Сведения об авторе
Кострулина Елена Васильевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области
Название статьи
«РОДИТЕЛИ УЧЕНИКОВ – МОИ ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ»
Аннотация
В статье описаны разнообразные формы и приемы работы учителя с родителями.
Вступление
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»
Л.Кассиль.
Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.
В этом союзе нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт. Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями.
Цель статьи – взаимодействие, сотрудничество учителя, родителей и детей.
Основная часть
При хорошо организованномвзаимодействии семья и школа становится реальными партнерами в воспитаниидетей, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи.
Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель:
объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».
В содержании работы с семьей младшего школьника придерживаюсь трех основных направлений:
Соблюдение преемственности между семейным дошкольным и школьным воспитанием, изучение особенностей семейного воспитания первоклассников с цельюизучения их уровня подготовленности к школе (анкетирование, занятия с будущими первоклассниками)
Педагогическое сопровождение родителей в организации учебной
деятельности учащихся
Организация воспитательной работы в школе и классе с активным привлечением семей
Реализация данных направлений требует разнообразных форм и приемов работы учителя с родителями.
Своей работе использую:
родительские собрания
индивидуальные и групповые консультации
работа творческих групп
работа с родительским комитетом
внеклассные мероприятия с участием родителей
походы по родному краю
День открытых дверей
Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагога.
Родительские собрания сближают учителя и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Классные родительские собрания могут быть построены различно. На своих родительских собраниях я использую самые разные формы проведения. Это - обмен мнениями, торжественные собрания, семинар-практикум, лекция, собрание - праздник, беседы, час сердечного общения.
На учителе начальной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собрания. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.
Именно на родительских собраниях решаются основные задачи работы учителя с родителями первоклассников: систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании. В каждом наборе традиционно провожу такие родительские собрания: «Ваш ребенок становится школьником», «Как помочь ребенку учиться», «Первые уроки школьной отметки», «Стили семейного воспитания», «Педагогика сотрудничества», «Режим дня в жизни младшего школьника», собрание-отчет по итогам года.
Исходя из плана работы с родителями младших школьников, наблюдений за поведением детей в школе, подбираю материал для коллективных бесед, консультаций. Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от классного руководителя гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.
Индивидуальную беседу строю по алгоритму:
Вводная беседа, в ходе которой устанавливаю доверительные отношения с родителями.
Определение имеющихся проблем. Стараюсь точно охарактеризовать возникшие у ребенка проблемы. На этом этапе важно, чтобы у сторон было достигнуто одинаковое понимание проблемы.
Определение возможных решений происходит в ходе выяснения и открытого обсуждения возможных альтернатив решения проблемы. Совместно с родителями происходит поиск всех возможных вариантов и способов решения проблемы.
Реализация плана. Помогаю родителям строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат. Родители должны усвоить, что частичная неудача еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, стремясь к конечной цели.
Оценка и обратная связь. Происходит совместное оценивание уровня достигнутого результата.
При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Особенно важной формой взаимодействия с родителями является деятельность родительского комитета. Именно он – моя опора. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Ежегодно в сентябре выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 творческие группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.
Очень нравится работа по проведению семейных праздников. Когда в школу идут все - и старшие, и младшие, идут не как зрители, а как участники. Родители готовят сценки, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей и друг друга. Наши праздники включают в себя концерты, конкурсы, викторины, загадки, танцы, подарки, чаепитие.
Праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности детей, их привязанности. Считаю, что такая продуманная работа с родителями даёт хорошие результаты. Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.
Первая творческая группа в 1 классе готовила «Посвящение в первоклассники», вторая – отвечала за совместный поход, третья – проводила праздник «Весенний калейдоскоп»,а четвертая отвечала за собрание–отчет в мае месяце.
Я придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть родители убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.
Наши родители бывают в школе и на Дне открытых дверей. Открытые уроки обычно организую с целью ознакомления родителей с программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Кроме того каждый родитель знает, что для него двери открыты в любое время, на любом уроке.
Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним. Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.
Например: вместе с детьми оформляли стенгазеты, выполнили оформление класса, готовили выступления на школьный и районный фестиваль «Моя семья», писали исследовательские работы.
Заключение
Безусловно, достичь успехов в воспитании наших учеников помогают нам наши родители только тогда, когда они становятся нашими союзниками во всех наших делах. Только мы вместе можем сделать жизнь наших детей интересной и содержательной.
Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями считаю
1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностик.
3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя.
5. Хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел.
6. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.
Анкетирование родителей в конце первого учебного года показало:
100% охват родителей во внеклассной работе
85% отметили сплочённость классного коллектива
59% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей
90% оказывали помощь классному руководителю
Родители моих учеников с удовольствием посещают школу, общаются, перезваниваются, и не отказываются от помощи учителю, школе, друг другу. Дети дружат между собой, ходят в гости друг к другу, посещают кружки в Доме детского творчества.
Я рада успехам моих учеников и уверена, что их развитию помогает сплоченный коллектив единомышленников: дети – родители - учитель.
Список литературы
Банных, Н.М. Сплоченный коллектив – залог успешного обучения [Текст] / Н.М.Банных // Начальная школа.- 2008. -№2. – С.52-53
Дереклеева, Н.И. Справочник классногоруководиткля (1-4 классы) [Текст] / под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.- 272 с.
Егорова,О.В. Родительское собрание – наш общий праздник[Текст]О.В. Егорова// Начальная школа.- 2008. -№4. – С.7
Рязанцева, А.Н. Родители как социальные партнеры учителя [Текст] /А.Н.Рязанцева // Начальная школа.- 2009. -№11. – С.7
Сыромятникова, Л.М. Педагогические советы: функции, содержание, традиции и нетрадиционные формы [Текст] /учеб.метод. Пособие / авт.-сост. Л.М. Сыромятникова. - М.: издательство «Глобус», 2010. - 496 с.
Терлецкая, Н.В. Как я работаю с родителями [Текст]/Н.В.Терлецкая // Начальная школа.- 2009. -№8. – С.76
Фалькович, Т.А., Толстоухова,Н.С., Обухова, Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями[Текст] / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А.Обухова. – М.: 5 за занания, 2005.- 240 с.