12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белева Александра Алексеевна102
Россия, Пермский край, Пермь

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«пермский техникум отраслевых технологий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МАСТЕР- КЛАССА

« Ситуационные задачи и механизмы их решения»

Автор: преподаватель высшей квалификационной категории Белева А.А.

Пермь 2015

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка мастер-класса « Ситуационные задачи и механизмы их решения» предназначена для преподавателей и мастеров производственного обучения с целью повышения их профессионального уровня и обмена инновационным опытом.

Мастер-класс проводится с целью обобщения опыта преподавателя и сопровождается демонстрацией электронной презентации и практическими заданиями для участников мастер-класса

Мастер- класс позволяет участникам экстраполировать знания и умения, полученные в процессе его проведения в своей педагогической деятельности.

В ходе данного мастер-класса его участники познакомятся с видами ситуационных задач, их структурой, с механизмами и средствами их разработки; получат консультации и смогут принять активное участие в обсуждении полученных результатов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА

Тема мастер-класса: « Ситуационные задачи и механизмы их решения»

Цель мастер-класса:

Трансляция опыта преподавателя физики среди педагогов ПТОТ

Расширение познания участников мастер-класса в области реализации требований ФГОС

Задачи мастер-класса:

Обучающая: создать условия для демонстрации методов и приемов разработки ситуационных задач и усвоения данных приемов участниками мастер-класса

Развивающая: создать условия для совместной отработки методических приемов педагога путем показа последовательности приемов и форм педдеятельности.

Просветительская: трансляция своего опыта

Направляющая: рефлексия собственного педмастерства участниками мастер-класса

Социальная: оказать методическую помощь участникам мастер-класса в реализации требований ФГОС

Мотивация выбора данной темы: оказать помощь участникам мастер-класса в разработке практико-ориентированных заданий

Тип мастер-класса: комбинированный

Вид мастер-класса: семинар-практикум

Форма проведения мастер-класса: лекционно-практическое занятие

Принципы мастер-класса: сотрудничество; наглядность; доступность; систематичность и последовательность.

Учебно-методическое обеспечение мастер-класса:

Технические: интерактивная доска, проектор

Дидактические: презентация

Методические: конструктор Ильюшина, тексты

Прогнозируемый результат: заинтересованность большинства педагогов во внедрении в собственный педагогический процесс.

ХОД мастер-класса ( 30-40 мин)

 

Деятельность педагога

Деятельность участников мастер-класса

Развитие элементов компетенции участников мастер-класса

Определяет проблему и пути ее решения

Слушают и анализируют представленную информацию в виде презентации

Уважение человеческого достоинства

Основная часть

Монолог преподавателя о: -сущности ситуационных задач, их видах и структуре;

- методах их решения используемых в своей педдеятельности;

-средствах их разработки

Слушаю преподавателя с опорой на презентацию

Организация и контроль самостоятельной работы студентов с использованием новых инновационных подходов

Имитационная деятельность участников мастер-класса

Демонстрация приемов разработки ситуационных задач среднего и сложного уровней с помощью конструктора задач

Слушают инструкцию. Работаю в группах с текстами

Демонстрируют результаты и выводы

Развитие опыта творческой деятельности с опорой на конструктор задач

Заключительная часть

-Анализ работ участников мастер-класса

-Заключительное слово преподавателя по всем замечаниям и предложениям

Общая дискуссия

Оценка результативности и эффективности обучения по обучаемой дисциплине.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Конструктор задач Л.С.Ильюшина

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобра-зите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предло-жите новый (иной) вариант…

36.Ранжи-руйте… и

обоснуйте…

2.Сгруппи-руйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяю-щий…

23.Проанали-

зируйте

структуру… с точки зрения…

30.Разрабо-тайте план,

позволяю-щий (пре-

пятствую-

щий)…

37.Опреде-лите, какое

из реше-ний является оптималь-ным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисун-

ка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризу-ющих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяю-щий…

38.Оцени-те значи-мость…

для...

4.Расположи-те в пределённом

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классифика-цию… на основании…

32.Приду-майте игру, которая…

39.Определите возмож-ные критерии оценки…

5.Изложите в форме текста…

12.Проком-ментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработай-те) эксперимент, подтвержда-ющий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предло-жите новую

(свою)

классифика-цию…

40.Выска-жите кри-тические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформу-лируйте) идею о том, что…

20.Проведите презента-цию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напи-шите возможный

(наиболее

вероятный)

сценарий

развития…

41.Оцени-те возмо-жности…

для…

7.Прочитайте самостоя-тельно…

14.Приведите пример того, что (как, где)…

21.Рассчитайте на основании данных о…

28.Выявите принципы, лежащие в основе…

35.Изложи-те в форме… своё мнение(понимание)…

42.Прове-дите экспертизу состояния…


 

 ПРИЛОЖЕНИЕ №2 ПРИЕМ Д.С. Лихачева

Компоненты структуры познавательной деятельности

Определение,

смысл

Действия ученика

Действия педагога

Глаголы для

конструирования задач учителем

Ознакомление

Воспроизводство или определение местонахождения конкретных элементов информации

Отвечает,

Воспринимает,

Запоминает,

Распознаёт

Излагает

Характеризует

Описывает

Руководит

Управляет

Направляет

Рассказывает

Сообщает

Показывает

Проверяет

Сделать сообщение, перечислить, описать, воспроизвести,

установить, что это,

где это и т.п., сформулировать,

узнать, запомнить,

рассказать,

изложить факты,

повторить, определить

Понимание

Усвоение смысла изложенного материала

Объясняет

Истолковывает

Интерпретирует

Доказывает

Раскрывает

Отождествляет

Доказывает

Слушает

Спрашивает

Сравнивает

Сопоставляет

Опрашивает

Проверяет

Измените,превратите,

переформулируйте,

опишите, объясните,

сделайте обзор,

расскажите, суммируйте, свяжите

воедино, разъясните,

сделайте заключение,

вывод, изложите

основную идею

Применение

Использование правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуациях,

«перенос»

Решает новые проблемы,

Доказывает

Отбирае

Организует

Инициирует

Вырабатывает

Конструирует

Показывает

Фасилитирует

Оказывает

содействие

Поддерживает

Наблюдает

Критикует

Обсуждает

Примените,

попробуйте на практике, используйте, употребите, решите, докажите,

покажите,

проиллюстрируйте,

сделайте отчёт.

Анализ

Разделение информации на составные части, выявление взаимосвязей

Обсуждает

Раскрывает

Перечисляет

Анализирует

Разделяет на части

Разбирает критически

Исследует

Руководит

Стимулирует

наблюдает

Предоставляет

ресурсы

Проанализируйте,

разделите на части,

разыщите, найдите, определите, различите, проверьте, сравните, классифицируйте, опровергните

Синтез

Создание из различных идей нового или уникального продукта или плана

Обсуждает

Обобщает

Связывает

Сопоставляет

Резюмирует

Суммирует

Организует

обратную связь

(рефлексию)

Расширяет

Оценивает

Развивает идею

Дискутирует

Создайте, изобретите, предскажите,

сконструируйте,

оформите, измените, вообразите, улучшите, предложите

Оценка

Оценивание значения материала или идей на основе определённых критериев или стандартов

Судит,оценивает

Обсуждает,подвергает сомнению

Формирует,составляет

Высказывает своё мнение

Принимает,

допускает

соглашается,

признаёт

Раскрывает

критерии

Гармонизирует,

согласовывает

Составьте мнение,

Придите к выводу,

отберите, выберите,

оцените, разберите,

обсудите,проверьте, аргументируйте, рекомендуйте,

определите, оправдайте, убедите


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

СИТУАЦИЯ - ОЦЕНКА

Только в Северном море ежегодно гибнет, запутавшись в рыбацких сетях, более 10 тысяч дельфинов. В результате эволюции у дельфинов перед дыхательными путями (дыхательные мешки) образовался жировой комок – своеобразная линза, Перегоняя под давлением воздух из одного мешка в другой, дельфин создает высокочастотные звуковые колебания. Затем передняя, сферически вогнутая стенка черепной коробки отражает и направляет ультразвук вперед. Он проходит через эту линзу, которая, благодаря системе подкожных мышц, не только фокусирует узкий луч, но и быстро вращает его в разных направлениях, наподобие кругового радиолокатора. Наружные слуховые проходы дельфинов закупорены, а жировые пробки в них исполняют роль резонаторов-усилителей ультразвукового эха. Среднее и внутреннее ухо изолированы от черепных костей жиро-воздушной пузырьковой прослойкой для того, чтобы гасить издаваемые в носовой полости звуки и слышать только эхо. Диапазон воспринимаемых дельфином частот лежит в пределах от нескольких десятков герц до 196 килогерц.

Уникальный природный локатор, посылая ультразвуковые волны и фиксируя их отражения, позволяет дельфину обнаруживать предметы на расстоянии до 1.500 км. Так, например, с помощью дельфинов военными нашлась автоматическая мини-подлодка, потерянная в 1950-х годах. Также дельфин способен определить полый предмет или нет и даже различить с помощью своего эхолота сорт стали! Особенно природный локатор развит у белухи (северного дельфина). По аналогичному принципу, созданы локаторы самолетов и подводных лодок. Во время исследования дельфины из двух цилиндров диаметром в 48 и 50 мм по приказу военных подняли кружочек изготовленный из разных металлов— меди, цинка, олова.

Однако зрение дельфина его возможности ограничены из-за невысокой прозрачности воды.  Острота зрения - 8-14'. Это хуже, чем у многих наземных животных: например, у человека и приматов острота зрения около 1', а у кошки 5-6'. Но для подводных условий, где прозрачность среды невелика, этого вполне достаточно.

Чтобы предотвратить попадание их в сети, немецкий зоолог предложил укрепить на них «пищалки», которые 70 раз в минуту издают звук громкостью 115 дБ, частотой 2,9 кГц и обертонами до 90 кГц. (Частота была подобрана таким образом, чтобы не отпугивать от сетей промысловые виды рыб). Оказалось, что теперь 90 % дельфинов реагировали на такой звук и обходили звучащие сети по широкой дуге. Правда, вскоре выяснилось, что через некоторое время дельфины привыкают к звуковым сигналам, и пришлось разрабатывать «пищалки» частотой, меняющейся случайным образом.

Ситуационные задания

Причиной гибели дельфинов являются

А. рыбацкие сети Б. аномальные погодные условия

В. химические вещества, попавшие в море Г. нехватка воздуха

Для устранения причины гибели дельфинов немецкий ученый предложил укрепить на дельфинах пищалки частотой

А. меньше 2 к Гц Б. больше 2 кГц

В. меньше 3 к Гц Г. меняющейся случайным образом

Для устранения причины гибели дельфинов немецкий ученый предложил укрепить на дельфинах обертоны частотой

А. меньше 50 к Гц Б. больше 50 кГц В. меньше 90 к Гц Г. больше 90 кГц

Частота пищалок была подобрана с целью

А. отпугнуть промысловых рыб А. не отпугнуть промысловых рыб

В .отпугнуть рыбаков Г. отпугнуть дельфинов

Дельфины могут обнаружить предметы на расстоянии

А. 500к м Б.1000 км В. 1500 км Г. свыше 2000 км

Дельфины могут различить металл, из которого сделан, благодаря

А. отражению звука от металла Б. поглощению металлом звука

В. дифракции звука Г. преломлению звука водой

Для того, чтобы слышать только эхо, среднее и внутреннее ухо дельфина изолированы от черепных костей

А. жировыми пробками Б. воздушными пробками

В. жиро-воздушными пробками Г. водными пробками

Диапазон воспринимаемых дельфином частот лежит в пределах от

А. нескольких десятков до 150 кГц Б. нескольких десятков герц до 196 кГц

В. 16 Гц до 200 кГц Г. 0 до 250 кГц

ЗАДАНИЯ СЛОЖНОГО УРОВНЯ

7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Прочитайте текст самостоятельно, укажите:

- какими достоинствами обладают дельфины;

-какие методы применил немецкий зоолог, чтобы дельфины не попадали в сети, укажите их недостатки

10. ПОНИМАНИЕ. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между принципом действия радиолокатора и линзой, которая есть у дельфина

Объясните в общих чертах суть данных методов;

-16. ПРИМЕНЕНИЕ. Предложите свои альтернативные способы, позволяющий защитить дельфинов от рыбаков.

23. АНАЛИЗ. А) Проанализируйте способность дельфина обнаруживать предметы на значительных расстояниях, несмотря на то, что зрение дельфина ограничено из-за непрозрачности воды

Б) Выявите принципы, лежащие в основе действий дельфина в районе звучащих сетей.

34. СИНТЕЗ. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий позволяющий использовать возможности дельфина для общения с человеком

38.ОЦЕНКА. оцените значимость предложенных зоологом методов для человека и дельфина

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 

Российские власти прогнозируют рост безработицы в 2015 году в условиях экономического кризиса

Вполне логично ожидать, что более уверенно будут чувствовать себя бюджетники, которым гарантирована хоть какая-то стабильность. В этой сфере не повезло медикам: по программе реформирования здравоохранения без работы в 2015 году могут оказаться десятки тысяч врачей, за счет которых государство собирается оптимизировать расходы.

Сокращения персонала в прошлом году уже прошли у крупных компаний-монополистов. Так, в РЖД сократили сотрудников на 6,2% - до 850 тыс. человек. АвтоВАЗ уволил 8,5 тыс., а «Газпром», по некоторым данным, предполагает в ближайшее время сократить персонал на 15-25%. Причем, впервые за последнее время в госкомпаниях началось увольнение высокооплачиваемых сотрудников. Например, «Интер РАО» уже сократило 10% менеджмента, о сокращении сотрудников головных офисов заявили в «Роснефти», «Ростехе», «Росатоме», «Русгидро» и пр.

Что касается среднего бизнеса, то он вынужден реагировать на ситуацию мобильнее и, следовательно, будет сокращать персонал еще активнее, чем крупный. Работникам средних частных компаний есть, о чем беспокоиться: столичный рынок уже покинуло около 8% рестораторов, солидные сокращения идут в рекламном бизнесе, в СМИ, в туриндустрии, среди HR-специалистов и бухгалтеров.

Сложная ситуация складывается в автомобильной промышленности, где ожидается нулевой, если не отрицательный, прирост заработных плат и значительные сокращения. АвтоВАЗ за 2014 год сократил количество сотрудников с 66 тыс. до 53 тыс. человек, а завод GM в Санкт-Петербурге уменьшил численность персонала на 500 человек

Хотелось бы верить, что планы правительства будут реализованы и помогут населению затянуть пояса хоть чуть слабее. Ведь по оценкам экономистов ВШЭ, в 2015 году реальное падение зарплат составит до 1,9%, что в краткосрочной перспективе приведет к уменьшению реальных располагаемых доходов населения, сокращению потребительского спроса и ухудшению структуры потребления.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.