12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фабрикант Мирослава Николаевна17

Отдел образования, молодежи и спорта Администрации

Первомайского района


Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества Первомайского района Республики Крым»





t1616397356aa.jpg






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ




Разработчик: методист

Фабрикант Мирослава Николаевна








пгт Первомайское

2021 г.

Методические рекомендации

по работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях


Введение

Методические рекомендации подготовлены в помощь педагогам и педагогическим работникам начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования образовательных учреждений.

Методические рекомендации могут быть использованы при проведении тематических занятий и во внеурочной деятельности при проведении воспитательных мероприятий.

Материалы носят рекомендательный характер. Они не стесняют, а, наоборот, инициируют творческий поиск учителя, помогают создавать новые методические конструкции.


Пояснительная записка

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще

всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "гении" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Одаренным детям характерны следующие черты:

имеют творческие возможности и проявления, восприимчивость к учению;

устанавливают высокие требования к себе и к окружающим.

проявляют интерес к неречевым проявлениям чувств окружающими.

формируют креативные идеи, открытия (новаторство).

Если исходить из идеи Б.Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в виде пирамиды, вершинами которой являются: интеллектуальная, коммуникативная и информационная компетентности.


Содержание

Основные виды одаренности

Интеллектуальная одаренность;

Академическая одаренность;

Социальная одаренность;

Художественная одаренность;

Практическая одаренность;

Психомоторная (спортивная) одаренность.


Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цель: создание условий для оптимального развития детей.


Задачи:

Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.

Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.

Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.

Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на человеческих ценностях.

Деятельность педагогов предусматривает:

создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности для эффективной реализации познавательных способностей учащихся;

управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Три закона развития одаренности

Развитие способностей происходит только в той деятельности, которой ребенок быстро овладевает.

Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности).

Деятельность должна представлять для него значительную ценность (внутренняя мотивация).


Формы работы с одаренными учащимися:

создание творческих мастерских;

групповые занятия;

факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады;

занятия исследовательской деятельностью;

интеллектуальные марафоны;

научно-практические конференции;


Роль семьи в раскрытии детской одаренности

Семья играет огромную роль в раскрытии детской одаренности. Необходимо понимать, что одаренные дети - это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться внимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:

он очень любознателен;

любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;

его речь очень развита, большой словарный запас;

во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;

обладает богатой фантазией и воображением;

рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.

Задача родителей - вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

Родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом - понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем. В.И. Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Доброжелательно реагирующая среда одаренному ребенку необходима для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности.


Советы родителям одаренных детей:

поймите ребенка и осознайте его уникальность;

помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;

поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;

не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;

учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;

спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;

не забывайте уделять внимание физической активности.





Список рекомендуемой литературы

Панов В.И. Одарённость как проблема современного образования. М., 2007.

Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избр. труды. М., 2006.

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.

Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М., 2007.

Теплов Б.М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий. М., 1982.


Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 22.03.21 в 15:40 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный и важный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.