Методическая разработка урока с технологической картой «Решение задач с параметрами» (11 класс)
ПараметрыPPTX / 1.65 Мб
/data/files/u1704300803.pptx (Параметры)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 5 им. А.М. Дубинного»
г. Пятигорск
Ставропольского края
Методическая разработка урока с технологической картой
Тема урока «Решение уравнений с параметрами»
Класс 11
Автор-составитель: Савенко Валентина Александровна,
учитель математики
МБОУ СОШ №5 г. Пятигорска
2023 г.
Аннотация: Данная методическая разработка предназначена для проведения урока изучения и первичного закрепления знаний по теме: “Решение уравнений с параметрами”. Методическая разработка содержит технологическую карту, урок сопровождается презентацией.
В технологической карте указаны формируемые УУД, действия учителя и учеников во время урока.
На уроке формируется навык решения задач с параметрами, формируется умение использовать различные методы и приемы для решения задач.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Технологическая карта урока.
Предмет: математика. Класс: 11. Учебник (УМК): Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Учебник. - Мордкович А.Г., Семенов П.В.
Тема урока: решение уравнений с параметрами
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: интерактивная доска, доска для выполнения заданий, проектор, презентация, карточки для самооценивания.
Цели урока:
Образовательные: приобретение навыков решения задач с параметрами, изучение основных методов и способов решение уравнений с параметрами, отработка приобретенных навыков.
Развивающие: содействовать развитию умений анализировать, систематизировать и обобщать полученную информацию, содействовать развитию умения самостоятельно решать поставленные задачи, критически оценивать свою работу и работу товарищей, формирование уверенности в собственных силах.
Воспитательные: развитие в учениках интереса к предмету математики, умения правильно и четко оформлять и высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению других участников коллектива.
Планируемый результат.
УУД.
Личностные: приобретение навыков решения задач с параметрами, применения свойств квадратичной функции для решения задач с параметрами.
Познавательные: формирование способности самостоятельно формулировать цели и задачи исследования, способности получать, анализировать и систематизировать полученную информацию, делать логические выводы, находить нестандартные пути решения поставленной задачи. Формирование логической грамотности учащихся, умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Регулятивные: планирование самостоятельной деятельности, создание системы самооценки и оценки действий товарищей, формирование способности критически оценивать себя и других.
Коммуникативные: совершенствование умений представлять и сообщать в письменной и устной форме информации, формирование способности участвовать в диалоге, эффективно сотрудничать, слушать товарищей, Уважительно относится к чужому труду и умениям, требовательно - к себе и своей работе, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения следовать им.
Этап урока. | Задачи этапа. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. | Время. | Формируемые УУД |
1.Организационный этап. | Создать рабочий настрой, организовать внимание учащихся. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учеников к уроку. Слайд 1. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | 1 | Коммуникативные: Планировние учебного сотрудничества Регулятивные: планирование своей учебной деятельности Личностные: создание учебной мотивации |
2.Мотивация и актуализация знаний. | Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка цели урока. | Учитель отвечает на вопросы по домашнему заданию. Просит учащихся оценить свое эмоциональное состояние. Учитель совместно с учащимися формулирует тему и цели урока. Слайд 2 Изучение понятия “параметр”, уравнение с параметром. Решение уравнений и неравенств, содержащих параметр, является, пожалуй, одним из самых трудных разделов элементарной математики. Это связано с тем, что в школе стараются развить умения и навыки решения определенного набора стандартных задач, связанных часто с техникой алгебраических преобразований. Задачи с параметром относятся к другому типу. Для их решения обычно требуются гибкость мышления, логика в рассуждениях, умение хорошо и полно анализировать ситуацию. Параметр (от греческого “parametron” – отмеривающий) – величина, значения которой служат для различения элементов некоторого множества между собой. Если уравнение f(x; a ) = 0 нужно решить относительно переменной х, а под а понимается произвольное действительно число, то уравнение называют уравнением с параметром а. Решить уравнение или неравенство с параметрами означает: 1) определить, при каких значениях параметров существуют решения; 2) для каждой допустимой системы значений параметров найти соответствующее множество решений. Решить уравнение с параметром можно следующими методами: аналитическим или графическим. Слайд 3 Способ I (аналитический). Это способ так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра. Аналитический способ решения задач с параметром есть самый трудный способ, требующий высокой грамотности и наибольших усилий по овладению им. Способ II (графический). В зависимости от задачи (с переменной х и параметром а) рассматриваются графики или в координатной плоскости Оху, или в координатной плоскости Оха. Способ III (решение относительно параметра). При решении этим способом переменные х и а принимаются равноправными и выбирается та переменная, относительно которой аналитическое решение признается более простым. После естественных упрощений возвращаемся к исходному смыслу переменных х и а и заканчиваем решение. | Учавствуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. | 5 | Познавательные: Систематизация собственных знаний Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждение проблем Регулятивные: постановка цели, контроль и оценка рзультатов. Личностные: оценка собственных знаний. |
3. Закрепление полученных знаний | Применение полученных знаний для решения стандартных задач | Организует процесс решения задач, контролирует деятельность учащихся. Сообщает информацию, связанную со значениями полученных выражений. Слайд 4. Линейное уравнение аx=b, записанное в общем виде, можно рассматривать как уравнение с параметрами, где x – неизвестное, a, b – параметры. При решении линейного уравнения с параметром рассматриваются случаи, когда параметр равен своему особому значению и отличен от него. Особым значением параметра a является значение а = 0. Если а 0, то при любой паре параметров а и b оно имеет единственное решение х= . Если а = 0, то уравнение принимает вид : 0х= b. В этом случае значение b = 0 является особым значением параметра b. При b 0 уравнение решений не имеет. При b = 0 уравнение примет вид: 0х = 0. Решением данного уравнения является любое действительное число. Слайд 5-6 решение задач. Слайд 7 Квадратное уравнение – это уравнение вида ах ² + bх + с = 0, где а≠ 0, а, b, с – параметры. Для решения квадратных уравнений с параметром можно использовать стандартные способы решения на применение следующих формул: 1) дискриминанта квадратного уравнения: D = b² - 4ac, ( ²-ас) 2) формул корней квадратного уравнения: х1 = , х2 = , (х1,2 = ) Слайд 8-9 решение задач | Записать в тетради число, классная работа, тема урока. Работают в тетради и с учебником. Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют взаимную проверку выполения задание 2, 4 (слайд 5, 9). В случае выявления ошибок корректируют свои действия и действия других учеников. | 15 | Познавательные: формирование интереса к предмету, применение собственных знаний для ршения стандартных задач Личностные: Самоопределение, оценка своих действий Регулятивные: планирование своей деятельности, контроль результатов обучения Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, отвечать на потавленные вопросы, работать в паре, управление поведение партнера(коррекция, контроль его действий). |
4.Физкультминутка | Смена умственной деятельности на физическую. Отдых. | Обеспечивает проведение физкультминутки, контролирует выполнение упражнений всеми учащимися. | Учащиеся выполняют физические упражнения. | 2 | |
5.Применение знаний и умений при решении задач реальной математики и нестандартных задач | Показать возможность примнения знаний и умений учащихся для решения реальных задач. | Организация и контроль за процессом решения текстовой задачи. Сообщение интересных фактов по теме задачи. Слайд №10-13 Учитель объясняет ученикам зависимость расположение корней квадратного уравнения в зависимости от значения параметра. Слайд 14. Решение задач (взаимопроверка). | Решают задачи. Обсуждают подходы для решения задач, предлагают возможны варианты. Отвечают на вопросы учителя. Комментируют действия для решения задач. | 15 | Познавательные: формирование интереса к данной теме, применение знаний дле решения реальных задач. Личностные: самообразование, саморазвитие Коммуникативные: контроль за деятельностью другого учащегося, готовность к взаимовыручке, взаимопощи, объктивная оценка своих промахов и промахов других учащихся образовательного процесса. Регулятивные: Планирование деятельности для решения поставленных задач и достижения результата. |
6.Подведение итогов. Рефлексия | Дать качественную и количественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Просит учащихся рассказать, что нового они узнали на уроке. Проводит мониторинг усвоения учащимися материала, устанавливает причины возможных ошибок, отвечает на вопросы. Подводит итоги работы класса в целом и отдельных учащихся. Сейчас Вас нужно оценить насколько легко в справились с каждым из сегодняшних заданий. Если при выполнении задания, затруднений у Вас не возникло рисуем улыбающийся смайлик , если затруднения все же были ставим знак рисуем смайлик без улыбочки . Если вы вообще ничего не поняли рисуем грустный смайлик . | Оценивают уровень собственного понимая темы, дают оценку собственным знаниям, обсуждают правильность решения задач и примеров. Подводят итоги собственной работы, заполняя карточки для самооценивания. | 4 | Личностные: Формирование самооценки Коммуникативные: Умение обосновать собственное суждение. Регулятивные: Анализ, коррекция и оценка собственных успехов и промахов, Оценка собственной деятельности во воемя урока. |
7. Домашнее задание. | Проконтролировать правильность понимания учащимися домашнего задания. | Дает домашнее задание. Дает комментарии по выполнению и оформлению домашнего задания. Слайд №15 | Учащиеся записывают в дневники задание | 3 | |
Список литературы:
Голубев В., Гольдман А. О задачах с параметром. Первоначальные сведения. // Математика – 2002 - № 23 – с.27-32;
Информационный источник сложной структуры «Виртуальная математика. Задачи с параметрами. 7 – 11 кл.». [Электронный ресурс]
Косякова Т. Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры. // Математика – 2001 - № 36 – с. 19-22;
Макарычев Ю.Н. Алгебра 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2010, - 384 с.;
Уравнения с параметрами в школьном курсе математики. [Электронный ресурс]
Чикунова О.И. Практикум. Задачи с параметрами: учебно – методическое пособие для учащихся 7 – 11 классов. – Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2015. – 64 с.