Урок по алгебре в 8 классе «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем»
Урок по алгебре в 8 классе
Тема: Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем
Цель: обобщить и систематизировать знаний обучающихся по теме «Линейные неравенства с одной переменной и их системы», закрепить свойства линейных неравенств, установить межпредметные связи между математикой, химией, физикой и гуманитарными дисциплинами;
активизировать внимание, мыслительную деятельность, развивать математическую речь, умение рассуждать, анализировать и делать выводы, самооценку и самоконтроль, познавательный интерес у обучающихся;
воспитывать самостоятельность, стремление к достижению поставленных целей, чувство ответственности и уверенность в себе.
Оборудование: мультимедийная презентация;
карточки с заданиями;
листы самоконтроля.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, выявляет отсутствующих.
Учитель: Добрый день ребята!
Проверьте все ли у вас готово к уроку. Учебник, тетрадь, дневник и письменные принадлежности.
Девизом нашего урока будет
«Величие человека – в его способности мыслить»
Блез Паскаль.
Учитель: Сегодня перед нами стоит очень важная задача. Мы должны подвести итог по изученной теме «Решение неравенств с одной переменной и их систем». Вновь нужно будет очень тщательно проработать теоретические вопросы, заняться вычислениями, рассмотреть практическое применение данной темы в нашей повседневной жизни. И нельзя никогда забывать о том, как же мы рассуждаем, анализируем, строим логические цепочки. Поскольку, наша речь всегда должна быть грамотной и правильной.
У каждого из вас на столе имеется лист самоконтроля. На протяжении всего урока не забывайте отмечать знаком «+» свой вклад в этот урок.
Урок у нас будет необычным, и я надеюсь, что и плодотворным.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Прежде чем начнем выполнять практические задания, обратимся к теории.
( На экране слайд, на котором последовательно выводятся начала основных теоретических определений по теме, а когда учащиеся дают полную формулировку, то на экран выводится определение полностью)
Продолжить определения:
1) Неравенством с одной переменной называется неравенство вида ах>в, ах<в;
2) Решить неравенство - значит
найти все его решения или доказать, что решений нет;
3) Решением неравенства с одной переменной называется
значение переменной, обращающее его в верное неравенство;
4) Неравенства называются равносильными, если
у них совпадают множества решений. Если у них нет решений, то они тоже называются равносильными
5) Решением системы неравенств с одной переменной называется значение переменной, при котором верно каждое из неравенств
6) Решить систему линейных неравенств – значит
найти все её решения или доказать, что их нет
7) Чтобы решить систему неравенств с одной переменной, нужно
найти решение каждого неравенства, и найти пересечение этих промежутков
2) (На экране следующий слайд с простейшими неравенствами с одной переменной, расположенными в один столбик. А рядом в другой столбик вписаны их решения в виде числовых промежутков. Задача учащихся - установить соответствие межу неравенствами и соответствующими промежутками.
Установить соответствие между неравенствами и числовыми промежутками:
1. 3x > 6 а) (-∞ ; - 0,2]
2. -5х ≥ 1 б) (- ∞ ; 15)
3. 4х > 3 в) ( 2; + ∞ )
4. 0,2х < 3 г) ( 0,75; + ∞)
3. Практическое применение неравенств в повседневной жизни
Химический опыт
Учитель:Неравенства в нашей повседневной жизни могут стать хорошими помощниками. И кроме того конечно же существует неразрывная связь между школьными предметами. Математика идет плечо в плечо не только с русским языком, но и с химией.
Решить неравенство и указать…
І ряд (наименьшее положительное число из промежутка)
4 (2х + 1) - 3(х + 6) > 3х;
ІІ ряд (наибольшее положительное число из промежутка)
6х - (х + 10) - 3(2 - х) < 8;
ІІІ ряд (наименьшее положительное число из промежутка)
4 (х + 8) - 7(х - 1) < 12;
( На экран выводится эталонная шкала для водородного показателя pH, в пределах от 0 до 12)
Если показатель 0 ≤ pH < 7, то среда кислая;
если показатель pH = 7, то среда нейтральная;
если показатель 7< pH ≤ 12, то среда щелочная
Учитель наливает в различные пробирки 3 бесцветных раствора. Из курса химии ученикам предлагается вспомнить виды среды раствора (кислая, нейтральная, щелочная). Далее опытным путем, привлекая учащихся, определяется среда каждого из трех растворов. Для этого в каждый раствор опускается универсальный индикатор. Происходит следующее: каждый индикатор окрашивается в соответствующий цвет. И по цветовой гамме, благодаря эталонной щкале, учащиеся устанавливают среду каждого из предложенных растворов.
Вывод:
1 индикатор окрасился в красный цвет, показатель 0 ≤ pH < 7, значит среда первого раствора кислая, т.е. имеем кислоту в 1пробирке
2 индикатор окрасился в зеленый цвет, показатель pH = 7 , значит среда второго раствора нейтральная, т. е. у нас была вода во 2 пробирке
3 индикатор окрасился в синий цвет, показатель 7< pH ≤ 12 , значит среда третьего раствора щелочная, значит в 3 пробирке была щелочь
Учитель:Зная границы показателя pH можно определить уровень кислотности почвы, мыла, многих косметических средств.
Шкала электромагнитных волн (физика)
Рентгеновское (до 100 нм) – в медицине для постановки диагноза, для лечения раковых заболеваний
Ультрафиолет (от 100 нм до 400 нм) – в малых дозах способствует укреплению организма, оказывает бактерицидное действие
Видимый свет (от 400 нм до 780 нм) – воспринимаемый человеческим глазом
Инфракрасное (от 780 нм и более) – при изготовлении биноклей и оптических прицелов, позволяющих видеть в темноте
Примечание : нм (нанометр) 10^-9=0,000000001
История, география, художественная культура…
Учитель: Великий российский математик, Николай Евгеньевич Жуковский, говорил: в математике есть своя красота как в живописи и поэзии. Давайте сейчас и мы с вас попытаемся соединить неимоверную красоту, сотворенную руками человека, с царицей всех наук – математикой.
7 июля 2007 года по инициативе Бернарда Вебера из Швейцарии был организован конкурс «7 новых чудес мира». Было проведено интернет- , SMS-голосование, в котором приняли участие около 100 миллионов человек. Результаты голосования были объявлены в Лиссабоне в день трех семерок – 07.07.07
Р ешите неравенство и найдите сумму концов данного промежутка
3 х+1 >4;
-2х > -8.
Ответ: 5
Учитель: Великая Китайская стена
Стена считается одним из величайших достижений человечества. Это уникальное сооружение, крупнейший памятник мировой архитектуры протянулся через весь Северный Китай на 8850 км. Строительство сооружения было начато с оборонительной целью в 210 году до н. э. и продолжалось с небольшими перерывами до 1640-х годов. Средняя высота стены достигала 8 м, ширина у основания — 9 м, а на верху — 6 м. По пять пехотинцев в одном ряду могли свободно маршировать по верхней поверхности стены. Сегодня отдельные участки верхней поверхности стены заасфальтированы и приспособлены под автомобильные дороги.
Решите двойное неравенство и найдите произведение концов полученного промежутка
Ответ: 72
Учитель: Колизей
Одной из главных достопримечательностей Италии, визитной карточкой Вечного города является Колизей. Это один из самых знаменитых монументальных памятников Древнего Рима. Амфитеатр Флавиев — таково первоначальное название Колизея, т. к. возводился он во времена правления трех императоров из династии Флавиев. Строительство было начато в 72 году н. э. императором Веспасианом и продолжалось 8 лет. Завершил строительство в 80 году его сын Тит. Сооружение явилось, несомненно, грандиозным шедевром, величайшим архитектурным памятником Древнего Рима.
Укажите допустимые значения переменной и найдите сумму всех целых решений
Ответ: 20
Учитель: Тадж-Махал
Одной из главных достопримечательностей Индии, жемчужиной мусульманского искусства, ярчайшим проявлением архитектуры стиля Мугал, сочетающего элементы несравненного исламского, индийского и персидского стилей, является восхитительный мавзолей Тадж-Махал. Этот изумительный исторический памятник считается символом огромной неземной любви. Строительство этого шедевра было начато в 1632 году по приказу индийского императора Шах-Джахана, потомка Тамерлана. Таким способом император пожелал увековечить память о своей несравненной жене Мумтаз-Махал, скончавшейся при родах. Долгих 20 лет продолжалось строительство мавзолея, в котором было занято более 20 тысяч человек. Этот восхитительный пятикупольный мавзолей словно парит над миром, купаясь в роскоши окружающего парка и отражаясь в водах искусственного пруда. По бокам мавзолея находятся четыре минарета, высота этого мраморного чуда достигает 74 метров.
СТАТУЯ ХРИСТА-ИСКУПИТЕЛЯ в Рио-де-Жанейро
Затерянный город МАЧУ-ПИКЧУ на территории Перу
ПИРАМИДЫ ЧИЧЕН-ИЦА на севере полуострова Юкатан
ГОРОД ПЕТРА в Иордании
Р ешите неравенство
1-12х<3x+1;
2-6х >4+4x.
Ответ: нет решений
Ответ:[-2/3;2]
4. Рефлексия
Учитель напоминает учащимся о листах самоконтроля, на которых они должны были в течение всего урока, на различных его этапах, оценивать свою работу знаком «+».
Но основную оценку своей деятельности учащимся предстоит поставить после озвучивания одной древней притчи.
Притча.
Шел мудрец, а навстречу ему – 3 человека. Они под горячим солнцем для строительства храма везли тележки с камнями.
Мудрец остановил их и спросил:
- Что вы делали целый день?
- Возил проклятые камни, - ответил первый.
- Я добросовестно выполнял свою работу, - ответил второй .
- А я принимал участие в строительстве храма,- гордо ответил третий.
В листы самоконтроля, в пункте №4 учащиеся должны вписать фразу, которая соответствовала бы их действиям на этом уроке.
Лист самоконтроля __________________________________________
№ п/п | Этапы урока | Оценка учебной деятельности |
1 | Устная работа на уроке | |
2 | Индивидуальная работа | |
3 | Практическая часть: решение неравенств с одной переменной; решение систем неравенств; решение двойных неравенств; | |
4 | Рефлексия | |
В пунктах 1, 2 и 3 верные ответы на уроке отмечать знаком «+» ;
в пункте 4 оценить свою работу на уроке согласно инструкции
5. Итоги урока и сообщение Д/з
Учитель, подводя итоги урока, отмечает успешные моменты и проблемы, над которыми предстоит провести дополнительную работу.
Решите неравенство:
1-12х<3x+1;
2-6х >4+4x.
Презентация к урокуPPT / 19.45 Мб