Формирование
толерантности
у участников
образовательного
процесса
27 марта 2009 года
Акмаева Татьяна Владимировна
Цель:
Внедрение в педагогическую практику новых технологий по формированию толерантности у участников образовательного и воспитательного процессов.
Создание общешкольной программы по воспитанию толерантности.
Способы понимания толерантности:
1. Как безразличие
2. Как невозможность взаимопонимания
3. Как снисхождение
4. Как расширение собственного опыта и критического диалога
ТОЛЕРАНТНОСТЬ -
Признание ценности всего, что объединяет людей, и уважение к имеющимся между ними различиями.
Армения
Столица: Ереван.
Население: 3,42 млн. человек, 93% населения - армяне, остальные - азербайджанцы, русские, курды, украинцы, грузины и греки.
Язык: Армянский (государственный), русский.
Религия: Основная часть верующих - христиане (монофиситы) армянской апостольской (православной) церкви, а также русская православная церковь, мусульмане и другие конфессии.
Азербайджан
Столица: Баку.
Население: 8 млн. человек, из них 90% - азербайджанцы, 3,2% - горские народы (лезгины, аварцы, курды, удины и т.д.), 2,5% - русские, 2,3% - армяне, 2% - прочие народности.
Язык: Азербайджанский (тюркская языковая группа), но русский язык хорошо знают взрослые и городские дети. Письменность на основе русской графики, в 1991 принят закон о восстановлении азербайджанского алфавита с латинской графикой, применявшейся в 1929-39 гг.
Религия: Несмотря на то, что религия отделена от государства, большая часть населения - верующие, в основном мусульмане.
География: Государство в восточной части Закавказья. На востоке омывается Каспийским морем. Граничит с Грузией, Россией, Ираном, Арменией и Турцией. Более половины территории страны занимают горы отрогов Кавказа и Талышских гор, рассечённые глубокими и плодородными долинами. Общая площадь 86,6 тыс. кв. км.
Иран
Столица: Тегеран.
Население: 68,9 млн. человек. Здесь проживает более 60 народностей, этнических групп и племен: персы - 51%, азербайджанцы - 24%, гилаки и мазендаранцы - 8%, курды - 7%, арабы - 3%, луры - 2%, балохи - 2%, туркмены - 2%.
Язык: Официальный - фарси (персидский). Также употребляются тюрский, курдский, турецкий, арабский.
Религия: ислам шиитского толка - 95% населения, сунниты - 4%, незначительная часть верующих - зороастрийцы, иудеи и христиане.
География: Одно из наиболее крупных государств Юго-Западной Азии (площадь 1,65 млн. кв. км). На севере Иран омывают воды Каспийского моря, на юге - Персидского и Оманского заливов. Граничит с Турцией (на северо-западе), Афганистаном и Пакистаном (на востоке), Ираком (на западе), а также со странами бывшего СССР - Арменией, Азербайджаном, Туркменистаном (на севере). Вдоль Каспийского побережья протянулись горы Эльбурс с самой высокой точкой страны - вулканом Демавенд (5604 м.). В центре страны находятся пустыни Деште-Кевир (Большая Солёная пустыня) и Деште-Лут. В Иране мало больших рек, главная река - Карун. Самое крупное озеро - соленое озеро Урмия.
Узбекистан
Татарстан
Корея
Столица: Сеул.
Население: Около 46 млн. человек, 99% - корейцы (есть также небольшое китайское меньшинство).
Язык: Корейский. В современном корейском языке существует несколько диалектов, но в настоящее время большинство корейцев пользуется литературным языком, в основе которого лежит сеульский диалект. Почти все указатели на улицах, транспорте и т.п. дублированы на английском, но большинство корейцев разговорным английским не владеют.
Религия: Большинство верующих корейцев (51,2%) исповедует буддизм, однако в последнее время быстро растет влияние христианства - как протестантизма (34,4% верующих), так и католицизма (10,6%). Небольшое количество верующих являются последователями шаманизма и конфуцианства (1,8%). Около 40% населения - атеисты.
География: Государство общей площадью 98,5 тыс. кв. км., находится на северо-востоке Азии и занимает южную часть Корейского полуострова. На севере граничит с КНДР. На востоке омывается Японским морем, на юге и юго-востоке - Корейским проливом, на западе - Желтым морем. Ландшафт страны разнообразен, но 70% территории покрыто горами. Вдоль береговой линии расположено более 3000 островов. Самая высокая гора Халласан (1950 м.), расположена на острове Чечжудо. В южной части протекают
Молдова
Грузия
Столица: Тбилиси.
Население: 5,72 млн. человек. Грузины - 70,1%, армяне - 8,1%, русские - 6,3%, другие народы - азербайджанцы, осетины, греки, курды, ассирийцы, абхазы и др.
Язык: Грузинский. Для общения с иностранцами принят английский язык. Большинство населения хорошо понимает русский язык.
Религия: Православное христианство (Грузия - одна из первых стран, принявшая христианство в качестве государственной религии в 337 г.н.э.), очень терпимое отношение к другим религиям, есть мусульмане, католики и др.
География: Республика Грузия находится на юго-востоке Европы и занимает центральную и западную часть Закавказья. Граничит на севере с Россией, на востоке с Азербайджаном, на юге с Арменией и Турцией. На западе омывается Черным морем. Общая площадь 69,7 тыс.кв.км.
Итоги анкетирования классных руководителей
Что в характере учителя должно быть на первом месте?
- толерантность
2
5
3
- знания
3
3
3
- авторитет
2
4
3
- строгость
2
3
2
2. Что для вас важнее в учителе?
- любовь к детям
4
4
4
- профессионализм
4
5
3
3. В чем проявляется любовь к детям?
- в уважении
3
2
-
- в доверии
1
-
-
- в желании помочь и понять
-
4
3
- в доброте, строгости, требовательности
-
1
1
- в терпимости
-
-
1
- помощь в организации учебной и внеучебной деятельности
-
-
1
4. Что такое педагогическая терпимость?
- способность принять, понять ребенка таким, каков он есть
2
2
3
- не знаю
1
-
-
- ученик как субъект
1
-
1
- сдерживать свои эмоции
-
4
1
- владение собой и самодисциплина
-
1
1
- адекватное поведение
-
3
-
- профессионализм
-
-
1
Программа
«Я – толерантная личность»
Цель: Укрепление в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Задачи:
Развитие у школьников черт толерантной личности.
Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности.
Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы.
Основные этапы:
Ориентационно – мотивационный
Системно – информационный
Реализация
Заключительный, творческий.
Модули программы:
1 модуль – ИСТИНА:
1-4 классы – «Начало этики»,
5 классы – «Познай себя»,
6 классы – «Сделай себя сам»,
7 классы – «Научи себя учиться»,
8 классы - «Утверждай себя»,
9 классы – « Найди себя»,
10 классы – «Управляй собой»,
11 классы – «Реализуй себя».
2 модуль – ИНТЕЛЛЕКТ:
1-4 классы – «Презентация наук»,
5 классы – «Я стараюсь, развиваюсь»,
6 классы – «От знания к поступку»,
7 классы – «Осознанное познание»,
8 классы - «Я зная, что я знаю»,
9 классы – « Мыслю, следовательно, существую»,
10 классы – «Юные интеллектуалы»,
11 классы – «Прикосновение к науке».
3 модуль – ТВОРЧЕСТВО:
1-4 классы – «Творит – это здоровье»,
5 классы – «Творческий калейдоскоп»,
6 классы – «Какой я интересный человек»,
7 классы – «Создаем себя»,
8 классы - «Как стать интересным»,
9 классы – «Жизнеутверждающий мажор»,
10 классы – «Дом, который построим мы»,
11 классы – «Мой прекрасный мир».
4 модуль – ДОБРО:
1-4 классы – «Я помогаю маме»,
5 классы – «Какого ты рода, имени»,
6 классы – «Чью старость ты утешишь?»,
7 классы – «Суд над сквернословием»,
8 классы - «Путешествие в свое прошлое»,
9 классы – «Цветок человеколюбия»,
10 классы – «Соблазны и ошибки».
5 модуль – ЗДОРОВЬЕ:
1-4 классы – «Азбука здоровья»,
5 классы – «Здоровье – счастье человека»,
6 классы – «Золотые правила здоровья»,
7 классы – «Спортивная гостиная»,
8 классы - «Суд над …»,
9 классы – «Важные мелочи»,
10 классы – «Саморегуляция. Быть здоровым и красивым»,
11 классы – «Искусство жить».
Итоги анкетирования
учащихся 2-11 классов
«Мои чувства в школе»
Мингазова Татьяна
Акмаева Татьяна Владимировна