12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга25
Россия, Удмуртская респ., Камбарка
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Камбарский Дом детства и юношества»





Номинация «Методическая разработка»


Конспект занятия



t1580134156aa.gif



t1580134156ab.png



Составитель: Гридасова Ольга Васильевна,

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории.







г. Камбарка, 2018 год


Содержание.

1

Аннотация…………………………………………………………….


2

Пояснительная записка………………………………………………


3

Основная часть……………………………………………………….


4

Список информационных источников…………………………….



































Аннотация.

Конспект занятия по теме «Натюрморт глазам художника» предназначен для обучающихся 9 – 12 лет для закрепления и расширения знаний о жанре изобразительного искусства «Натюрморт». Занятие рассчитано на 2 академических часа (90 минут). Большая часть времени отведена практической работе над натурной постановкой.

Во время занятия обучающиеся закрепляют свои знания о материалах и предметах необходимых для работы художнику. Совершают виртуальную экскурсию в мастерскую художника. Закрепляют знания о жанрах изобразительного искусства, знакомятся с этапами рисования натюрморта с натуры.

Занятие сопровождается: интерактивной презентацией «Угадай-ка», «Жанры ИЗО», презентация «Поэтапное рисование натюрморта», видео – ролик «Мастерская художника» и физкультминутка (музыкальная разминка), что способствует формированию активной познавательной и мыслительной деятельности обучающихся, усиление мотивации к изучению учебного материала.

Предлагаемая методическая разработка адресована учителям и педагогам дополнительного образования, осуществляющих образовательную деятельность по предмету «Изобразительное искусство».












Пояснительная записка.

Занятия по изобразительному искусству дают большие возможности в развитии, обучении и воспитании детей и подростков, способствуют удовлетворению и разви­тию эстетических потребностей, приобщению их к общечеловеческим ценностям и художест­венной культуре.

Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми, педагоги недостаточно уделяют внимания рисованию с натуры (академическому рисунку) и часто заменяют его рисованием по представлению или копированием изображения с плакатов, с иллюстраций, рисованием на свободные темы.

В школах на уроках изобразительного искусства не достаточно времени и возможности заниматься рисованием с натуры.

Педагоги дополнительного образования больше внимания уделяют индивидуальной работе с детьми, подробно объясняют каждому ребенку правила и законы рисования, помогают увидеть главное и выразительно передать это в рисунке.

Отличительной особенностью занятий в системе дополнительного образования детей также является то, что большинство учебных заданий рассчитано на более длительное время, по сравнению с уроками в школе. Широкие возможности открыты и в области применения различных художественных материалов.

Тема рисования с натуры натюрморта актуальна тем, что формирует у детей эстетическое отношение к действительности, навыки в изображении объемных предметов, развивает видение красоты, разнообразие реальных форм предметов, развивает композиционное мышление. Рисование с натуры обеспечивает в конечном итоге рост творческого потенциала обучающихся, влияет на совершенствование вкуса, мастерства, техники, способности передавать свет, объем формы, материал, дает возможность ребенку выражать свои чувства, переживания и настроения.

Во время занятия используются интерактивные презентации, что позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. С помощью интерактивных презентаций обучающиеся закрепляют полученные ранее знания и изучают новую информацию.

Перед практической частью для снятия усталости, утомления, нарушение осанки, зрения, улучшения внимания, а также повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов с обучающимися проводится физкультминутка (музыкальная разминка). Дети не просто выполняют движения со слов педагога, а повторяют ритмичные движения с видеоролика. Таким образом, у обучающихся поднимается эмоциональный и позитивный настрой на творческую работу.

Описание интерактивной презентации «Угадай - ка».

Презентация предназначена для закрепления знаний у обучающихся о предметах и материалах, необходимых художнику для работы, тем самым они узнают, что художник работает над произведениями искусства в творческой мастерской.

Обучающиеся отгадывают загадки, при нажатии левой клавиши мыши на прямоугольник он исчезает и появляется картинка (правильный ответ).

Переход на следующий слайд производится с помощью стрелки в правом нижнем углу.

Описание интерактивной презентации «Жанры ИЗО».

С помощью интерактивной презентации обучающиеся проверяют знания о жанрах изобразительного искусства. На третьем слайде изображены 7 смайликов, нажав на которые левой клавишей мыши происходит переход на определенные слайды. На каждом слайде дана информация о жанрах: пейзаж, натюрморт, анималистический, батальный, бытовой, исторический.

С помощью кнопок (навигации) передвигаемся по слайдам (вперед, назад, на исходный слайд).

Тема занятия и рефлексия так же обозначены на презентационном слайде.

Основная часть.

Тема занятия: «Натюрморт глазами художника».

Цель: расширение знаний обучающихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения.

Задачи:

- обучать составлять натюрморт и рисовать с натуры;

- систематизировать знания о жанрах изобразительного искусства;

- развивать навыки работы средствами живописи;

- развивать чувство композиции;

- воспитывать эстетическую восприимчивость.

Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Тип занятия: комбинированное, рисование с натуры.

Форма проведения занятия: беседа, практическая работа.
Методы обучения: объяснительно­ - иллюстративный.

Средства обучения: презентации, постановка натюрморта.

Материалы и оборудование: краски (гуашевые или акварельные), карандаш простой, ластик, баночка под воду, палитра, формат А 3, натурная постановка, мольберты, столы, стулья, проектор, ноутбук, экран.

Зрительный ряд: интерактивная презентация «Угадай-ка», «Жанры ИЗО», презентация «Поэтапное рисование натюрморта», видео – ролик «Мастерская художника» и физкультминутка (музыкальная разминка).

Ход занятия.

I. Организационный этап.

Педагог:

Добрый день дорогие ребята, я предлагаю вам поприветствуем друг – друга, и пожелать всем хорошего и позитивного настроения для получения новых знаний в области изобразительного искусства. Сейчас мы проведем игру «Я, ты, он, она».

Педагог:

В этом зале - все друзья! 
Я, ты, он, она - вместе дружная семья! 
Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева. 
В этом зале все друзья! 
Я, ты, он, она - вместе дружная семья! 
Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева. 
В этом зале - все друзья! 
Я, ты, он, она - вместе дружная семья! 
Обними соседа справа, обними соседа слева. 
В этом зале - все друзья! 
Я, ты, он, она - вместе дружная семья. 
Поцелуй соседа справа, поцелуй соседа слева. 
В этом зале - все друзья! 
Я, ты, он, она - вместе дружная семья! 
Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева! 
В этом зале - все друзья! 
Я, ты, он, она - вместе дружная семья! 
Посмотрите на себя - вместе мы сто тысяч "Я"!

Педагог:

Молодцы, ребята, я вижу, что у вас отличное настроение и все готовы к работе.

II. Подготовительный этап.

Педагог:

Сегодня мы побываем в очень интересной комнате, а в какой вы догадаетесь сами. Сейчас проведем игру «Угадай – ка» (ребята отгадывают загадки и называют предметы, которые принадлежат художнику).

(интерактивная презентация)

Что за комната такая?

И большая, и сверкает,

В ней всего так много есть:

Краски, кисти, штук по шесть,

И большое полотно,

Разрисовано оно.

Педагог:

Что это, ребята? (ответы детей). Правильно это мастерская художника.

Сегодня мы совершим экскурсию в настоящую мастерскую художника. Там вас ждет много интересного и познавательного (просмотр видеоролика).

Педагог:

Ребята, вы, как настоящие художники тоже будете работать над произведением искусства.

Педагог: А какие вы знаете жанры изобразительного искусства? (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, исторический, батальный, бытовой жанры)

(презентация)

Педагог: Сегодня на занятии мы подробнее остановимся на жанре изобразительного искусства – натюрморт.

Педагог:

Ребята, можете ли вы из всего услышанного обозначить тему занятия? (ответы детей). В этом вам помогут загадки, отгадав их, вы сможете назвать тему занятия (слайд в презентации). Правильно, тема занятия «Натюрморт глазами художника». В своей мастерской художник творит чудеса, создает разные произведения искусства.

III. Основной этап.

Педагог:

Для того, чтобы художнику нарисовать натюрморт, его нужно правильно составить. При составлении натюрморта надо думать о том, чтобы предметы не только группировались по смыслу, но и составляли интересную в художественном отношении группу, ритмично организованную, хорошо подобранную по цвету и форме, отличающуюся композиционной завершенностью. Многие художники подбирали предметы и составляли натюрморт даже по несколько дней, тщательно обдумывали композиционное и цветовое решение, сопоставляли каждый предмет друг – другу.

В мастерской у художника имеется множество различных предметов, из которых он составляет натюрморт. После составления натюрморта ин его изображает с натуры.

Педагог: Ребята, сейчас вы тоже попробуете составить натюрморт (дети составляют натюрморт из предложенных предметов).

Какие предметы оказались лишними? Почему вы использовали именно эти предметы? Как вы назовете свой натюрморт? Сложно было его составить? (ответы детей)

Педагог: Натюрморт, ребята, вы составили. А теперь его нужно правильно изобразить на формате. Перед тем, как приступить к работе, вы должны выбрать художественный материал: гуашевые краски или акварельные. Ребята, давайте вспомним свойства этих красок. Акварель — единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Гуашевые краски придают матовость и непрозрачность.

Педагог: Сейчас мы познакомимся с последовательностью работы над натюрмортом с натуры (показ презентации).

Первый этап работы:

предварительный анализ постановки натюрморта (целостность постановки);

выбор места для работы (точка зрения);

выполнение эскизов (по 2-3 минуты);

выбор формата.

Второй этап работы: - композиционное размещение изображения на плоскости листа. Необходимо скомпоновать всю группу предметов так, чтобы плоскость листа была заполнена равномерно, изображаемые предметы не упирались в края листа, и наоборот, не оставалось много пустого места. Большое внимание надо уделять освещению (искусственное, верхнее, боковое или естественное дневное). Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой. Передний план должен быть относительно свободный, легкий.

Третий и четвёртый этапы работы - передача характера формы и пропорции предметов. Выявляя конструктивную основу формы предметов необходимо проверить перспективу больших форм и особенно оснований предметов. Прорисовываем не только видимые линии, но и те которые не видны, таким образом, будет чувствоваться целостность предмета.

Пятый этап работы - выявление объёма предметов по средствам светотени и цвета. Объём предметов в рисунке передаётся при помощи перспективы и передачи формы средствами светотени - тоном или цветом в нужном тоне в живописи. Свет, падая на поверхность плоскости, меняется в тоне в зависимости от положения плоскостей в пространстве по отношению к источнику света. Объем выявляется за счет светотени. Градации светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Шестой этап работы детальная прорисовка формы предметов.

При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Приступая к выявлению объёма предметов тоном или цветом, надо определить самое светлое и самое тёмное место в натюрморте. Установив эти два полюса, обратить внимание на полутени. Проработка деталей также требует определенной закономерности – каждую деталь надо рисовать в связи с другими частями натюрморта.

Седьмой завершающий этап работы - обобщение рисунка. Подведение итогов работы над натюрмортом. На этом этапе надо внимательно проверить общее впечатление от изображения натуры, издали прищуренными глазами и сравнить силу рефлексов с натурой, которые должны сливаться с тенями, то есть должно быть тональное и цветовое единство изображения.

Нужно проверить общее состояние рисунка, подчинить детали целому, уточнить рисунок в тоне (подчиняет света и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону). Главное в рисунке должно быть более детально прорисовано, а второстепенное обобщено. Не нужно забывать о воздушной перспективе и его применения в работе. На дальнем плане изображение должно быть сглажено, на переднем плане – контрастно.

Педагог: Ребята, вы подробно познакомились с последовательностью рисования натюрморта. Сейчас я попрошу вас внимательно со всех точек зрения рассмотреть натюрморт, который находится перед вами. Провести анализ постановки, выполнить несколько набросков карандашом и выбрать наиболее удачный вариант.

Педагог: Прежде, чем приступить к творческой работе, я думаю, нам нужно немного отдохнуть и расслабиться.

Физкультминутка (музыкальная разминка).

Педагог: Сейчас самое время приступить к работе. Ребята, вы не забыли, где мы находимся? (ответы детей) Правильно в мастерской у художника. Как называется подставка, куда художник помещает будущий рисунок (или закрепляет формат для рисования)? (ответы детей). Правильно это мольберт. Сегодня, ребята, вы тоже как настоящие художники будете работать за мольбертами.

Практическая работа.

Задание. Выполнить натюрморт в цвете (гуашевыми или акварельными красками).

Педагог: Ребята, как вы думаете, художник соблюдает технику безопасности, работая в мастерской? (ответы детей).

Назовите, какие правила безопасности нужно соблюдать (ответы детей).

Техника безопасности во время работы.

Никогда не класть кисточку с нанесенной на ней краской в рот.

Не оставлять кисти в воде или не промытыми от краски, чтобы избежать выпадения щетины.

Художественные материалы нужно хранить в специально отведенном месте, не раскидывать их.

Не стряхивать нанесенную на кисть краску на пол.

Не размахивать острыми предметами.

После работы убрать рабочее место, вымыть руки с мылом.


IV. Итоговый этап.

Педагог: Ребята, посмотрите, какие картины у вас получились. Какие они разные, несмотря на то, что вы рисовали одну постановку. Каждый из вас постарался выдержать колорит, форму и пропорции предметов. Выявить объём средствами светотени и цвета.


Скажите, куда оформляют художники готовые картины? (ответы детей). Правильно, оформляют в паспарту или раму.

В каких жанрах изобразительного искусства работают художники? (ответы детей).

Ребята, кто назовет последовательность рисования натюрморта? Какие этапы работы над натюрмортом вы запомнили?

А вам понравилось работать в мастерской художника?


V. Рефлективный этап.

Педагог: Ребята, сегодня каждый из вас был настоящим художником, работая в мастерской. У каждого из вас остались свои впечатления о работе. Я попрошу вас ответить на несколько вопросов, которые изображены на слайде.

Сегодня я узнал…..

У меня хорошо получилось…

Я смог бы нарисовать лучше….

Сегодня мне пока не удалось…..

Педагог: Спасибо, ребята за ответы, с каждым разом, совершенствуя свои навыки, вы будете творить настоящие произведения искусства.

























Список информационных источников.

http://открытыйурок.рф/статьи/632833/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мольберт

http://sdshi.muzkult.ru/img/upload/2465/documents/Metodicheskaya-razrabotka-Etapy-risovaniya-natyurmorta.pdf

http://artvik.org/forum/viewtopic.php?f=7&t=117

https://infourok.ru/metodicheskaya__razrabotka_po_teme_k_natyurmortu_cherez_lepku_applikaciyu_i_risunok_8-10_let-186965.htm

https://www.metod-kopilka.ru/metodicheskie_rekomendacii_po_sozdaniyu_uchebnoy_prezentacii-52782.htm

https://multiurok.ru/files/konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-tvorchiesk.html



Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.