Конспект занятия «Рисунок натюрморта. Кувшин и фрукт»

10
0
Материал опубликован 16 June 2021

Ионкин Алексей Сергеевич.

Педагог дополнительного образования высшей категории.

МБУДО Вяземская детская художественная школа им. А.Г. Сергеева.

Смоленская область, город Вязьма.

Методическая разработка: "Рисунок натюрморта. Кувшин и фрукт".

 

Композиция

Начиная работу, необходимо вспомнить о композиции, то есть о размещении изображаемых предметов на поверхности листа, рассматривая все предметы как единую группу.

Выделим два основных правила:

Изображаемые предметы (кувшин и муляж фрукта) должны быть нарисованы в центре листа чуть выше его середины.

Так как именно изображение предметов (кувшин и муляж фрукта) будет главным в работе, их нужно изображать достаточно крупно, чтобы не оставлять чрезмерно много «скучного» фона. 

t1623849187aa.gift1623849187ab.jpg t1623849187ac.jpg

Данное композиционное решение будет верным для любого ракурса. При этом, сосредоточившись на положении предметов, мы получаем возможность избежать ошибок в изображении плоскости стола, оставляя её как второстепенную деталь, особенно в тех случаях, когда мы смотрим на постановку сбоку.

 

t1623849187ad.gift1623849187ae.gif

В зависимости от ракурса предметы могут быть смещены относительно середины листа вправо или влево, но подобное смещение должно быть незначительным.

Обратите внимание, что, в зависимости от ракурса, предметы внутри композиционной схемы могут быть по-разному расположены друг относительно друга. Обязательно проверьте, какой предмет располагается ближе к вам (как к наблюдателю) и убедитесь, что он будет изображён на плоскости листа ниже, чем его сосед. Пока вы не приступили к проработке деталей, подвигайте силуэты предметов по плоскости листа, обращая внимание на расстояние между ними или его отсутствие.

2. Линейно-конструктивный рисунок

Определив положение группы предметов на плоскости листа, необходимо сосредоточиться на их изображении. Определив их положение и размеры друг относительно друга, начинаем с изображения конструктивной схемы кувшина.

Муляж фрукта в сравнении с кувшином является дополнительным объектом.

На первом этапе художникам будет значительно проще изображать кувшин в виде схемы, лишённой объема, и только после этого переходить к проработке объёма за счёт изображения эллипсов. 

Нужно помнить, что форма кувшина в постановках может быть разной. Однако, выучив опорную схему, представленную в разборе, можно подстроить её под любое изображение. 

 

t1623849187af.jpg

t1623849187ag.gif t1623849187ah.gift1623849187ai.gift1623849187aj.gif

Завершая линейно-конструктивный рисунок, выделите толщиной линий передний план.

3. Тональный рисунок

Выполнив линейно-конструктивный рисунок, переходим к работе в тоне.

Для того чтобы выполнить тональный рисунок, можно воспользоваться алгоритмом, который позволит не только работать быстро, но и проверить завершенную работу согласно его последовательности.

С помощью вертикального штриха заполняем тоном передний край стола. При верхнем или боковом освещении (самые распространённые варианты освещения) это самая тёмная из всех плоскостей натюрмортного стола. Нужно помнить о том, что существуют варианты композиции, при которых она не изображается.

С помощью вертикального штриха заполняем фон (дальнюю вертикальную плоскость стола). Если стоящие на столе предметы темнее фоновой плоскости, не стоит делать её излишне тёмной, однако она должна быть плотнее, чем горизонтальная плоскость стола.

Создаём тональную растяжку на горизонтальной плоскости стола. Оставаясь самой светлой, горизонтальная плоскость стола изображается уходящей в глубину за счёт ослабления контраста. 

Изображаем падающие тени, используя произвольное направление штриха. Чаще всего экзаменационные постановки не имеют направленного освещения. В этом случае тени, как правило, не имеют резких границ.

С помощью штриха заполняем предметы. Так как в большинстве случаев предметы в экзаменационных постановках изображаются на светлом фоне, глиняный кувшин должен оставаться единым тёмным пятном. Именно поэтому есть смысл задать его основной тон относительно фона до проработки объёма посредством светотени. Тон для фрукта так же выбирается в зависимости от его цвета и его взаимодействия с фоном.

С помощью штриха, повторяющего форму предметов (в нашем случае он будет расположен по форме эллипсов, изображённых в линейно-конструктивном рисунке), передаём распределение светотени на поверхности предметов.

Завершая тональный рисунок, можно изменить направление штриха и подчеркнуть тени на поверхностях предметов. Выполняя этот этап, нужно не забывать о наличии рефлексов. Нельзя располагать самую тёмную часть тени вплотную к краю предмета. 

t1623849187ak.gift1623849187al.gift1623849187am.gift1623849187an.jpg

Практически невозможно закончить тональный рисунок, выполняя вышеописанные этапы последовательно. В ходе работы автору всегда придётся возвращаться к тому или иному этапу, проверяя выполнение следующего. Завершая работу, необходимо ещё раз проверить все описанные выше условия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.