Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Коношский районный Дом детского творчества»
Цель: рисование осеннего натюрморта с использованием нетрадиционных техник рисования.
Задачи: Познакомить детей с новой техникой рисования – тампонирование по трафарету.
Закреплять умения в применении элементов нетрадиционных техник рисования – оттиск и пуантилизм.
Совершенствовать технику рисования акварельными красками.
Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.
Развивать творческие способности.
Воспитывать интерес к познанию природы через синтез искусств и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.
Структура урока:
№ | Структура урока | Время проведения |
1 | Организационный момент. Загадка. | 30 сек. |
2 | Систематизация знаний о пейзаже и натюрморте. | 15 мин. |
3 | Определение темы и цели урока. | 1 мин. 30 сек. |
4 | Введение нового учебного материала. | 5 мин. |
5 | Формирование первичных умений . | 5 мин. |
6 | Самостоятельная работа по решению задач. | 15 мин. |
7 | Рефлексия. Тренинг «Листочек». | 3 мин. |
|
Виды деятельности: постановка учебной задачи, беседа, демонстрация слайдов о природе, чтение художественного слова, слушание музыки, дидактическая игра «Вхождение в картину», практическая работа, чтение технологической карты, анализ работ.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная – работа со всеми детьми (обсуждение, сравнение, обобщение); групповая – работа по формированию первичных умений; индивидуальная – воплощение самостоятельного творческого замысла в конце работы; заочная экскурсия в картинную галерею.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с осенними пейзажами и натюрмортами известных художников. Рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены натюрморты с веточками рябины. Упражнения в симметричном вырезывании.
Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги, акварельные краски, кисточки разных размеров в стаканчиках, палитры, баночки с водой, салфетки, ножницы, простые карандаши, листы для вырезывания трафаретов для вазы, поролоновые тампоны, силуэты ваз, разрезанные на части, презентация о картинах художников, аудиозаписи П.Чайковского «Осенняя песня», А.Вивальди «Осень», «Осень, милая, шурши», листочки желтые и красные (с двойным скотчем)
Словарь: пейзаж, галерея, манисты, созвучия, линия сгиба, ось симметрии.
Методы и приемы: ( по классификации методов обучения, предложенной Бабанским Ю.К.)
Метод стимулирования – учебное поощрение.
Методы организации и осуществления учебных действий и операций:
- словесно-наглядные: беседа, чтение художественного слова, рассказ, показ иллюстраций, слайдов;
- практические: подбор картины к музыке, стихотворению;
- гностические: проблемные вопросы к детям;
- логические: составление последовательности работы;
- самоуправление учебными действиями: самостоятельная работа, работа в группах.
Метод контроля: метод устного контроля.
Здоровьесберегающие технологии: смена поз на занятии, дидактическая игра «Вхождение в картину», пальчиковая гимнастика «Кисточка», пластический этюд «Брызги дождя», хоровод «Осень, милая, шурши»
Ход занятия.
1. Организационный момент. Встреча детей у зала.
- Здравствуйте. Ребята, мне сегодня прямо в руки упал листочек, а на нем – загадка. Отгадайте: «Что за волшебница краски взяла? Листья покрасила, с веток смела,
Мошек упрятала спать до весны, что за волшебница, скажете вы?»
( Осень)
- А еще Осень приглашает в картинную галерею. Кто знает, что такое картинная галерея?
- Ну как, принимаем приглашение?
- Добро пожаловать! (проходят в зал). Приглашаю в виртуальную картинную галерею.
(дети стоят на ковре)
2.Систематизация знаний о пейзаже и натюрморте.
- В галерее собраны картины знаменитых художников.
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно! (Н. Рыленков)
(показ всех картин – осенних пейзажей на одном слайде)
- Какому времени года посвящены эти картины? (осени)
«В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала Осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила:
Ярко-желтым цветом землю разукрасила». (Ю.Капустина)
Думаю, что вы не раз любовались красивым нарядом осенних деревьев.
Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней.
Игра «Вхождение в картину»: Представьте, что вы оказались в какой-либо из этих картин. Что бы вы там увидели, услышали, почувствовали? (рассказы детей)
- Сядьте на подушечки (на ковре) и послушайте музыку композитора П.И.Чайковского «Осенняя песня».
- Какая музыка? (задумчивая, печальная, плавная, медленная, певучая) О чем рассказала музыка? Что вы в ней услышали? (грусть, шелест листвы, порывы ветра). К какой картине больше подходит это произведение? (Леонида Афремова «Осень»)
- Почему?
- Послушайте стихотворение А.Рождественской «Рябинушка», определите, к какой картине оно относится.
Вот и осень наступила, сад стал золотистый,
И рябинушка надела красные манисты.
А надев убор красивый, всех нарядней стала,
Будто яркая рябина с нами заплясала.
(И.Э.Грабарь «Рябинушка» 1915год.
Манисты – украшение. Посмотрите, какая праздничная рябинка. Художник сумел увидеть и запечатлеть величавую поэзию родной природы, он выразил свою восторженную любовь к ней.
Природа предстает перед зрителем, как яркое праздничное зрелище. Вспыхивает кружевная оранжево-красная листва рябины на фоне ярко-зеленого поля, стволы берез с длинными ниспадающими гирляндами золотой листвы торжественно обрамляют ее.
Художник отбирает в пейзаже наиболее поразившие его черты, усиливает звучание реальных цветов. Образному строю картины присущи декоративная нарядность, обобщенная проработка форм, общий ликующий мажорный настрой.
Грабарь Игорь Эммануилович продолжил и развил лучшие традиции русской пейзажной живописи, традиции Левитана, Серова, Коровина... Он обогатил свою палитру цветовыми и световоздушными достижениями искусства французских импрессионистов. И еще что очень важно — его картины способствовали дальнейшему развитию пейзажного жанра.
- Как интересно об осени рассказали поэты, художники, композиторы. Рассказали словами, красками, музыкой.
- В этом зале мы видим совершенно другие картины. Посмотрите, как много художников с любовью изображают в своих картинах рябину. К какому жанру живописи относятся они? (натюрморт). Что такое Натюрморт? (в переводе с французского – неживая природа, изображение неодушевленных предметов: цветов, овощей, фруктов, посуды…)
3. Определение темы и цели урока.
Кто догадался, чем будем заниматься на уроке? ( рисовать натюрморт с рябиной)
- Мы нарисуем осенний натюрморт с рябиной, используя нетрадиционные техники рисования: тампонирование по трафарету, оттиск, пуантилизм.
- Какие задачи мы поставим? (рисовать аккуратно, правильно строить композицию, подбирать цветовую гамму)
- Какие техники вам уже знакомы и где их можно применить? (оттиск веточек картоном, пуантилизм – рисование ягод пальцем)
- Кто догадался, где можно использовать тампонирование по трафарету? (рисование вазы)
Дидактическая игра «Собери вазу»
Незнайка хотел помочь художнику, но нечаянно уронил и разбил все вазы. Давайте поможем их «склеить». (группы по 3 человека подходят к столам и из частей складывают вазы, образцы этих ваз вывешиваются на доске.)
4. Введение нового учебного материала.
- О чем нужно знать, готовя трафарет вазы? (о симметрии)
Показ с объяснением:
- согнуть лист пополам;
- наметить силуэт половины вазы;
- вырезать;
- приложить в нижней части листа;
- кистью смочить нужные краски, подобрав цветовою палитру;
- аккуратно брать тампоном и наносить на трафарет, не сдвигая его;
- по окончании аккуратно снять.
-Уточните правила ТБ.
ТБ: при работе с красками и водой быть аккуратными, краска должна быть густой, нельзя мочить тампон, ножницы держать на салфетке закрытыми, при работе быть аккуратными.
Постарайтесь, чтобы ваши натюрморты получились красивыми. Лучшие работы мы украсим осенними листочками.
Подготовим пальчики к работе. Этюд «Брызги дождя» Муз. А.Вивальди «Осень», пальчиковая гимнастика «Кисточка»
5. Формирование первичных умений.
Закрепление последовательности работы по технологической карте. Контроль при изготовлении трафарета.
- В какой последовательности будете рисовать натюрморт? Какой будет цветовая палитра? (ваза – любой цвет, кроме красного и оранжевого, оттиск веточек, оранжевые листья способом примакивания, красные ягоды пальчиком)
6. Самостоятельная работа по решению задач.
Рисование веточки рябины в вазе. ( звучит легкая спокойная музыка)
Физминутка – хоровод «Осень милая, шурши»
Вы не зря в осенней сказке побывали,
Все осеннюю красу в работах передали,
Поэтому устроим мы сейчас наш осенний вернисаж.
- Заканчиваем, наводим порядок, работу укрепляем на стенде.
7. Рефлексия. -Пришло время посмотреть наши работы. Полюбуйтесь. Вам нравится выставка? Давайте придумаем название нашей выставки. ( «Осенняя сказка», «Рябинушка»)
– Поднимите руку, кто сегодня испытал трудности.
- Похлопайте те, кто сегодня научился рисовать в технике «тампонирования по трафарету».
- Тренинг «Листочек». (в кругу) Передавая листочек, рассказать, что понравилось на уроке.
Осень нам оставила листочки. Прикрепите красный листочек рядом с той работой, которая вам больше понравилась, объясняя, почему? (желтый- к работе, которая чуть меньше понравилась)
Приложение.
Литература и интернет ресурсы:
1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
2.Королева Т.В.. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с.
3.Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999. – 416 с.
4. Сокольникова Н.М. Рисунок. Живопись. Композиция. Словарь. Учебники для 5-8 классов, М., 1999.
5.Полуянов Ю. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – М., 2000. – 160с.
6. Калинина Т.В. Альбом с кляксами. Основы языка. СПб., 2009 г.
7. graphic.ru
8. stranamasterov.ru
www.monotypy.ru
www.fcio.edu.ru
Надежда Кутилова