Конспект урока по окружаюшему миру «Глаза — главные помощники человека» (1 класс)
Урок 3. Глаза — главные помощники человека.
Урок 3. Глаза — главные помощники человека.
I. Повторение.
- Как правильно мыть руки и лицо?
II. Беседа по теме.
— Как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания — 5 органов чувств.)
- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
Заучивание слов:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». (Глаза.)
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
- Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
- Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
- Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)
- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т.д.)
- Каким бывает цвет глаз?
- Какие по размеру бывают глаза?
- Как глаза расположены?
(Можно показать рисунок — строение глаза.)
- Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?
- Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка — роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
III. Опыт (дети наблюдают). Яркий свет— зрачок сужается, слабый — расширяется.
Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
- Как защищены глаза? (Веки, ресницы защищают их.)
- Что еще оберегает глаза?
- Отгадайте загадку:
- «Под мостом-мостищем, под соболем-собо-лищем два соболька разыгрались». (Брови и глаза.)
- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они
оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
- А зачем человеку слезы? (Тоже защищают глаза от пыли.)
IV. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
- Если глаза устали, выполните такие упражнения:
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
- Делайте круговые движения глазами: налево— вверх—направо — вниз— направо— вверх— налево— вниз. Повторите 10 раз.
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
- Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
V. Игра «Полезно — вредно».
Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно. (Рисунки):
—читать лежа;
—смотреть на яркий свет;
— смотреть близко телевизор;
—оберегать глаз от ударов;
—промывать по утрам глаза;
—теретъ глаза грязными руками;
— читать при хорошем освещении.
VI. Правила бережного отношения к зрению:
• Умываться по утрам.
• Смотреть телевизор не более 1—1,5 часов в день.
• Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
• Не читать лежа.
• Не читать в транспорте.
• Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
• При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
• Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30—35 см.
• Употреблять в пищу достаточное количество растительных
продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
• Делать гимнастику для глаз.
• Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.
VII. Если вы носите очки:
• Не горюйте! Со временем с помощью очков зрение может улучшиться.
• Берегите свои «вторые» глаза.
• Храните их в футляре.
• Не кладите стеклами вниз.
• Регулярно мойте теплой водой с мылом.
• Снимайте во время занятий спортом.
VIII. Итог. Что для глаз полезно, а что вредно?
(Можно дать задание нарисовать, что вредно для глаз.)