12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасимова Наталья Викторовна79
Россия, Удмуртская респ., Ижевск
2

Решение проектных задач в начальной школе. Экономика как метапредметное поле формирования универсальных учебных действий.





Герасимова Н.В., учитель

начальных классов

МБОУ «СОШ №19»,



Решение проектных задач в начальной школе.

Экономика как метапредметное поле формирования универсальных учебных действий.

Аннотация: В статье представлена разработка проектной задачи для начальной школы, способствующая формированию метапредметных результатов. Авторы строят проектную задачу на основе экономических ресурсов, которые становятся метапредметным полем решения данной задачи. V stat'ye: razrabotka proyektnoy zadachi dlya nachal'noy shkoly, sposobstvuyushchaya formirovaniyu metapredmetnykh rezul'tatov. Avtory stroyat proyektnuyu zadachu na osnove ekonomicheskikh resursov, kotoryye stanovyatsya metapredmetnym polem resheniya dannoy zadachi.


Ключевые слова: проектные задачи, метапредметные результаты. Proyektnyye zadachi, metapredmetnyye rezul'taty

Перед современной школой сегодня стоят сложные задачи формирования компетенций, которые будут востребованными в XXI веке, такие как осознанность и управление концентрацией и вниманием, умение сотрудничать в команде, проблемно-ориентированное, системное, творческое мышление, финансовая грамотность и т.д.

Закладка таких компетенций должна происходить в начальной школе, которая должна стать пространством, в котором обучающиеся могут выстраивать свои индивидуальные маршруты и сформировать умения жить в мире, где сосуществуют разные культуры, разные способы предъявления себя в мире и самоопределения в нем.

Именно такое пространство способно сформировать метапредметные результаты, обозначенные в Федеральных государственных образовательных стандартах как «обобщённые способы деятельности, освоенные обучающимися на базе нескольких учебных предметов: межпредметные понятия и универсальные учебные действия».[1]

Выстраивая пространство обучения в начальной школе, мы опирались на определение А.В. Хуторского, который определяет цель образования как «продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечеств». Поэтому основой нашей деятельности стали проектные технологии, которые направлены на осуществлении личностно значимой деятельности, завершающейся продуктом этой деятельности.[2]

Начинать проектную деятельность в начальной школе эффективнее с технологии проектных задач, которые становятся подготовкой к будущему проектированию в основной и средней школе. Ценность данной технологии в том, что в ходе решения проектных задач обучающиеся учится принимать самостоятельные решения, отстаивать точку зрения и принимать мнение других, включаться в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Сделать из почемучки - младшего школьника юного исследователя, владеющего необходимыми навыками и умениями, могут проектные задачи.

А.Воронцов под проектной задачей понимает «задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Отличие учебной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных». [3]

Решение проектных задач не ограничиваются рамками одного урока. Порой они занимают 2,3 урока (несколько уроков) или весь день. В нашей школе проектная задача – это событие, в котором дети становятся организаторами собственной деятельности, а учитель – это организатор, навигатор, тьютор. Проектные задачи всегда метапредметны, так как предполагают решение жизненных (личностно - значимых) задач с позиций разных предметов.

Особенно эффективны проектной задачи, в которые включены элементы экономики. В ходе решения проектных задач, дети планируют свой бюджет, экономят, распределяют заработанные финансы (в игровой форме) на создание продукта своей проектной задачи. Это и есть связь с жизнью, в которой детям придется применять полученные знания.

В нашей статье мы предлагаем сценарий одной проектной задачи, которая предназначена для обучающихся 3-4 классов по теме: «Игры с Экономиком»

Цель проектной задачи:

Создание условий для организации самостоятельной образовательной деятельности обучающихся и оценивания метапредметных результатов в ходе ее реализации.

Задачи:

1.Организация моделирования (чертежи, схемы, формулы) отношений равенства/неравенства с использованием различных материалов.

2.Измерение и построение величины по заданной модели или чертежу.

3. Комбинирование фигур по образцу.

4. Организация работы в малых группах: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

Ожидаемые результаты:

сформированные универсальные учебные действия:

регулятивные - ставить и удерживать цели, планировать учебную деятельность, анализировать результаты;

коммуникативные - проявлять инициативу при поиске способов решения задач, работать в команде в ходе учебного сотрудничества

познавательные – уметь ориентироваться в собственной системе знаний; добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке и опираться жизненный опыт;

личностные - отстаивать свою позицию


Описание проектной задачи

I этап - Индивидуальная работа .

Дети выполняют индивидуальные задания на компьютерах, используя авторскую программу Т.Н. Куликовой автоматизированное тестирование «Олимпиадные задачи по математике».

Данная программа состоит из нескольких вариантов, в каждом из которых вопросы не повторяются. Каждый вопрос, в зависимости от сложности, мгновенно оценивается в баллах (это делает сама программа, с которой можно познакомиться на сайте [4]

Рис.1 Пример олимпиадной задачи 4 класс

t1607018402aa.png







Рис. 2 Результаты работы обучающегося в баллах


t1607018402ab.png







В последующем эти баллы заменяются денежными единицами «экономиками».

(1 балл за 1 выполненное задание равен 1 экономику).

Решая олимпиадные задания по математике индивидуально, ребенок зарабатывает баллы, переводимые в экономики, которые становятся личным капиталом каждого. Этот капитал становится материальным ресурсом на следующих этапах работы для приобретения необходимых материалов для решения проектной задачи. В случае недостаточности собственных средств, ребенок ищет себе партнеров.

II этап – командная работа

Учитель предлагает на выбор темы для решения проектной задачи.

Определившись с темой – дети ищут партнеров по интересам, для того, чтобы объединить средства («экономики») для приобретения расходных материалов. При решении данной задачи учащимся необходимо самим изготовить заданный предмет, например мебель для куклы Барби, настольную игру, органайзер из элементов конструктора LEGO, модели одежды и др..

Задание может быть выполнено по схеме или по самостоятельно составленному чертежу. Дети самостоятельно, обсудив в группе, определяют размер изделия и материал, их которого оно будет изготавливаться.

III этап - презентация «продукта» совместной деятельности.

Дети представляют свое изделие, рассказывая о ходе деятельности, представив произведенные расчеты средств (сколько было необходимо для выполнения работы, сколько «экономиков» было в группе, сколько потратили, сколько осталось)

Ход занятия

Этапы

Содержание

Примечание

1

Вступительная часть

- Наш герой Экономик заскучал без ваших идей. Он уже накопил много денежных знаков и готов с вами ими поделиться. Только не знает, кому сколько выдать. Предложите, как ему поступить.

(дети предлагают варианты решения, но приходят к тому, что надо провести оценку знаний и оценить знания баллами-«экономиками»)


Экономик – это главный герой урока.

Он выдает денежные знаки - «экономики».

2. Автоматизированное тестирование

- А сейчас пришло время потрудиться и заработать ваш стартовый капитал. Каждый из Вас самостоятельно выбирает свой вариант заданий. Вопросы в вариантах варьируются и не повторяются, что исключает возможность подсмотреть ответ на соседнем компьютере (при выборе одного варианта).

На выполнение заданий отводится 40 минут. За это время Вам необходимо правильно ответить на поставленные вопросы, за каждый вопрос вы получаете баллы, в дальнейшем заработанные баллы вы сможете поменять на денежную единицу «экономики».

Желаем Вам удачи!

«Олимпиадные задачи по математике»

Т.Н. Куликовой [4]


В данной проектной задаче можно использовать любые задания, которые можно оценить в баллах.

3. Подготовка. Деление детей на группы.

- Экономик готов поделиться с вами своими накоплениями. А вам необходимо заработать стартовый капитал, на который вы сможете приобрести расходные материалы для своего проекта. Предлагаю занять место у компьютера, выбрать вариант заданий и поскорее заработать экономики.

У вас в руках ваши заработанные деньги и пришло время потратить их на организации своего дела.

Начинаем с выбора темы вашего проекта. Проектные задачи, должны быть направлены на решение этих запросов.

По дороге нам встречается МУХОМОР. Всегда возникает вопрос: полезный он или вредный, сорвать его или оставить в лесу? Чтобы не мучиться не нужными вопросами, предлагаем его использовать, как место для выбора идей. Всем известно, что этот гриб славится своими белыми горошинами. Предлагаем на горошинках написать, чтобы вы приобрели на заработанные деньги.

Выбираем основные темы проектов.

Мухомор – это игровой образ, который выполняет роль пространства сбора идей, записанных детьми на заранее приготовленные педагогом горошины- стикеры.

Мухомор обклеивается горошинами, по которым потом формируются группы

4. Работа в группах

Пришло время получить первый материал (предлагается конверт, в котором представлен проблемный вопрос) цена конверта 20 «экономиков».

Далее ученики, вскрыв конверт, знакомятся с материалом проектной задачи, выбирают необходимые материалы и «покупают» расходные материалы в «магазине».

Решение проектной задачи.


«Магазин» оборудован педагогом на столе, где имеются все необходимые материалы.

Дети выбирают материалы, ведут подсчет собственных средств. Учатся экономить.

5. Подсчеты. Итоги. Презентация работ.

Вы так увлеченно работали над решением проектной задачи, проявили своё творчество. Но пришло время представить ваши работы.

Команда представляет продукт своего проекта, озвучивает этапы своей работы. Название проекта.

Кол-во заработанных средств.

Куда потратили, где можно было сэкономить, что можно было докупить

Каков баланс на конец проекта.

Можно выдать алгоритм представления работы.


6

Рефлексия

Подходит к концу наше путешествие. Экономик просит каждого из вас оценить ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося взаимодействия и приклеить кораблик к соответствующему острову.

Рис.3 Образец технологической карты «Острова»

t1607018402ac.jpg

Любое путешествие сопровождается сбором багажа. Предлагаем и вам воспользоваться





технологией "ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА" и проанализировать данный мастер – класс. В «чемодан» положите те знания, которые вы готовы забрать с собой и готовы использовать в деятельности.

В «корзину» - то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину»

Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе.[5]


На доске на большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. (рис. 3).[5]


Таким образом, в ходе выполнения проектной задачи формируются как познавательные и регулятивные универсальные учебные действия, так и личностные и коммуникативные. Кроме этого развиваются представления о взаимосвязи предметных областей, о связи с реальными процессами и жизненными ситуациями.

Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.

Ориентируясь на детские потребности и интересы, проектные задачи позволяют решать задачи формирования и оценивания метапредметных результатов в условиях положительного эмоционального настроя обучающихся.

Список литературы


Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/197127/#ixzz4jCVZJ23V – (Дата обращения 16.05.2017)

Лакоценина Т.П. Современный урок./ Т.П. . Лакоценина – Ростов н/Д: Учитель, 2007. – 100с.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя под ред. А.Б. Воронцова// Москва «Просвещение» – 2011. – 172с.

https://ciur.ru/izh/s19_izh/

Банк рефлексивных технологий

http://yandex.ru/clck/jsredir?from

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.