я – не о'кей, ты – о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я – не о'кей, ты – не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла. Предложить ребенку сделать рисунок для каждой позиции.

5. Прием «Ломка стереотипов»

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей – только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.

Упражнение «Идеальный образ себя». Попросить ребенка нарисовать свою многоцветную диаграмму, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.

Упражнение «Анализ ситуаций». Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Упражнение «Толерантный словарь».

Задача занятия: исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности и разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми Ведущий вызывает к себе по одному представителю от каждой группы и сообщает им слово-задание. Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют это слово. Цель группы - догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. И так работаем с каждым участником.

Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме. После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова: было ли трудно угадывать? Нарисовать? какие слова удались легче, какие - труднее?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации