12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Александровна292
http://elenavackulina.ucoz.ru/
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
3

Решение задач на закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Владикавказский колледж электроники»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия по учебной дисциплине ОУД.10 ФИЗИКА

общеобразовательного цикла


Тема: Решение задач на закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников



Разработчик: Вакулина Елена Александрова,

преподаватель физики и астрономии

ГБПОУ «ВКЭ»








г. Владикавказ, 2020 г.




Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине ОУД.10 ФИЗИКА «Решение задач на закон Ома» демонстрирует возможности формирования общих компетенций студентов 1 курса при изучении физики. В разработке содержатся планирование учебного занятия на указанную тему, рассмотрены различные виды учебной деятельности на занятии, способствующие формированию у студентов общих компетенций.








ВВЕДЕНИЕ

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.10 Физика обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

Дата: 15.12.20г.

Тема: Решение задач на закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников

Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач.

Задачи:

Образовательные:

Повторить основные величины, понятия, закон.

Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников, на применение закона Ома;

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в группах, получать положительную мотивацию от полученных знаний.

Развивающие:

Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;

Продолжить развитие умений устанавливать логические связи между физическими величинами, понятиями, уметь обобщать полученные знания.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Технология: личностно-ориентированное обучение

Активные и интерактивные методы обучения: кластерный метод, обучение в сотрудничестве (групповая работа, работа в парах)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Время: 90 минут

Наглядность: занятие сопровождается показом презентации

Оборудование: интерактивная доска, проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал

Эпиграф урока: «Час работы научит больше, чем день объяснений»

Руссо




План урока

Этап

Время

1.

Организационный

2 мин

2.

Мотивация

5 мин

3.

Актуализация знаний

5 мин

4.

Проверка домашнего задания

5 мин

5.

Решение задач

29 мин

6.

Физкультминутка

5 мин

7.

Лови ошибку

10 мин

8.

Выполни задания по цепочке

10 мин

9.

Задания в группах

15 мин

10.

Итог урока

2 мин

11.

Рефлексия

2 мин


Итого

90 мин

1.Организационный этап (2-3 мин)

Подготовка к работе. Отчёт дежурных о присутствующих на уроке. Организация начала урока (психологический настрой)

2. Мотивация

Тема нашего урока связана с именем учёного, про которого известно, что он вывел теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением  и его именем названа единица электросопротивления (слайд 2). Назовите имя этого учёного

Ответ: Георг Ом (слайд 3).

Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на закон Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников. Запишите тему урока.  (слайд 4)

3.Актуализация знаний

Работа с интерактивной доской: Сейчас предлагаю вам очень простой физический диктант: на интерактивной доске представлены 12 картинок, Выделите из перечисленных понятий фамилии учёных, физические величины, формулы, единицы измерения и составьте кластер «Электрический ток». Студентам выдается карточка-схема для заполнения.

После заполнения кластеров студенты меняются карточками с соседом по парте, проверяют вместе с преподавателем (преподаватель передвигает карточки на интерактивной доске) и выставляют оценку друг другу по шкале:


Кол-во ошибок

1

2-3

4-6

7 и более

Оценка

5

4

3

2


4. Проверка домашнего задания

«Приведём ум в порядок…»(цитата М.В.Ломоносова). Вспомним формулы и законы, которые нам пригодятся при решении задач.

Все работают фронтально с магическим треугольником (слайд 8)

t1638629578aa.png

2 студента выходят к доске и записывают: первый – формулы справедливые для последовательного соединения; второй – формулы справедливые для последовательного соединения (слайд 9)

5.Решение задач

Задача 1. Реши устно! (слайд 10)

a) U = 20B,R=10 Oм,I-?
б) I=10A,R = 5Oм, R-?
в) I = 5A,U=15B,R-?

Задача 2. Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 150 м, площадью поперечного сечения 0,5 мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8 B. (слайд 11)

Дано:

I=150м
S=0,5
мм2
U=6,8
В

Решение:

t1638629578ab.gif

t1638629578ac.gif=5,1 Ом

t1638629578ad.gif=1,33 А


Найти: I-?


Ответ: Сила тока равна 1,33 А.



Задача 3. (Решает у доски сильный ученик) Работа со схемой (слайд 12) Найди общее сопротивление цепи

10 Ом 100 Ом 100 Ом

t1638629578ae.png

Задача 4. (Решает у доски сильный ученик) Работа со схемой (слайд 13) Найдите силу тока на всех участках цепи.

t1638629578af.gift1638629578af.gif

40 Ом

10 Ом

t1638629578ag.png

6. Физкультминутка (слайд 14)

Включается музыка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

7.Лови ошибку! (слайд 15)

Задача 5. Найдите ошибку в схеме. Исправьте ошибку и зарисуйте в тетрадь верную схему.

t1638629578ah.png

Ответ: Амперметр включается в цепь последовательно. Вольтметр включается параллельно участку цепи, на котором измеряется напряжение


8. Выполни задания по цепочке (слайд 16)

Студенты решают у доски по цепочке.

t1638629578ai.gif

9. Задания в группах

Студенты разбиваются на 6 групп и каждой группе даются две карточки с заданием. Преподаватель объясняет критерии выставления оценок. Тетради с записями сдаются в конце урока.

Карточка 1. Определите силу тока I при заданных U и R. (слайд 17)

Группа

R, Ом

U, В

I, А

I

14,2

87,4

?

II

10

24

?

III

0,16

0,28

?

IV

4

24

?

V

2

55

?

VI

21

100

?







Карточка 2. Моток проволоки имеет сопротивление R и длину l. Вычислить площадь поперечного сечения S. (слайд 18)

Группа

Материал

Параметры

Сопротивление

Длина проводника

Удельное сопротивление

R, Ом

l, мм2

ρ, Ом·мм2

I

Сталь

23,2

3,06

12·10-2

II

Алюминий

16,1

83,1

2,8·10-2

III

Медь

0,83

33,9

1,7·10-2

IV

Нихром

151,25

13,75

1,1

V

Никелин

8

20

0,42

VI

Серебро

0,39

0,234

1,6·10-2


После выполнения заданий группами, тетради сдаются учителю.

10. Итог урока (слайд 19).

На сегодня все. Эпиграфом урока являлись слова Руссо: «Час работы научит больше, чем день объяснений». Вы согласны с Руссо? Чему мы с вами научились?

11. Рефлексия

Как вы оцениваете свою работу на уроке (слайд 20).

Домашнее задание. Повторить все формулы и физические величины. Решить задачи из Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сбор­ник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. М., 2017.












Информационное обеспечение

Основные источники:

Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. М., 2017.

Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сбор­ник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. М., 2017.

Дополнительные источники:

Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации. – М.: ОИЦ «Академия», 2017.

Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2018.

Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2018.

Фирсов А.В (Под ред. Трофимовой Т.И.) Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей. - М.: ОИЦ «Академия», 2019.

Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2018.

Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабора­торный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, А.В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2017.

Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электрон­ный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. М., 2017.

Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: элек­тронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.

Рымкевич А.М. Сборник задач по физике для 9-11 классов. – 1998, 2000., 2007.

Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Решения задач – М.: Издательство «Дрофа», 2008

Трофимова Т.И. Физика от А до Я. Для ссузов. - Издательство «КноРус», 2011

Перечень Интернет-ресурсов

http:// physics03.nагоd.ги/index.htm. Физика вокруг нас.

http:// physics /nаd.ги/ physics/htm. Физика в анимациях

http:// physics-regelman.com/ Тесты по физике

http://demonstrator. nагоd.ги/cont/html. Чудеса своими руками

http://www.scientific.ru/ index.html. Новости науки

t1638629578aj.pngt1638629578ak.png

t1638629578al.pngt1638629578am.png

t1638629578an.pngt1638629578ao.png

t1638629578ap.pngt1638629578aq.png

t1638629578ar.pngt1638629578as.png

t1638629578at.pngt1638629578au.png

t1638629578av.pngt1638629578aw.png

t1638629578ax.pngt1638629578ay.png

t1638629578az.pngt1638629578ba.png

t1638629578bb.pngt1638629578bc.png

t1638629578bd.png





Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.