Рекомендации «Построение личного профессионального плана учащегося»
Рекомендации
ПОСТРОЕНИЕ ЛИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА
УЧАЩЕГОСЯ
По тому, как человек относится к своему будущему, можно судить об уровне его социальной зрелости, проблемы формирования которой должны находиться в центре внимания школы. Отсутствие серьезного представления школьника о дальнейшем жизненном пути – признак инфантильности. Без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Без глубокого продумывания будущего – ближайшего и отдаленного – человек не может рассчитывать на успех в жизни. Именно в способности «рассудочного ожидания будущего» усматривал И. Кант решающий признак преимущества человека перед животными.
Предлагаем схему построения личного профессионального плана учащегося, которая поможет сформировать выпускнику обоснованный и реальный профессиональный план.
Главная цель (что я буду делать, каким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение).
Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной цели.
СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
( методические рекомендации)
Предполагает сообщение учащимся конкретных сведений о возможностях получения специального образования, об учебном заведении, его местоположении, по правилам приема, продолжительности и условиях обучения, о требованиях к учащимся, перспективах квалификационного роста.
Примерный план консультации
Установление контакта
Представиться, сообщить о цели профконсультации, об имеющихся информационных материалах.
Ознакомление учащихся с информационными материалами по учебным заведениям.
Рассказать о возможностях получения профессионального образования после окончания базовой (средней) школы.
Используемый материал:
перечни специальностей, которые можно получить в профессионально-технических учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, высших учебных заведениях;
рейтинги и конкурсы в профессионально-технических учебных заведений, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений;
информация по лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением отдельных предметов и профильным обучением;
справочники для поступающих в ПТУЗы, ССУЗы, ВУЗы.
1.ИНФОРМАЦИЯ ПО ПТУЗам.
краткая характеристика ПТУ и профессионально-технического колледжа (лицея);
ознакомить с перечнем специальностей;
правила приема, вступительные экзамены, собеседование;
ознакомить с рейтингом, ситуацией на рынке труда.
2. ИНФОРМАЦИЯ ПО ССУЗам.
краткая характеристика среднего специального учебного заведения (разница между колледжем и высшим колледжем);
ознакомить с перечнем специальностей;
правила приема, вступительные экзамены, требования к ответу абитуриента;
порядок зачисления (обратить внимание на льготы при зачислении);
ознакомить с рейтингом средних специальных учебных заведений, конкурсом; объяснить, что такое конкурс, проходной балл;
рассказать о подготовительных курсах.
ИНФОРМАЦИЯ ПО ВУЗам.
перечень ВУЗов, краткая характеристика высшего учебного заведения;
правила приема, вступительные экзамены, централизованное тестирование, требования к ответу абитуриента;
порядок зачисления (обратить внимание на льготы при зачислении);
ознакомить с рейтингом высших учебных заведений, конкурсом; объяснить, что такое конкурс, проходной балл;
рассказать о подготовительных курсах.
ИНФОРМАЦИЯ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЛИЦЕЯХ, ГИМНАЗИЯХ, ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ.
Психофизиологические и психологические аспекты консультации.
Указать на необходимость учитывать состояние здоровья, физиологические особенности организма, психологические качества личности при профессиональном самоопределении.
IV. Заключительный этап-- ответы на вопросы учащихся.