Рыбы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет (старшая группа)
Тема: «Рыбы»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2024
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: систематизировать представления о рыбах; обогатить и активизировать словарь по теме «Рыбы»; закрепить умение употреблять обобщающее понятие «рыбы»; познакомить с понятиями «морские», «речные», «аквариумные»; закрепить умение изменять существительны по падежам; закрепить умение согласовывать существительные с числительными; закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать навык словообразования существительных с суффиксами -ище, -ища; закрепить умение подбирать антонимы; научить подбирать слова-родственники.
2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти.
3) коррекционно – воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, воспитывать последовательность и целеустремленность при выполнении заданий.
Оборудование: мультимедийное сопровождение - презентация.
План:
I. Организационный момент
II. Сообщение темы
III. Изучение нового материала:
- беседа о рыбах
- игра «Назови части»
- игра «Закончи предложение»
- игра «Посчитаем»
IV. Физкультминутка (зрительная гимнастика)
V. Закрепление изученного материала
- игра «Назови ласково»
- игра «Скажи наоборот»
- игра «Великаны»
- игра «Семья слов»
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Л.: Сядет тот, кто назовет 2 насекомых.
II. Сообщение темы
Л.: Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы мне после скажете, о чем оно. (о рыбалке)
На рыбалке
Петя с удочкой сидит,
Зорко на воду глядит.
В ней малютки карасята
Роют ил, как поросята.
Стая старых карасей
Водяную карусель
Бойко вертит у крючка,
Отвлекает рыбачка,
Чтобы снять червя с крючка. (Г. Ладонщиков)
Л.: Зачем ходят на рыбалку? (ловить рыбу)
III. Изучение нового материала
- беседа о рыбах
Л.: Сегодня мы поговорим о рыбах
Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом - рыбы?
Все они живут в воде, имеют голову, туловище, хвост, плавники;
на голове рот, глаза и жабры.
Все рыбы плавают. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник, плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
Рыбы живут в разных водоемах: море, реках, озерах и дома в аквариумах. Как называются рыбы, живущие в море? Например: кит, акула. (морские). Как называются рыбы, живущие в реке? Например: щука, сом. (речные). Как называются рыбы, живущие в аквариуме? Например: гуппи, клоун (аквариумные).
- игра «Назови части»
Л.: Ребята, посмотрите на эту рыбку внимательно. Из каких частей она состоит?
У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. Тело рыбки покрыто чешуей, похожей на маленькую монетку, такая же круглая и блестящая.
Л.: Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники? (чтобы плавать)
- игра «Закончи предложение»
Л.: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:
В аквариуме живут разные (рыбки).
А в море плавает много (рыб).
Мы даем корм (рыбам).
Мама сварила уху из (рыб).
Рыболов хвастается (рыбой).
Мы рассказываем о (рыбе).
- игра «Посчитаем»
Л.: Посмотрите ребята, перед вами аквариум. И в нем столько много рыб. Давайте посчитаем, сколько всего рыб в нем плавает (хором считают). А сколько морских звезд? А теперь скажите, все рыбки плывут в одну сторону? (нет). Кто-то плывет направо, а кто-то налево. А теперь посчитаем карасей: один карась, два карася и т.д.
IV. Физкультминутка (зрительная гимнастика)
Тихо посидим немножко,
Закроем глаза ладошкой.
Сразу сделалось темно…
Руки убираем, смотрим в окно
И снова ладошкой закрываем глаза.
Смотрим направо, а там – стена!
Часто-часто моргают глаза,
А теперь все смотрим на меня.
V. Закрепление изученного материала
- игра «Назови ласково»
Л.: Много разных рыб плавает в реках, морях и океанах. Больших и маленьких. Будем всех маленьких рыб называть ласково.
Маленькая щука – щучка
Маленький карась – карасик
Маленький окунь – окунек
Маленький налим - налимчик
Маленький сом – сомик и т.д.
- игра «Скажи наоборот»
Л.: Поиграем в игру «Скажи наоборот». Я вам буду называть слово, а вы будете называть его наоборот.
Мелкая рыба – крупная рыба
Большая – маленькая
Тяжелая - легкая
Горячее блюдо из рыбы – холодное
Острые плавники – тупые
Мокрая – сухая
- игра «Великаны»
Л.: А теперь назовем всех больших рыб
Кит – китище
Карась – карасище
Налим – налимище
Плотва – плотвище
Сазан – сазанище
Акула – акулище
Осетр – осетрище
Сом – сомище
- игра «Семья слов»
Л.: У всех нас есть близкие люди, наши родственники, и у слов тоже есть родственники. Давайте попробуем их найти. Подберем слова-родственники к слову «рыба».
Рыба – рыбка, рыбёшка, рыбина, рыбища, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачок, рыбачка, рыбалка, рыбацкий, рыбачить…
VI. Итог
Л.: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали.
Список источников:
1. [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/logopediya/uroki/konspiekt_loghopiedichieskogho_zaniatiia_ryby (дата обращения: 06.05.24)
2. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/02/02/konspekt-frontalnogo-logopedicheskogo-zanyatiya-v-starshey (дата обращения: 06.05.24)
3. [Электронный ресурс]. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-ryby.14809471480/ (дата обращения: 06.05.24)
4. [Электронный ресурс]. URL: https://ivannikova-ev-sad28rosinka.edumsko.ru/results/post/2601187 (дата обращения: 06.05.24)
5. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/04/19/igry-i-uprazhneniya-po-leksicheskoy-teme-ryby (дата обращения: 06.05.24)