Формирование толерантности у участников образовательного процесса
Формирование толерантности у участников образовательного процесса 27 марта 2009 года Акмаева Татьяна Владимировна
Цель: Внедрение в педагогическую практику новых технологий по формированию толерантности у участников образовательного и воспитательного процессов. Создание общешкольной программы по воспитанию толерантности.
Способы понимания толерантности: 1. Как безразличие 2. Как невозможность взаимопонимания 3. Как снисхождение 4. Как расширение собственного опыта и критического диалога
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - Признание ценности всего, что объединяет людей, и уважение к имеющимся между ними различиями.
Армения Столица: Ереван. Население: 3,42 млн. человек, 93% населения - армяне, остальные - азербайджанцы, русские, курды, украинцы, грузины и греки. Язык: Армянский (государственный), русский. Религия: Основная часть верующих - христиане (монофиситы) армянской апостольской (православной) церкви, а также русская православная церковь, мусульмане и другие конфессии.
Азербайджан Столица: Баку. Население: 8 млн. человек, из них 90% - азербайджанцы, 3,2% - горские народы (лезгины, аварцы, курды, удины и т.д.), 2,5% - русские, 2,3% - армяне, 2% - прочие народности. Язык: Азербайджанский (тюркская языковая группа), но русский язык хорошо знают взрослые и городские дети. Письменность на основе русской графики, в 1991 принят закон о восстановлении азербайджанского алфавита с латинской графикой, применявшейся в 1929-39 гг. Религия: Несмотря на то, что религия отделена от государства, большая часть населения - верующие, в основном мусульмане. География: Государство в восточной части Закавказья. На востоке омывается Каспийским морем. Граничит с Грузией, Россией, Ираном, Арменией и Турцией. Более половины территории страны занимают горы отрогов Кавказа и Талышских гор, рассечённые глубокими и плодородными долинами. Общая площадь 86,6 тыс. кв. км.
Иран Столица: Тегеран. Население: 68,9 млн. человек. Здесь проживает более 60 народностей, этнических групп и племен: персы - 51%, азербайджанцы - 24%, гилаки и мазендаранцы - 8%, курды - 7%, арабы - 3%, луры - 2%, балохи - 2%, туркмены - 2%. Язык: Официальный - фарси (персидский). Также употребляются тюрский, курдский, турецкий, арабский. Религия: ислам шиитского толка - 95% населения, сунниты - 4%, незначительная часть верующих - зороастрийцы, иудеи и христиане. География: Одно из наиболее крупных государств Юго-Западной Азии (площадь 1,65 млн. кв. км). На севере Иран омывают воды Каспийского моря, на юге - Персидского и Оманского заливов. Граничит с Турцией (на северо-западе), Афганистаном и Пакистаном (на востоке), Ираком (на западе), а также со странами бывшего СССР - Арменией, Азербайджаном, Туркменистаном (на севере). Вдоль Каспийского побережья протянулись горы Эльбурс с самой высокой точкой страны - вулканом Демавенд (5604 м.). В центре страны находятся пустыни Деште-Кевир (Большая Солёная пустыня) и Деште-Лут. В Иране мало больших рек, главная река - Карун. Самое крупное озеро - соленое озеро Урмия.
Узбекистан
Татарстан Корея Столица: Сеул. Население: Около 46 млн. человек, 99% - корейцы (есть также небольшое китайское меньшинство). Язык: Корейский. В современном корейском языке существует несколько диалектов, но в настоящее время большинство корейцев пользуется литературным языком, в основе которого лежит сеульский диалект. Почти все указатели на улицах, транспорте и т.п. дублированы на английском, но большинство корейцев разговорным английским не владеют. Религия: Большинство верующих корейцев (51,2%) исповедует буддизм, однако в последнее время быстро растет влияние христианства - как протестантизма (34,4% верующих), так и католицизма (10,6%). Небольшое количество верующих являются последователями шаманизма и конфуцианства (1,8%). Около 40% населения - атеисты. География: Государство общей площадью 98,5 тыс. кв. км., находится на северо-востоке Азии и занимает южную часть Корейского полуострова. На севере граничит с КНДР. На востоке омывается Японским морем, на юге и юго-востоке - Корейским проливом, на западе - Желтым морем. Ландшафт страны разнообразен, но 70% территории покрыто горами. Вдоль береговой линии расположено более 3000 островов. Самая высокая гора Халласан (1950 м.), расположена на острове Чечжудо. В южной части протекают
Молдова Грузия Столица: Тбилиси. Население: 5,72 млн. человек. Грузины - 70,1%, армяне - 8,1%, русские - 6,3%, другие народы - азербайджанцы, осетины, греки, курды, ассирийцы, абхазы и др. Язык: Грузинский. Для общения с иностранцами принят английский язык. Большинство населения хорошо понимает русский язык. Религия: Православное христианство (Грузия - одна из первых стран, принявшая христианство в качестве государственной религии в 337 г.н.э.), очень терпимое отношение к другим религиям, есть мусульмане, католики и др. География: Республика Грузия находится на юго-востоке Европы и занимает центральную и западную часть Закавказья. Граничит на севере с Россией, на востоке с Азербайджаном, на юге с Арменией и Турцией. На западе омывается Черным морем. Общая площадь 69,7 тыс.кв.км.
Итоги анкетирования классных руководителей Что в характере учителя должно быть на первом месте? - толерантность 2 5 3 - знания 3 3 3 - авторитет 2 4 3 - строгость 2 3 2
2. Что для вас важнее в учителе? - любовь к детям 4 4 4 - профессионализм 4 5 3
3. В чем проявляется любовь к детям? - в уважении 3 2 - - в доверии 1 - - - в желании помочь и понять - 4 3 - в доброте, строгости, требовательности - 1 1 - в терпимости - - 1 - помощь в организации учебной и внеучебной деятельности - - 1
4. Что такое педагогическая терпимость? - способность принять, понять ребенка таким, каков он есть 2 2 3 - не знаю 1 - - - ученик как субъект 1 - 1 - сдерживать свои эмоции - 4 1 - владение собой и самодисциплина - 1 1 - адекватное поведение - 3 - - профессионализм - - 1
Программа «Я – толерантная личность» Цель: Укрепление в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества. Задачи: Развитие у школьников черт толерантной личности. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности. Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами. Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы.
Основные этапы: Ориентационно – мотивационный Системно – информационный Реализация Заключительный, творческий.
Модули программы: 1 модуль – ИСТИНА: 1-4 классы – «Начало этики», 5 классы – «Познай себя», 6 классы – «Сделай себя сам», 7 классы – «Научи себя учиться», 8 классы - «Утверждай себя», 9 классы – « Найди себя», 10 классы – «Управляй собой», 11 классы – «Реализуй себя».
2 модуль – ИНТЕЛЛЕКТ: 1-4 классы – «Презентация наук», 5 классы – «Я стараюсь, развиваюсь», 6 классы – «От знания к поступку», 7 классы – «Осознанное познание», 8 классы - «Я зная, что я знаю», 9 классы – « Мыслю, следовательно, существую», 10 классы – «Юные интеллектуалы», 11 классы – «Прикосновение к науке».
3 модуль – ТВОРЧЕСТВО: 1-4 классы – «Творит – это здоровье», 5 классы – «Творческий калейдоскоп», 6 классы – «Какой я интересный человек», 7 классы – «Создаем себя», 8 классы - «Как стать интересным», 9 классы – «Жизнеутверждающий мажор», 10 классы – «Дом, который построим мы», 11 классы – «Мой прекрасный мир».
4 модуль – ДОБРО: 1-4 классы – «Я помогаю маме», 5 классы – «Какого ты рода, имени», 6 классы – «Чью старость ты утешишь?», 7 классы – «Суд над сквернословием», 8 классы - «Путешествие в свое прошлое», 9 классы – «Цветок человеколюбия», 10 классы – «Соблазны и ошибки».
5 модуль – ЗДОРОВЬЕ: 1-4 классы – «Азбука здоровья», 5 классы – «Здоровье – счастье человека», 6 классы – «Золотые правила здоровья», 7 классы – «Спортивная гостиная», 8 классы - «Суд над …», 9 классы – «Важные мелочи», 10 классы – «Саморегуляция. Быть здоровым и красивым», 11 классы – «Искусство жить».
Итоги анкетирования учащихся 2-11 классов «Мои чувства в школе»
Мингазова Татьяна
Акмаева Татьяна Владимировна