Конспект урока математики в 6 классе «Решение уравнений»
Решение уравненийPPT / 2.49 Мб
Сведения об авторе | |||
Фамилия, имя, отчество (полностью) | |||
Район | Нижегородский | ||
Место работы | МБОУ «Лицей №8 имени академика Е.К.Федорова» | ||
Должность | Учитель математики | ||
Общая информация | |||
Модуль | Математика | ||
УМК | Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2016. | ||
Тема урока | Решение уравнений | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Цель, задачи | Цель урока: создание условий для получения и осмысления учениками новых знаний о способах решения уравнений, систематизация теоретического материала по указанной теме, отработка навыка решения уравнений различными методами. освоение учащимися способа деятельности по решению уравнений на основе процессов рефлексии и понимания в ситуации разрыва средств деятельности Задачи урока: Образовательные (формирование познавательных УУД): повторить решение уравнений на нахождение неизвестного множителя, закрепить примеры равносильных преобразований уравнений, алгоритм решения уравнения, используя перенос слагаемых из одной части уравнения в другую; извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе; развивать у учащихся умение работать индивидуально и в группах. Развивающие (формирование регулятивных УУД): самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; способствовать развитию творческой активности учащихся. | ||
Необходимое оборудование | Компьютер Экран Проектор Презентация «Решение уравнений» | ||
Дидактическое обеспечение | Раздаточный материал –карточки. | ||
Планируемые результаты урока | |||
личностные | умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи. | | |
предметные | уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»; познакомиться со свойствами уравнений; новым способом решения уравнений; отрабатывать умение решать уравнения. | | |
метапредметные | самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления. извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений. умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | | |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Самостоятельная работа | | |
Литература и Интернет-ресурсы | |||
Основная | Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2020 | | |
Дополнительная | Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2020. | | |
Интернет-ресурсы | | ||
ЭОРы | | |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | ||||
| Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
| 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Концентрация внимания учащихся и ориентирование на работу. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Учитель: Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (Слайд 2) №1 Раскройте скобки: а) - 3+ (a+b+c) б) – 7 + ( - a – b – c – d ) в) 12∙ ( - 2a + 5b – 4c ) г) 2∙(2a + 5b – c ) (Слайд 3) №2 Упростите выражение а) 6m + 5n – 4n – 4m + 3n + m б) 7x – 8y +9y – 5x + 6 в) 3∙( 2x – 3y ) + 9∙( y – 4x ) Откройте тетради, запишите дату, классная работа. | Учащиеся готовы к началу работы. 1.Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ 2.Делают записи в тетради | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями. |
| 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | (Слайд 4) -Обратите внимание на записи. На доске: 5(x-3)=20; a-4+b; x+8= -15; 4b; 7,5s - 3k; 5x=2x+6; 6m -1. - Внимательно их изучите и ответьте на вопросы. - На какие две группы можно разделить написанное? - Как можно назвать каждую из групп? - Интересна ли для нас 1 группа: выражения? - А вторая? Почему? (Слайд 5) – Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? - Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока. - Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить? - Где можно узнать информацию по данной теме? | 3.Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы: На уравнения и выражения Уравнения, выражения Нет Да, потому что уравнения можно решить. 4. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: « Решение уравнений». 5. Формулируют цель (Учитель корректирует ответ учеников): познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать. 6. Формулируют задачи (Учитель по возможности помогает): вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к уравнениям; изучить материал учебника по этой теме; внимательно слушать учителя; делать необходимые записи в тетрадях 7. Называют источники информации: учебник, учитель | Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности; планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. |
| 3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Учитель развивает ситуацию успеха, предлагая учащимся самостоятельно решить уравнения (Слайд 6) 4(x+5)=12 x+ 8= - 15 -8х + 6 = -10х + 12 («ловушка») Цель: организация «сбоя» в деятельности учащихся.(проблемная ситуация) | Решая данное уравнение - «ловушку», учащиеся или ошибочно выполняют данное задание, или получают «явный сбой» (т.е. у учащихся не хватает средств для решения данной задачи). |
|
| 4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | вывести учащихся в рефлексивную позицию: - перечисление используемых ранее способов решения уравнений; - соотнесение этих способов с данным уравнением; - осознание невозможности решения данного уравнения этими способами. Учитель организует коммуникативное взаимодействие учащихся, фиксирует несостоятельность или проблематичность использования тех или иных методов решения. Учащиеся у доски показывают решение уравнений, но последнее уравнение вызывает у них затруднение. - Почему вы легко решили два уравнения, а третье вызвало затруднение? -Что должно произойти, чтобы вы смогли решить данное уравнение? -Если так получится, то вы легко решите уравнение? -Как же их собрать в одну часть? Что для этого нужно и можно сделать? Подумайте и обсудите в парах. У нас нет способа решения таких уравнений и нам необходимо придумать, как их собрать в одну часть.
Подготовительный этап. (Слайд 7-8) – А что значит «решить уравнение»? – Итак, уравнение – это равенство. А в жизни мы встречаемся с понятием равенство? Актуализация и постановка проблемы. – Давайте разберем такой пример. (Слайд 9) Весы находятся в равновесии. Запишите, какое уравнение было первоначально и какое получилось? – Это свойство «весов» нам еще пригодится. - Давайте вернемся к началу нашего урока. В тетрадях запишем уравнение и решим его. Какие существуют способы решения данного уравнения? - Хорошо! Давайте сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения: (Слайд 10) 1 способ 4(x+5)=12 4x+20=12 4x=12 – 20 4х= - 8 x= - 8 :4 x= - 2 - А сейчас по правилу отыскания неизвестных компонентов. (Слайд 11) 2 способ 4(x+5)=12 - Назовите неизвестный компонент в уравнении? - Как найти неизвестный множитель? х +5=12:4 x+5=3 x=3-5 x= -2 -Что мы получили в итоге? - Что называется корнем уравнения? -Число - 2 является корнем уравнения x+5=3 и уравнения 4(- 2+5)=12 , так как -2 + 5 =3 и 4(-2+5)=12. - Как из первого уравнения можно получить второе? Мы с вами убедились, что корнем этих двух уравнений является одно и то же число. Поэтому: Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю. 2. Снова вернемся к началу урока и теперь рассмотрим второе уравнение: x+8= - 15. Как его можно решить? Это уравнение решается с использованием зависимостей между компонентами и результатами математических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе. - Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел? - Как можно получить в левой части уравнения только с x? - Рассмотрим решение этих уравнений. x+8= - 15 x+8 - 8= - 15 - 8 x=-23 - Мы видим, что слагаемые без переменной перешли из левой части уравнения в правую с противоположным знаком. - А сейчас рассмотрим третье уравнение и решим его: -8х + 6 = -10х + 12 - Чем данное уравнение отличается от предыдущего? - Как его можно решить? - Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с x были только слева. Что для этого необходимо сделать? -8х + 6 = -10х + 12 -8х+ 10х + 6 – 6 = -10х +10х + 12 – 6 2x=6 x=6:3 x=2 - Хорошо! Давайте рассмотрим такой вопрос: Вы собираетесь за границу. О чем в первую очередь вы должны подумать, когда пересечете границу? - Правильно, пересекая границу, вам обязательно надо поменять паспорт. - Давайте представим, что знак «=» - это граница, а знак числа – это ваш паспорт. Когда мы пересекаем границу, меняем паспорт, то есть, если число переносим из одной части в другую, мы должны поменять знак. Корни уравнения не изменяются, если какое – нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак. . (Слайд 12) Давайте вернемся к задаче с весами | Коллективная форма деятельности учащихся. Справа и слева в уравнении стоит х Выражения с переменной должны оказаться в одной части, а числа - в другой Да 1) Предложение учащихся: -8х -10х =6+12, просто перенести слагаемое с переменной в правую, а число в левую часть, но проверка показывает, что полученное таким образом число х= -1, не является корнем уравнения. 2) Предложение учащихся: -8х + 6 = -10х + 12, -2х=2, числа в правой и левой части не подобные, их складывать нельзя (ответы детей при обсуждении) 3) Предложение учащихся: - Данное уравнение не имеет корней, т.к. х =1; х=2 не подходят, -Значит, как только в обеих частях уравнения стоит переменная, то уравнение не имеет корней? 4) Некоторые учащиеся уже подобрали корень уравнения х=3 и опровергают версию, что данное уравнение не имеет корней. Проверкой убеждаемся, что число 3 является корнем уравнения. -Значит, уравнение имеет корень, мы просто не можем его найти иным каким-то способом, кроме как подбором? Отвечают на вопросы: 1)Найти все значения неизвестных, при которых оно обращается в верное равенство или установить, что таких значений нет. 2) Называют возможные варианты, например, при взвешивании 3) Чаша с гирями перевесит. 4) Убрать гири. 5)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают варианты решения. 6)Вспоминают распределительное свойство умножения и решают уравнение в тетрадях, комментируя вместе с учителем ход решения. 7)Отвечают на вопросы: Множитель 8)Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель 9) Корень уравнения x= -2 Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство 10) Это уравнение можно получить, разделив обе части данного уравнения на 8 или умножив обе части на 1/8. 11) Записывают в тетрадях вывод. 2. 1)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают возможные варианты, решая уравнение 2) Нулю 3)Прибавить или отнять числа, противоположные числам в левой части. 4) Неизвестное есть и в правой и в левой части уравнения. 5) Предлагают варианты решения уравнения 6)Для этого надо к обеим частям уравнения прибавить (10 x) и прибавить ( - 6 ) Решают уравнение 7) Слушают, отвечают на вопросы. 8) Записывают в тетрадях вывод. | Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи ; Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; структурировать знания; Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: давать определения новым понятиям темы; называть способы решения уравнения. |
| 5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | 1. Учитель: (Слайд 13) Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой - известные числа. (Слайд 14) Вводится определение линейного определения. Предложить решить уравнение по алгоритму и прокомментировать каждый шаг 3x - 19 = -6x -10 (Слайд 15) Решить №425, 426,427(а,г) с комментированием на месте. (Слайд 16) (Слайд 17) № 431 Решите двумя способами 1 способ: С помощью основного свойства пропорции 3(х – 3 ) = 6 * 7 3х = 51 х = 17 2 способ: (Слайд 18) С помощью умножения обеих частей уравнения на одно и тоже число х – 3 = 14 х = 17 | - Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места - Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места Проверка ,используя презентацию | Предметные УУД: Различать способы решения уравнений, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы Познавательные УУД: анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие; |
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | | | Коммуникативные Личностные |
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. (Слайд 19) Вариант 1. 1.Решите уравнения: а) -8х = 48; б) 16х – 24 = 9 + 5х; в) 1 – 2х = 12х + 1; г)24х – 18= 27х - 24; Вариант 2. 1.Решите уравнения: а) 9х = -36; б) 18х – 21 = 6 + 9х; в) 7 – 4х = 14х + 7; г)19х – 13= 23х - 21; Организует самопроверку по эталону. (Слайд 20) Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком месте ошибки? - В чём причина? - Исправьте ошибки. | Выполняют задание самостоятельно, выбирая, сколько уравнений решать. Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?». Оценивают свою работу (по 1 баллу за каждое уравнение). 4 балла - оценка «5»; 3 балла - оценка «4»; 2 балла - оценка «3»; 1-0 баллов - надо еще поработать. Эталон для самопроверки: Вариант 1. а) -8х = 48; х =48:(-8); х= -6. б) 16х – 24 = 9 + 5х; 16х -5х = 9 +24; 11х =33; х = 33:11; х =3. в) 1 – 2х = 12х + 1; - 2х – 12х =1 - 1; - 14х = 0; х=0. г)24х – 18= 27х - 24; 24х – 27х =- 24 +18; - 3х =- 6; х = -6:(-3); х =2. Вариант 2. а) 9х = -36; х = -36:9; х = - 4. б) 18х – 21 = 6 + 9х; 18х - 9х =6 +21; 9х = 27; х =3. в) 7 – 4х = 14х + 7; - 4х – 14х =7 – 7; - 18х =0; х = 0. г)19х – 13= 23х - 21; 19х – 23х = -21 +13; -4х =-8; х = 2. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
| 8.Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | - А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? - Давайте еще раз вспомним определение уравнения, корня уравнения. -Кто желает сформулировать правило решения уравнений нового вида? -Что было самым сложным на уроке, а самым интересным? -Кому не понадобится помощь при выполнении домашнего задания по этой теме? Оценить отдельных учащихся | Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила; определение уравнения, корня уравнения. | Познавательные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные УУД: - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
| 9. Информация о домашнем задании. Задачи: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | (Слайд 22) : Домашнее задание: п. 42, выучить правила; решить №452(а; б; в; г) – на оценку «3», №456 – на оценку «4», №459– на оценку «5» - Ваши вопросы по домашнему заданию. | 1) Ребята записывают домашнее задание в дневниках. 2) Просматривают домашнее задание, задают вопросы | Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Познавательные УУД: решать различные виды уравнений |