Статья на тему «Система работы со способными детьми на уроках математики»
Система работы со способными детьми на уроках математики
Е.И. Белова,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Чебоксары
Аннотация. Все дети способны по-своему. Важно их направить не на получение определенного объема знаний, а на развитие логического мышления, творческих способностей, самостоятельного осмысления и воспитать стремление получать новые знания.
Ключевые слова. Работа в парах, обсуждение решений, логические задачи, математические ребусы, принцип Дирихле, геометрические задачи, арифметические задачи, текстовые задачи.
Работая учителем математики, часто новый учебный год начинаю со знакомства вновь поступившими пятиклассниками. Поразительно, с каким желанием и неподдельным интересом мальчишки и девчонки работают на уроках. 5-й класс - это новая ступень в жизни ребенка, в каком-то смысле второе рождение. И очень часто на уроках наряду с повторением материала предлагаю решать задачи на смекалку. Мне интересно: «Кто попытается решить? Кто справится? Кто активно поднимет руку, а скажет только какую-нибудь нелепость?» И знаете, всегда найдется такой ученик, который интересно ответит, предложит свой способ решения. Я для себя делаю вывод: этот пятиклассник будет любить математику, будет решать нестандартные задачи. Пусть даже относительно класса, он способный ученик.
Великий русский писатель и учитель Л.Н.Толстой сказал: «Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи». Только творческий диалог, личностная заинтересованность участников воспитательного процесса создадут благоприятные условия для воспитания творческой личности. Поэтому мое обучение направлено на сотрудничество, на сознательное отношение к учебе.
Хочется опять привести слова великого классика: «Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное». Для этого учитель должен помогать увидеть сущность понятия, приемы или методы решения, их структуру; раскрывать взаимосвязь между родственными понятиями, их свойствами и признаками; нацеливать школьников на их самостоятельное выделение; тщательно вскрывать взаимосвязь между прямыми и обратными действиями. Необходимо вырабатывать у учащихся умение определять главное в рассуждении, избегать многословности, но при этом кратко и логически грамотно пояснять каждый этап решении задач.
Как же продолжить развитие способных к математике детей в условиях одного класса? В первую очередь, я таких учеников выделяю в одну группу, сажаю в парах за одни парты. Так как способные дети новую тему понимают сразу, они могут вместе самостоятельно решать задачи, обсуждать решение. В это время я продолжаю объяснять учебный материал другим ученикам, контролирую закрепление темы. Затем я работаю с сильной группой, консультирую, корректирую их ошибки. Благодаря дифференцированному подходу способные ученики углубленно изучают тему, решают нестандартные и развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные (т. е. не обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными. Дети не должны бояться делать ошибки (ведь на ошибках учатся), и не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому за дополнительные задания ставится лишь положительная оценка при условии, что выполнено без ошибок. В противном случае отметка не обязательна. Это приводит к тому, что ученики с желанием пробуют свои силы, экспериментируют, им интересно решать. Для развития способностей у учащихся необходимо предлагать различные типы олимпиадных задач:
- логические задачи,
- математические ребусы,
- инварианты,
- принцип Дирихле,
- геометрические задачи (на разрезание и др.),
- арифметические задачи, текстовые задачи.
Дополнительные возможности для индивидуальной работы предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время. Использование готовых цифровых ресурсов в сети Интернет позволяет учащимся выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские.
Очень важно ставить перед учащимися задания, требующие самостоятельного их поиска или создания, подбирать задачи, содержательная сторона которых соответствует реальной действительности. По возможности использовать для них материал, отвечающий интересам учеников. При этом надо учить их при решении задачи переходить на абстрагированный уровень, отвлекаясь от конкретного содержания.
В обучении математике главная цель задач – развивать математический стиль мышления учащихся, заинтересованность их математической деятельностью. Важно направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Список литературы