Статья «Использование личного мобильного устройства в построении урока в модели смешанного обучения»
Использование личного мобильного устройства в построении урока в модели смешанного обучения.
Каким должен быть урок в современной школе, когда миром правят гаджеты? Гаджеты - это враги или помощники в достижении целей образования? Отрицать их влияние на современный мир, особенно мир школьников, не только бесполезно, но и, как мне кажется, вредно и опасно! И самым действенным способом изменить ситуацию будет являться способ сделать из врагов друзей и помощников.
Так поступили в нашем лицее. Еще с 2013 года в ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» реализовывается модель обучения «1 ученик + 1компьютер» Наличие личных мобильных устройств (в нашем случае это айпад) у всех участников учебного процесса вывело образовательную среду на новый уровень, а именно:
индивидуализацию процесса обучения;
адаптацию к способностям, интересам и возможностям обучаемых;
развитию их творческой деятельности и самостоятельности;
доступ к новым источникам знаний и информации
Особенная роль принадлежит, конечно, визуализации материалов: фотографий, плакатов, таблиц, видеофрагментов и т.п.
Приведу пример задания на визуализацию незнакомых слов по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» в 6 классе. При чтении произведения ученики выделяли непонятные, незнакомые слова (полуторка, облигация, бредни для ловли рыбы, галифе, чирки, валун и т.д.) При отсутствии айпада и возможности выхода в интернет, учитель принес бы на урок большой толковый словарь, ребята находили бы значение данных слов, при этом со словарем мог работать только один человек или же учитель подготовил дома презентацию, или какой-либо ученик , т.е это работа носила бы индивидуальный характер. Мы же на уроке при чтении рассказа совместно работали в приложении padlet – это онлайн-средство создания виртуальных досок. На эту стену можно помещать аудио и видеофайлы, фото, документы, тексты. Она состоит из окошек, каждое из которых содержит загруженный кем-то, кто получил ссылку, материал. Стена имеет определенную тему, согласно которой и происходит ее наполнение. На данном уроке доска носила название «Словарь непонятных слов/понятий по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» Каждый ученик вписывал непонятное ему слово, давал его лексическое значение и подбирал к нему иллюстрацию. Оказалось таких слов /понятий в рассказе очень много. Эту доску удобно применять при создании проектной работы учеников, при обсуждении какой-либо темы, при рефлексии. Ей возможно пользовать при модели смешанного обучения, когда ученики, находясь на дистанционном формате построения учебного процесса, т.е. дома, могут быть вовлечены в совместную деятельность.
В процессе такого обучения учащиеся выступают не пассивными слушателями, когда учитель дает готовую информацию, а активными субъектами. Они учатся работать с разными источниками информации, отбирать необходимый материал, иллюстрации, творчески обрабатывать полученные знания, учатся работать как в команде на общий результат, так и проявлять свою индивидуальность.
Работая уже девять лет в модели «1 ученик-1 компьютер», я могу сделать вывод, что уроки с использованием iPad динамичны, предоставляют широкие возможности в построении урока, активизируют деятельность учащихся, повышают мотивацию, что не может не сказываться на результатах обучения.