Методические рекомендации по теме «Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми»
ДОКЛАД
на тему
«Индивидуальный подход
в обучении
педагогически запущенных детей
в начальной школе»
Учитель: Фарукшина Надежда Анатольевна
МБОУ СОШ 4, г. Родники, Ивановская область.
Апрель, 2017г.
Введение
Дети в школу приходят разные физически, умственно, с разным темпераментом. И всех надо научить. Поэтому приходится изучать индивидуальные особенности каждого. Значимость индивидуального подхода в процессе обучения очевидна, приходится снова обращаться к её проблеме. Игнорирование различных уровней подготовленности учащихся класса, отказ от индивидуальной и групповой работы с ними наносит серьёзный ущерб обучению и в частности, самостоятельной деятельности школьников. “Учебный процесс, характеризуемый недостаточной индивидуальной работой с учащимися, не может в полной мере играть ведущей роли в умственном развитии школьников, а в отдельных случаях даже “плетётся в хвосте развития” (Л.С. Выгодский) [19, c.10].
“Индивидуальный подход важнейший педагогический принцип”. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский в своём труде “Человек как предмет воспитания”: “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях” [19, c.23].
В современных условиях идея индивидуализации обучения приобретает особо важное значение, поскольку наше общество, заинтересовано в создании условий для выявления и развития задатков каждого ребёнка, в современном развитии его творческого потенциала, что позволяет в дальнейшем наиболее полно реализовать способности каждого в трудовой деятельности.
Проблема индивидуального подхода в обучении детей имеет достаточно богатую историю. О необходимости учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития детей в воспитании и обучении говорили Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо и другие. К.Д.Ушинский, являющийся основоположником индивидуализации обучения в отечественной педагогике, обращался в своих трудах к воспитателю с призывом всестороннего изучения воспитанников, считал целесообразным такое обучение, при котором учитываются особенности памяти, мышления, внимания. [19, c.4].
Особенное в человеке называют индивидуальным, а
личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность
характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных,
социальных и других черт личности, которого заметно отличают данного
человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле
никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый
человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Должны ли в воспитании и обучении учитываются индивидуальные
особенности?
Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно
положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные
разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна
учитывать индивидуальность, приспосабливать к каждому отдельному ученику. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения,
характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и
воспитанности, принятым в данном заведении.
Очень убедительно эту мысль выразил Гегель: «Своеобразие людей не
следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен
тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и
развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для
этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу,
но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех
правилам. Тут приходится заботиться о том, что бы дети отвыкали от своей
оригинальности, что бы они умели хотели выполнять общие правила и усваивали
себе результаты общего образования. Только что преобразование души
составляет воспитание.»
Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на
индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека,
основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы
говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей
и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а
приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным
особенностям с тем, чтобы обеспечить достаточный уровень развития
личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности
для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого
ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные»
воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной
задержкой развития.
Настойчивыми пропагандистами вдумчивого изучения индивидуальности
детей были Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский Индивидуальные различия младших
школьников были предметов специального изучения ряда советских психологов.
Но особенное внимание изучению этого вопроса посвятил Василий Александрович Сухомлинский. Подобно тому как дети различают по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышления не
только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в
качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого
школьника.
Особое внимание у В.А. Сухомлинского привлекли слабоуспевающие дети.
Он четко указывает на их главный недостаток – неразвитость умственных
способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления,
бедность речи, отсутствует любознательность, неразвитость эмоциональной
сферы.
Но откуда берутся такие дети? Стремясь вскрыть действующие здесь
причинно- следственные связи, В. А. Сухомлинский установил, в частности
зависимость успеваемости от здоровья или нездоровья детей. Приведём некоторые из разработанных им советов учителю, о которых следует помнить:
Умственные силы и возможность детей неодинаковы.
Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
Важно определить, как развивать его умственные способности в дальнейшем.
Надо правильно определить, каким путём, с какими замедлениями и трудностями каждый ученик может подойти к уровню, предусмотренному программой.
Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.
“Запрячь” в посильный умственный труд шалунов и проказников.
Определить индивидуальную тропинку успеха в учении и умственном труде каждого школьника. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим. [с.88]
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть главное. Индивидуальный подход в обучении необходимо применять во всех классах, но чем младше возраст учащихся, тем большее значение приобретает индивидуализация обучения.
II. Работа со слабоуспевающими детьми.( Из опыта работы)
Рассматривая неуспеваемость выделяют различные причины этого явления.
Указывают две основные группы причин неуспеваемости: объективные
(непосильный объем знаний, несовершенство методов обучения) и субъективные
(психологические особенности учащихся).
Анализируя психологические особенности учащихся различают несколько
групп неуспевающих.
Среди них особо следует выделить следующие:
1. Педагогически запущенные дети.
2. Умственно отсталые дети.
3. Ослабленные, или целебно-астенические дети.
Самая распространённая группа - это, конечно, педагогически запущенные дети. Об этой категории я и хочу рассказать в этом докладе.
1.Работу с педагогически запущенными детьми я начинаю с тщательного изучения их индивидуально-психологических особенностей, стараясь понять, что привело их к отставанию, насколько глубоки их пробелы в знаниях.
Не один год работая с такими детьми, я пришла к выводу, что причины неуспеваемости
младших школьников заключаются в следующем:
- отсутсвие семейного воспитания
- отсутствие нужных общественных мотивов учения;
- «интеллектуальная пассивность»;
- неправильные навыки и способы учебной работы;
- неправильное отношение к труду.
2. В 1 классе сразу видим этих детей: не слушают, ни во что не вникают, пассивные, ленивые. Они ничего не запоминают, часто являются нарушителями дисциплины. А отсюда сразу начинают отставать в учёбе. Я считаю, что с этими детьми сразу же надо работать. Как?
1) Работа с родителями с целью выявления особенностей ребёнка( внимание, исполнительность, отношение с членами семьи, качества, трудолюбие или лень и т. д. и как родители видят и оценивают своего ребенка.
2) Диагностирование с целью выявления особенностей ученика.
3) Исходя из полученных данных, выделяю у проблемных детей сходство и различие с целью объединения их в определенные группы для организации индивидуальной работы.
4) Но самое главное нельзя выделять их из коллектива, заострять внимание на их недостатки.
Особое значение в работе с педагогически запущенными школьниками, на мой взгляд, имеют следующие моменты:
в общении с ними очень важно доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости ребёнка надо противопоставить доброту, снисходительность.
учителю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в
личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически
запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его
перевоспитанию.
Деятельность учителя, предупреждающая неуспеваемость учащихся
Начало урока:
- проверка готовности к уроку: дисциплины, подготовка рабочего места;
- проверка домашнего задания.
2. Организация повторения:
- в работу на повторение включаются «слабые» учащиеся
3. Уровень изложения:
- подготовка учащихся к восприятию нового материала
- основные моменты отражены на доске
4. Организация внимания учащихся:
- использования стимулирующего введения, проблемных вопросов;
- смена форм учебной деятельности
Физкультурные минутки, зрительная гимнастика.
5. Закрепление материала:
- опрос «cлабоуспевающих» учащихся, как они усвоили материал.
- повторение сложных моментов.
6. Педагогический такт:
- доброжелательность, тактичность;
- внимательность и уважение к вопросам учащихся;
- речь учителя свободна от сарказма и насмешек;
- учитель подбадривает учащихся, испытывающих трудности на уроке.
7. Осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику
8. Оценка знаний учащихся:
- объективность, комментарий
- обязательное выставление оценок в дневник.
9. Домашнее задание:
- инструктаж домашнего задания;
- индивидуальное задание
ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ» УЧЕНИКАМИ
1. Верить в способности «слабоуспевающего» ученика и стараться передать ему эту веру.
2. Помнить, что для «слабоуспевающего» необходимо время, чтобы он понял пройденный материал. Нельзя торопить его.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со «слабоуспевающими» учениками.
4. Вселяя детям надежду в то, что они запомнят, поймут материал, чаще давать им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работа со «слабоуспевающими» детьми – это огромный труд и терпение. Постепенное развитие памяти, логики, мышления, интереса к учению.
6. Не гнаться за большим количеством новой информации. Выбирать из изучаемого материала главное, многократно повторять и закреплять его.
7. Уметь расположить таких детей к себе. Общение - главная составляющая любой методики. Только тогда получишь и результат обучения.
8. Научиться управлять классом. Уроки должны быть разнообразными, тогда внимание учащихся будет приковано к изучаемому материалу.
9. Начав целенаправленно работать со «слабоуспевающими» детьми, помнть: спустя некоторое время их группа вновь разобьется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Привлекать к обучению «слабоуспевающих» детей более сильных ребят.
Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учениками
1. При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.
3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
5. В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
Учитывая эти рекомендации, всё равно очень сложно на достаточном уровне организовать работу со слабоуспевающими детьми, т.к. в классе 31 человек. Поэтому с такими детьми надо работать после уроков. И если так работать постоянно, то результат будет.
Виды внеурочной работы.
1.Анализ классной работы. Выяснение, что не понял ученик. На основе этих ошибок и непонимания повторное объяснение нового.
2.Под руководством учителя закрепление материала.
3.Повторный алгоритм действий учеником.
4.Самостоятельная работа.
5.Для закрепления данного материала даётся индивидуальное домашнее задание.
6.На других занятиях отрабатываешь с учеником то, что он не понял.
7.На многих занятиях работать на опережение, т.е.разобрать тот материал, который будет на следующем уроке.
Список используемой и цитируемой литературы.
Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. -М:Просвещение,1971г.
Бантова М.А. и др.Методика преподавания математики начальных классов. /Под ред. М.А.Бантовой. Учебное пособие для уч-ся школьных отделений пед. училищ (специальность 2001). М.: Просвещение, 1976г. - 335с.
Буряк В.К.Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. М.: Просвещение., 1984г-. 64с.
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учебное пособие для слушателей ФПК директоров общеобразовательных школ и в качестве учебного пособия по специальному курсу для студентов педагогических институтов /Под ред. М.Н.Скаткина - М.: Просвещение, 1982-319с.
Древелов Х и др. Домашние задания. Книга для учителя Перевод с немецкого/ Х.Древелов, Д.Хессе, Х. Вен. - М.:Просвещение, 1989г-. 80с.
Елабугина – Полежаева Н.А. Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания по математике.// Начальная школа. 1990, №1. С. 31-33.
Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя .- М.: Просвещение, 1985.-64с.
Истомина Н.Б. Индивидуальные самостоятельные работы на уроках математики. //Начальная школа. 1979, №1. С.33-36.
Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика: Начальные классы. Учебное пособие для студентов пед.институтов. - М.: Просвещение, 1978 - 224с.
Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка: Пособие для воспитания детского сада. - М.: Просвещение, 1985-112с
Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д.К.90 формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей.- М.: Просвет, 1983. - 80с.
Лотогина Л.Г. Виды дифференцированных заданий для самостоятельной работы уч-ся при формировании вычислительных навыков //Педагогика младших школьного возраста. Выпуск 3. – Челябинск. .. Челябинский пед. институт, 1974г. С.