Конспект урока «Решение задач на закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Владикавказский колледж электроники»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия по учебной дисциплине ОУД.10 ФИЗИКА
общеобразовательного цикла
Тема: Решение задач на закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников
Разработчик: Вакулина Елена Александрова,
преподаватель физики и астрономии
ГБПОУ «ВКЭ»
г. Владикавказ, 2020 г.
Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине ОУД.10 ФИЗИКА «Решение задач на закон Ома» демонстрирует возможности формирования общих компетенций студентов 1 курса при изучении физики. В разработке содержатся планирование учебного занятия на указанную тему, рассмотрены различные виды учебной деятельности на занятии, способствующие формированию у студентов общих компетенций.
ВВЕДЕНИЕ
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.10 Физика обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Дата: 15.12.20г.
Тема: Решение задач на закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников
Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач.
Задачи:
Образовательные:
Повторить основные величины, понятия, закон.
Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников, на применение закона Ома;
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группах, получать положительную мотивацию от полученных знаний.
Развивающие:
Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;
Продолжить развитие умений устанавливать логические связи между физическими величинами, понятиями, уметь обобщать полученные знания.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Технология: личностно-ориентированное обучение
Активные и интерактивные методы обучения: кластерный метод, обучение в сотрудничестве (групповая работа, работа в парах)
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Время: 90 минут
Наглядность: занятие сопровождается показом презентации
Оборудование: интерактивная доска, проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал
Эпиграф урока: «Час работы научит больше, чем день объяснений»
Руссо
План урока
№ | Этап | Время |
1. | Организационный | 2 мин |
2. | Мотивация | 5 мин |
3. | Актуализация знаний | 5 мин |
4. | Проверка домашнего задания | 5 мин |
5. | Решение задач | 29 мин |
6. | Физкультминутка | 5 мин |
7. | Лови ошибку | 10 мин |
8. | Выполни задания по цепочке | 10 мин |
9. | Задания в группах | 15 мин |
10. | Итог урока | 2 мин |
11. | Рефлексия | 2 мин |
| Итого | 90 мин |
1.Организационный этап (2-3 мин)
Подготовка к работе. Отчёт дежурных о присутствующих на уроке. Организация начала урока (психологический настрой)
2. Мотивация
Тема нашего урока связана с именем учёного, про которого известно, что он вывел теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением и его именем названа единица электросопротивления (слайд 2). Назовите имя этого учёного
Ответ: Георг Ом (слайд 3).
Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на закон Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников. Запишите тему урока. (слайд 4)
3.Актуализация знаний
Работа с интерактивной доской: Сейчас предлагаю вам очень простой физический диктант: на интерактивной доске представлены 12 картинок, Выделите из перечисленных понятий фамилии учёных, физические величины, формулы, единицы измерения и составьте кластер «Электрический ток». Студентам выдается карточка-схема для заполнения.
После заполнения кластеров студенты меняются карточками с соседом по парте, проверяют вместе с преподавателем (преподаватель передвигает карточки на интерактивной доске) и выставляют оценку друг другу по шкале:
Кол-во ошибок | 1 | 2-3 | 4-6 | 7 и более |
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
4. Проверка домашнего задания
«Приведём ум в порядок…»(цитата М.В.Ломоносова). Вспомним формулы и законы, которые нам пригодятся при решении задач.
Все работают фронтально с магическим треугольником (слайд 8)
2 студента выходят к доске и записывают: первый – формулы справедливые для последовательного соединения; второй – формулы справедливые для последовательного соединения (слайд 9)
5.Решение задач
Задача 1. Реши устно! (слайд 10)
a) U = 20B,R=10 Oм,I-?
б) I=10A,R = 5Oм, R-?
в) I = 5A,U=15B,R-?
Задача 2. Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 150 м, площадью поперечного сечения 0,5 мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8 B. (слайд 11)
Дано: I=150м | Решение: =5,1 Ом =1,33 А |
Найти: I-? | Ответ: Сила тока равна 1,33 А. |
Задача 3. (Решает у доски сильный ученик) Работа со схемой (слайд 12) Найди общее сопротивление цепи
10 Ом 100 Ом 100 Ом
Задача 4. (Решает у доски сильный ученик) Работа со схемой (слайд 13) Найдите силу тока на всех участках цепи.
40 Ом
10 Ом
6. Физкультминутка (слайд 14)
Включается музыка
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
7.Лови ошибку! (слайд 15)
Задача 5. Найдите ошибку в схеме. Исправьте ошибку и зарисуйте в тетрадь верную схему.
Ответ: Амперметр включается в цепь последовательно. Вольтметр включается параллельно участку цепи, на котором измеряется напряжение
8. Выполни задания по цепочке (слайд 16)
Студенты решают у доски по цепочке.
9. Задания в группах
Студенты разбиваются на 6 групп и каждой группе даются две карточки с заданием. Преподаватель объясняет критерии выставления оценок. Тетради с записями сдаются в конце урока.
Карточка 1. Определите силу тока I при заданных U и R. (слайд 17)
Группа | R, Ом | U, В | I, А |
I | 14,2 | 87,4 | ? |
II | 10 | 24 | ? |
III | 0,16 | 0,28 | ? |
IV | 4 | 24 | ? |
V | 2 | 55 | ? |
VI | 21 | 100 | ? |
Карточка 2. Моток проволоки имеет сопротивление R и длину l. Вычислить площадь поперечного сечения S. (слайд 18)
Группа | Материал | Параметры | ||
Сопротивление | Длина проводника | Удельное сопротивление | ||
R, Ом | l, мм2 | ρ, Ом·мм2/м | ||
I | Сталь | 23,2 | 3,06 | 12·10-2 |
II | Алюминий | 16,1 | 83,1 | 2,8·10-2 |
III | Медь | 0,83 | 33,9 | 1,7·10-2 |
IV | Нихром | 151,25 | 13,75 | 1,1 |
V | Никелин | 8 | 20 | 0,42 |
VI | Серебро | 0,39 | 0,234 | 1,6·10-2 |
После выполнения заданий группами, тетради сдаются учителю.
10. Итог урока (слайд 19).
На сегодня все. Эпиграфом урока являлись слова Руссо: «Час работы научит больше, чем день объяснений». Вы согласны с Руссо? Чему мы с вами научились?
11. Рефлексия
Как вы оцениваете свою работу на уроке (слайд 20).
Домашнее задание. Повторить все формулы и физические величины. Решить задачи из Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
Информационное обеспечение
Основные источники:
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
Дополнительные источники:
Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации. – М.: ОИЦ «Академия», 2017.
Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2018.
Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2018.
Фирсов А.В (Под ред. Трофимовой Т.И.) Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей. - М.: ОИЦ «Академия», 2019.
Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2018.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, А.В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2017.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
Рымкевич А.М. Сборник задач по физике для 9-11 классов. – 1998, 2000., 2007.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Решения задач – М.: Издательство «Дрофа», 2008
Трофимова Т.И. Физика от А до Я. Для ссузов. - Издательство «КноРус», 2011
Перечень Интернет-ресурсов
http:// physics03.nагоd.ги/index.htm. Физика вокруг нас.
http:// physics /nаd.ги/ physics/htm. Физика в анимациях
http:// physics-regelman.com/ Тесты по физике
http://demonstrator. nагоd.ги/cont/html. Чудеса своими руками
http://www.scientific.ru/ index.html. Новости науки