Предварительный просмотр презентации
Решение ситуационных задач Из опыта ведения программы наставничества учителя МБОУ СОШ с.Осиновка Кутас Е.В.
Наставничество в системе отношений «учитель – ученик» предполагает передачу опыта, знаний, умений посредством доверительного неформального общения, основанного на принципах партнерства. Наставляемый посредством взаимодействия с наставником, опираясь на его активную позицию, решает конкретные задачи: жизненные, личные, профессиональные.
Наставник характеризуется наличием актуального опыта и знаний по решению тех или иных задач, в частности, направленных на достижение жизненных, личных, профессиональных результатов. Наставник желает и готов поделиться этим опытом с наставляемым. Наставническая пара «учитель – ученик» направлена на решение различного круга задач и проблем
Типы наставничества Прямое- непосредственный контакт с учеником, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке, Опосредованное - наставничество проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сведены к минимуму. Коллективное- наставничество распространяется на большую группу или на весь коллектив учеников.
В своей деятельности по оказанию наставничества в области решения жизненных ситуаций я использовала следующий алгоритм: А .ознакомиться с ситуацией; б) выявить ключевую проблему, ее спровоцировавшую; в) рассмотреть ситуацию с позиции ее основных участников; г) определить возможности наставничества в решении данной ситуации; д) уточнить модель наставничества, целесообразную для решения возникшей проблемы; е) спрогнозировать возможные эффекты, результаты позитивного разрешения ситуации с помощью наставничества.
Для удобства систематизации данного алгоритма можно представить его в виде таблицы, которую необходимо заполнить, решая педагогическую ситуацию с помощью наставничества в системе «учитель – ученик» ПОЗИЦИЯ АЛГОРИТМА СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА Ключевая проблема Ситуация с позиции ее основных участников Возможности решения ситуации с помощью наставничества Модель наставничества Возможные эффекты, результаты позитивного разрешения ситуации АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИИ
СИТУАЦИЯ 1 даша, ученица 5-го класса, обычно хорошо учится. к концу первой четверти дисциплинированная ученица вдруг начинает получать плохие оценки. В разговоре выясняется, что девочка устала, накапливает домашние задания за несколько дней, а затем пытается экстренно их выполнить. Организовать время как раньше уже не получается – домашних заданий к концу четверти стало больше
РЕШЕНИЕ после разговора с Дашей я поддержала девочку. Совместно мы стали планировать день ученицы, внедряя элементы тайм-менеджмента, в частности составляли почасовое расписание в формате чек-листов. Буквально за несколько недель успеваемость Даши заметно повысилась. Девочка успешно окончила четверть и отметила, что в эти недели выполняла домашние задания с большим удовольствием.
СИТУАЦИЯ 2 Георгий, ученик 9-го класса, на мероприятии по профориентации выглядел растерянно. Ученик сказал, что не может разобраться в себе и не понимает, в каких сферах чувствует себя уверенно. классный руководитель ПОСОВЕТОВАЛА ОБРАТИТЬСЯ К КУРАТОРУ НАСТАВНИЧЕСТВА В ШКОЛЕ. ГЕОРГИЯ ПРИКРЕПИЛИ К МОЕЙ ГРУППЕ. Я отметила, что у Георгия низкая мотивация к выбору профессии и трудовой деятельности
РЕШЕНИЕ Я решила не навязывать Георгию дополнительные занятия по профориентации, однако предложила школьнику поискать ресурсы в себе, обратить внимание на происходящее вокруг. Были проведены встречи, на первой из которых выяснилось, что Георгий ИМЕЕТ СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ, ЛЮБИТ РИСОВАТЬ, ПРИДУМЫВАТЬ ДЕТАЛИ. была выдвинута гипотеза, что ученику предпочтительна сфера творческих профессий. На последующих встречах были рассмотрены некоторые профессии: перспективы, возможности, конкретные работодатели. Георгий заинтересовался дизайном интерьера. Совместно было решено развивать творческий потенциал ученика. Последние встречи были посвящены выявлению ресурсов и дальнейших перспектив развития. В результате Георгий определился с будущей профессией
СИТУАЦИЯ 3 В последнее время ПЕДАГОГИ ЧАСТО отмечаЮт, что современные дети отличаются от предшествующих поколений и формат традиционного урока становится все менее эффективным. Существенные сложности У УЧИТЕЛЯ ХИМИИ возникли В 8-м КЛАССЕ – большинство учеников не заинтересованы в предмете, регулярно не выполняют домашние задания, нарушают дисциплину.
РЕШЕНИЕ ПОРАБОТАВ С ГРУППОЙ «»ЗАВОДИЛ»- ВОСЬМИКЛАССНИКОВ, Я ПРЕДЛОЖИЛА ИМ решение- создать в социальной сети образовательное сообщество, в котором можно будет выкладывать интересную и доступную информацию, касающуюся химии в окружающей ребят жизни, записывать и публиковать познавательные видеоролики, какие-то опыты и организовывать проекты. Приглашаем в группу ПЕДАГОГов И ВСЕХ заинтересованные в предмете «Химия» учеников, ДАННЫЙ ПРОЕКТ ЕЩЕ НАХОДИТСЯ В ПРОЦЕСЕ РЕШЕНИЯ, НО НАДЕЮСЬ, ЧТО мотивация учения усилится, успеваемость повысится .
Таким образом, на нескольких примерах я поделиласть опытом работы по направлению «Учитель-ученик» В зависимости от конкретной ситуации роли наставника и наставляемого могут меняться, переходя от учителя к ученику. И учитель также может стать наставляемым ! Но это уже будет другая история…