Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий при обучении биологии»
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»
Сократ
Здоровье – одна из острых проблем современной жизни, решать которую необходимо на всех уровнях общества.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, отношения к своему здоровью, наличия вредных привычек, отрицательного влияния окружающей среды.
В формировании представлений о здоровом образе жизни можно участвовать не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. При этом необходимо направить усилия на создание условий, позволяющих отодвинуть усталость и избежать переутомления.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования [1].
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д.Сонькина – это [2]:
условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают [2]:
аксиологический, проявляющийся в осознании высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.
гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.
здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха.
эмоционально-волевой, включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни.
экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.
В школе основой образовательного процесса является урок и его влияние на здоровье обучающихся может быть как положительным так и отрицательным. Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами из жизни, делают урок насыщенным, интересным, продуктивным и полезным. Принципами проведения такого урока являются [3]:
– рациональная плотность (время, затраченное на учебную деятельность) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
– в содержательной части должны быть вопросы, связанные со здоровьем, способствующие формированию ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество видов учебной деятельности должно быть 4–7, а их смена осуществляться через 7–10 мин.;
– в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания;
– в ход занятия необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации;
– необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
– введение в структуру урока валеологической паузы, которая положительно влияет на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышает эмоциональный уровень, снимает статические нагрузки (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого);
– необходимо создавать благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.
Учитывая сказанное, в своей работе использую элементы здоровьесберегающих технологий, чтобы получение обучающимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье. От правильной организации учебного процесса во многом зависят функциональное состояние, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Навыки экологического и здоровьесберегающего поведения формируются постепенно, в соответствии с изучаемой темой курса биологии. Например, в 6 – 7 классах много тем касающихся здорового образа жизни и сохранения здоровья, соблюдение правил гигиены при работе с растениями и общении с животными. В 8 классе при изучении курса биологии человека на каждом уроке так или иначе затрагиваются вопросы гигиены, соблюдение режима дня, пребывание на свежем воздухе, рационального питания, оптимального двигательного режима, отказа от вредных привычек, закаливания, личной гигиены, положительных эмоций, профилактики заболеваний, необходимости ведения здорового образа жизни. В процессе обучения использую различные виды учебной деятельности: письменный и устный опрос, работа с учебником, рассказ, беседа, ответы на вопросы, решение биологических задач, выполнение тестов, работа с таблицами и рисунками, выполнение лабораторных и практических работ.
Учебная деятельность по биологии связана с наглядными пособиями (таблицами, рисунками, мультимедийными пособиями) и раздаточным материалом. Таким образом, происходит переключение внимания между видами деятельности и использование всех каналов восприятия. Это позволяет облегчить процесс запоминания учебного материала для обучающихся.
Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обращается особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Дифференцированный подход – одно их средств оздоровительно - развивающей работы. Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта. Предлагаемые задания для проверочных работ разбиваются по уровням и каждый обучающийся знает, какой максимальный балл он может получить за выполнение того или иного задания. При посильных целях и разумном поощрении будет стремление к достижению этих целей. Такой подход способствует психологическому комфорту, формирует чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение.
Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор — все это способствует раскрытию способностей. В конце урока можно обсудить не только усвоение нового материала, но и выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Большую роль в укреплении здоровья играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Привлечение к уходу за растениями, приучение к бережному отношению к ним является основой экологического воспитания.
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Благодаря применению здоровьесберегающих технологий возможно обеспечение комфортных условий обучения каждого школьника, учет его индивидуальных особенностей, а следовательно, минимизация негативных факторов, которые могли бы нанести вред здоровью обучающегося.
Список используемых источников
Здоровьесберегающие технологии как фактор эффективного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: // www.specialschool.ru/health/?id=128.
Селевко,Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т 1. / Г.К.Селевко.– М. : НИИ школьных технологий. 2006.
Дыхан Л. Б. «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — (Библиотека учителя)