Рыбы

7
0
Материал опубликован 10 June

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска


Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет (старшая группа)


Тема: «Рыбы»

                                       


Учитель-логопед

Прохоренкова Марина Юрьевна


Смоленск, 2024



Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

1)      коррекционно – образовательные: систематизировать представления о рыбах; обогатить и активизировать словарь по теме «Рыбы»; закрепить умение употреблять обобщающее понятие «рыбы»; познакомить с понятиями «морские», «речные», «аквариумные»; закрепить умение изменять существительны по падежам; закрепить умение согласовывать существительные с числительными; закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать навык словообразования существительных с суффиксами -ище, -ища; закрепить умение подбирать антонимы; научить подбирать слова-родственники.

2)      коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти.

3)      коррекционно – воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, воспитывать последовательность и целеустремленность при выполнении заданий.

Оборудование: мультимедийное сопровождение - презентация.

План:

I.       Организационный момент

II.      Сообщение темы

III.     Изучение нового материала:

- беседа о рыбах

-  игра «Назови части»

- игра «Закончи предложение»

- игра «Посчитаем»

IV.    Физкультминутка (зрительная гимнастика)

V.      Закрепление изученного материала

- игра «Назови ласково»

- игра «Скажи наоборот»

- игра «Великаны»

- игра «Семья слов»

VI.    Итог

Ход занятия

I.       Организационный момент

Л.: Сядет тот, кто назовет 2 насекомых.

II.      Сообщение темы

Л.: Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы мне после скажете, о чем оно. (о рыбалке)

На рыбалке

Петя с удочкой сидит,

Зорко на воду глядит.

В ней малютки карасята

Роют ил, как поросята.

Стая старых карасей

Водяную карусель

Бойко вертит у крючка,

Отвлекает рыбачка,

Чтобы снять червя с крючка. (Г. Ладонщиков)

Л.: Зачем ходят на рыбалку? (ловить рыбу)

III.    Изучение нового материала

- беседа о рыбах

Л.: Сегодня мы поговорим о рыбах

Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом - рыбы?

Все они живут в воде, имеют голову, туловище, хвост, плавники;

на голове рот, глаза и жабры.

Все рыбы плавают. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник, плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

Рыбы живут в разных водоемах: море, реках, озерах и дома в аквариумах. Как называются рыбы, живущие в море? Например: кит, акула. (морские). Как называются рыбы, живущие в реке? Например: щука, сом. (речные). Как называются рыбы, живущие в аквариуме? Например: гуппи, клоун (аквариумные).

- игра «Назови части»

Л.: Ребята, посмотрите на эту рыбку внимательно. Из каких частей она состоит?

У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. Тело рыбки покрыто чешуей, похожей на маленькую монетку, такая же круглая и блестящая.

Л.: Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники? (чтобы плавать)

- игра «Закончи предложение»

Л.: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

В аквариуме живут разные (рыбки).

А в море плавает много (рыб).

Мы даем корм (рыбам).

Мама сварила уху из (рыб).

Рыболов хвастается (рыбой).

Мы рассказываем о (рыбе).

- игра «Посчитаем»

Л.: Посмотрите ребята, перед вами аквариум. И в нем столько много рыб. Давайте посчитаем, сколько всего рыб в нем плавает (хором считают). А сколько морских звезд? А теперь скажите, все рыбки плывут в одну сторону? (нет). Кто-то плывет направо, а кто-то налево. А теперь посчитаем карасей: один карась, два карася и т.д.

IV.    Физкультминутка (зрительная гимнастика)

Тихо посидим немножко,

Закроем глаза ладошкой.

Сразу сделалось темно…

Руки убираем, смотрим в окно

И снова ладошкой закрываем глаза.

Смотрим направо, а там – стена!

Часто-часто моргают глаза,

А теперь все смотрим на меня.

V.      Закрепление изученного материала

- игра «Назови ласково»

Л.: Много разных рыб плавает в реках, морях и океанах. Больших и маленьких. Будем всех маленьких рыб называть ласково.

Маленькая щука – щучка

Маленький карась – карасик

Маленький окунь – окунек

Маленький налим  - налимчик

Маленький сом – сомик и т.д.

- игра «Скажи наоборот»

Л.: Поиграем в игру «Скажи наоборот». Я вам буду называть слово, а вы будете называть его наоборот.

Мелкая рыба – крупная рыба

Большая – маленькая

Тяжелая - легкая

Горячее блюдо из рыбы – холодное

Острые плавники – тупые

Мокрая – сухая

- игра «Великаны»

Л.: А теперь назовем всех больших рыб

Кит – китище

Карась – карасище

Налим – налимище

Плотва – плотвище

Сазан – сазанище

Акула – акулище

Осетр – осетрище

Сом – сомище

- игра «Семья слов»

Л.: У всех нас есть близкие люди, наши родственники, и у слов тоже есть родственники. Давайте попробуем их найти. Подберем слова-родственники к слову «рыба».

Рыба – рыбка, рыбёшка, рыбина, рыбища, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачок, рыбачка, рыбалка, рыбацкий, рыбачить…

VI.    Итог

 Л.: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали.  

​​​​​​​Список источников:

1. [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/logopediya/uroki/konspiekt_loghopiedichieskogho_zaniatiia_ryby (дата обращения: 06.05.24)

2. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/02/02/konspekt-frontalnogo-logopedicheskogo-zanyatiya-v-starshey (дата обращения: 06.05.24)

3. [Электронный ресурс]. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-ryby.14809471480/ (дата обращения: 06.05.24)

4. [Электронный ресурс]. URL: https://ivannikova-ev-sad28rosinka.edumsko.ru/results/post/2601187 (дата обращения: 06.05.24)

5. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/04/19/igry-i-uprazhneniya-po-leksicheskoy-teme-ryby (дата обращения: 06.05.24)

Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей