12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кромская Алла Ивановна1442
Россия, Московская обл., Шаховская
4

Родительская гостиная «Игры на кухне» для родителей детей старшей логопедической группы (учитель-логопед совместно с педагогом-психологом)


Цель учителя-логопеда: знакомство родителей с  играми и упражнениями, направленными на коррекцию речевых нарушений у детей.

Задачи:

- сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка;

- привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном, развивающем и эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками;

- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевых процессов ребенка, в условиях семьи.

Участники: родителиучитель-логопед.

Оборудование: запись звуков, подносы, крупы в стаканчиках, фасоль, кукуруза, скорлупа, пластилин, стаканы с трубочками, воздушные шарики, картон, овощи, фрукты, ведро, спички, газета, крышки от бутылок.


Цель педагога-психолога: формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений. Познакомить с нейропсихологическими играми.

Задачи:

- Объяснить значение использования нейроупражнений в работе над развитием интеллекта и речи детей.

-  Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.

- Формировать у родителей умение организовывать совместную игровую деятельность с детьми.

     - Развивать эмоциональные связи с ребенком, позитивное общение, умение находить общие интересы и занятия.

- Вызвать интерес к проведению нейропсихологических игр и упражнений, и оптимизировать интеллектуальные процессы.

 Участники: родителиучитель-логопед, педагог-психолог.

      Оборудование: бумажные стаканчики разных цветов, пластиковые стаканчики (белого и красного цвета), фасоль, ложки, вилки, тарелки, палочки для мороженного, яблоки, апельсины.

Ход мероприятия

1. Приветствие.

Е.А.(психолог)  - Добрый вечер, уважаемые родители. Очень приятно видеть вас сегодня здесь. Прежде чем начать наше мероприятие, предлагаю вам немного разогреться.

Игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки, и потрите их немножко.

- Дружно хлопните раз пять (Хлопают в ладоши) 1,2,3,4,5

- Продолжайте потирать (потирают руки)

- Мой сосед такой хороший, я пожму ему ладоши (пожимают руки с одной стороны)

- И другой сосед хороший – и ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны)

- Руки вверх поднять пора (поднимают руки вверх)

- Крикнем дружное:  «Ура!» (машут руками)


А теперь прошу ответить дружно на вопросы громко «да» или «нет»:

Детей вы любите, да или нет? (Да)

Чтоб ребяткам своим во всем помогать,

Вы хотите что-то новое узнать? (Да)

Чтобы дух занятия (мастер-класса, мероприятия) нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (Да)

Тогда вас прошу нам во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать!


А.И. (логопед)– Наша сегодняшняя тема-это игры на кухне. 

Жизнь современного родителя перегружена работой, бытовыми обязанностями, зачастую родителям не хватает времени заниматься с детьми. Что же делать? Как же помочь ребенку развивать речь?

Конечно, с ребенком надо разговаривать.

Теперь встает вопрос, когда же это делать?

Обычно мама, придя домой, идет на кухню готовить. А что в это время делает ребенок? Идет за мамой. Это время и можно использовать для общения с ребенком, да и различных материалов для игр на кухне более чем достаточно.


2. Основная часть.

А. И. - Сегодня я хочу показать вам игры, в которые можно играть на кухне.

Все игры я разделила на группы

1.игры на развитие мелкой моторики

2.игры на формирование правильной воздушной струи

3.игры на развитие звукового восприятия

4.игры на обогащение словарного запаса

5.игры на развитие грамматического строя речи.


    Игры на развитие мелкой моторики

Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков. 

• Горох  нужно пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так.

• Насыпать в непрозрачный стакан манки, спрятать в ней игрушку и предложить ребенку ощупать и назвать, что это.

• Предложите ребенку сложить из подручного материала, например, фасоли и кукурузы, знакомую цифру или букву, или рисунок по основе.

• «Рисуем палочками» (спички, зубочистки и т.д)

Предложите нарисовать картину зубочистками, спичками. Можно из спичек построить дом, выложить забор, тропинку.

• Закладка для букваря из конфетных фантиков.

     • Делать аппликации крупой или кусочками скорлупы на пластилине.

• Нанизывать макароны на шнурок, делая бусы для мамы.

     • «Лыжные гонки». Развиваем координацию пальчиков. Устраиваем лыжные гонки. Две пробки от пластиковых бутылок–лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог. Учим стихотворение. Например:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

      • «Снежки» Накопилось много газет и журналов? Можно поиграть в снежки. Мнем газетные листы в комочки и бросаем в ведро, которое стоит на расстоянии, чем дальше, тем лучше. Развиваем меткость у ребенка.


Игры на развитие дыхания

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

• Наберем в миску воду, опустим туда кораблик, шарик и т. д.. Делаем вдох носом, выдыхаем ртом, не надувая щек.

• В емкость наберем воду и дуем в трубочку (Буря в стакане), затем можно усложнить задание, и предложить ребенку дуть в кисель, чем гуще кисель, тем сложнее упражнение.

• Надуть шарик в стакане и опустить этот стакан с надутым шариком в другой.

• Остудим чай, дуем на чай. Также делаем вдох носом, выдыхаем ртом, не надувая щек.

• Понюхать с закрытыми глазами и угадать продукт.


Игры на развитие слухового восприятия

Кухня – подходящее место и для развития слухового восприятия. Слуховое восприятие - основа для развития фонематического слуха, от уровня развития которого зависит в дальнейшем во многом успешное обучение в школе вашего ребенка.

• «Слушаем звуки»

Послушай и запомни звуки: размешать сахар в чашке, хлопнуть крышкой по кастрюле, прошуршать пакетиками со специями, погреметь горохом или манкой в стеклянной банке и т. д. Ребенок отгадывает, закрыв глаза или отвернувшись.

• «Повтори» Ребенок сидит на стульчике, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивает его по стакану, можно усложнить попросить ребенка закрыть глаза. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.

• Детям постарше можно предложить поучаствовать в составлении меню. Например, в понедельник будем готовить Пирожки, Печень и картофельное Пюре, во вторник — Ватрушки или Вареники, суп с Вермишелью; в среду – сырники, рассольник и спагетти и т. д. Заодно и дни недели выучите.

• Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп).

• Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д.

     • Игра «Цепочка». Назвать продукт или блюдо, которое начинается со звука, на который закончился предыдущий продукт или блюдо.

     • Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р].


Игры на обогащение словарного запаса

Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка.

Например, можно повторить предлоги:

• Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа… (предлоги это наверно одно из самых сложных частей речи, детям тяжело в них ориентироваться)

• Для следующей игры выберите, пожалуйста, себе один овощ или фрукт. Кто больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли), сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, свежая, аппетитная…

• Можно организовать игру «Я дарю тебе словечко». Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

«Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые»«сладкие»«кислые»«горькие»«холодные» слова (например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз).

«Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный, а затем он называет, что это было (лимон).

«Подбери слова». Мама просит ребенка назвать «только посуду»«только овощи»«только фрукты»«только мебель».

«Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка…


Игры на формирование грамматического строя

«Большой – маленький»

Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. Булка- булочка, апельсин- апельсинчик, кастрюля- кастрюлечка и т. д.

«Великаны»

Нож- ножище, помидор – помидорище, батон - батонище.      

«Готовим вместе»

Как будет называться блюдо? Из яблок получается яблочный сок, из груш, из свеклы. Ребёнок образует относительные прилагательные.

 «Из двух – одно». Поучите малыша составлять из двух слов одно (кофе мелет - кофемолка, мясо рубит- мясорубка, сок выжимает - соковыжималка).

      • «Раскладываем и пересчитываем»

Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество предметов.

        • «Чего не стало?»

Взрослый  просит ребенка запомнить все предметы на столе (6-8) и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.

         

Игровое упражнение на слоговую структуру слов

- Назови продукты, в которых один, два, три слога.

- Возьми столько макарон, горошин, фасоли и т.п., сколько в этом слове слогов.

- Отстучите определенное количество раз и предложите найти на кухне предмет с таким количеством слогов.


А. И. – Таким образом, вы можете играть и заниматься со своим ребенком, не откладывая домашних дел. Вы все всегда успеете, и это принесет вам и малышу огромную радость.

Мы сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашим ребенком, оречевляйте все свои действия и то, что находится вокруг вас.


 Е.А.       - Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Основной принцип:
Заключается в синхронной и одновременной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание. При таком виде тренировки происходит согласованная   работа обоих полушарий мозга.

Что развивают нейроигры:

• память;

• внимание;

• виды восприятия: слуховое, зрительное, осязательное и др;

• логику;

• развивают мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.


- А сейчас предлагаю вам стать активными участниками в разных нейроиграх, данные игры я подбирала так, что бы вы могли использовать их на кухне, во время приготовления обеда или ужина. Чтобы не терять бесценное совместное  времяпровождение  с вашими детьми, да еще и с огромной пользой.

Нейрогимнастика

    Попробуйте выполнить движение: левой рукой возьмитесь за нос, а правой рукой за левое ухо, а теперь поменяйте руки местами так, чтобы правая рука держалась за нос, а левая рука за правое ухо. (Показ «Ухо – нос»). Усложняем упражнение хлопком.

Игры с яблоками

Цель: Развивать ритмический слух и внимание.

Вам потребуется яблоко или апельсин (мандарин)  такого размера, чтобы ребенку было удобно удерживать его в одной руке.

1.      Предложите ребенку взять яблоко и перекладывать его из одной руки в другую в течение 1-2 минут, постепенно ускоряя темп.

2.      Сядьте с ребенком напротив друг друга, в правой руке у каждого яблоко Одновременно с ребенком переложите свое яблоко в свободную руку ребенка напротив, а он в Вашу. Упражнение продолжать в течение 2-3 минут, постепенно ускоряя темп.

3.      Сядьте с ребенком напротив друг друга. В обеих руках у ребенка по яблоку. Ребенок кладет яблоки в Ваши ладони, хлопает в ладоши и протягивает пустые ладони. Таким образом по очереди передавайте друг другу яблоки. Усложняется игра перекрещиванием рук в момент передачи яблок. Упражнение продолжать в течение 2-3 минут, постепенно ускоряя темп.

                          Игры со стаканчиками

  1. Игра на развитие координации движений «Передай другому»

Инвентарь: стаканчики (5 шт.), палочки по количеству участников,   каждому в две руки.

Можно предложить ребенку наперегонки собрать стаканчики друг в друга при помощи палочек. Кто больше соберет, то победил.

  1. Игра «Собери стаканчики по цветам» на развитие внимания, межполушарного взаимодействия, крупной моторики.

Инвентарь: 10-12 одноразовых стаканчиков двух цветов.

Ребенку необходимо одновременно двумя руками собрать стаканчики один в другой в соответствии с цветом (левой рукой собирать белые стаканчики, правой рукой красные)

  1. Игра на развитие координации движений, межполушарного взаимодействия «Передвинь палочки с помощью вилок»

Инвентарь: 8-10 стаканчиков, 2 палочки для мороженного, 2 вилки.

Предложите ребенку  двумя руками одновременно с помощью вилок передвигать палочки, лежащие сверху стаканов, от одного к другому. Стаканы расположены в ряд по правую и левую стороны.

Игры с ложками

Вам потребуются: по две металлические ложки среднего размера.

Исходное положение: сидя за столом.

Предложите ребенку:

1. Кисти рук перед собой на уровне груди. Удерживая ложки на весу за кончики ручек черпаками вниз, выполнять синхронные движения по принципу маятника – вперед-назад.

2. Кисти рук перед собой на уровне груди. Удерживая ложки на весу за кончики ручек черпаками вниз, синхронно раскачивать вправо-влево. Затем выполнять разнонаправленные движения, кончики черпаков смотрят в разные стороны (право-лево), возвращаются к середине.

3. Руки вытянуть вперед на уровне груди. Удерживая ложки в правой и левой руках за ручки, выполнять синхронные кругообразные движения, имитируя «помешивание». Постепенно увеличивать темп движений.

Игры с фасолью

Вам потребуются: черная и белая фасоль, миска, два стаканчика разного цвета (белый и красный)

Исходное положение: сидя за столом. Смешайте черную и белую фасоль в миске и поставьте перед ребенком. Два стаканчика  находятся справа и слева от миски.

Предложите ребенку правой рукой взять из миски белую фасоль и опустить ее в стакан белого цвета, левой рукой взять из миски черную фасоль и опустить ее в стакан красного цвета. Чередуйте движения рук – правой и левой, сортируя фасоль, затем выполнять упражнение двумя руками одновременно.

Ритмическая игра с тарелками

Слово и движение– вот те источники, из которых родилась музыка. Главный принцип работы – использование всего простого, элементарного, доступного детям. Использование элементарных музыкальных инструментов (звуков тела – шлепков, щелчков, хлопков, притопов и простейших шумовых инструментов, в том числе и самодельных) вносит в занятия разнообразие и необычность.

Цель: Развивать ритмический слух и внимание.

Задача: Соблюдать чёткий ритм, темп.

Описание: ставятся в линию 4 тарелки, пустые тарелки – молчим, апельсин в тарелке – хлопок, яблоко – два хлопка.

Можно усложнить добавив  – шлепок по столу.

    Так же очень полезно рисовать двумя руками одновременно. Вашему вниманию я предлагаю книгу- тренажер – Трясорукова « Развитие межполушарного взаимодействия у детей».


Е.А.     - Таким образом, я вам представила лишь некоторые игры по нейрогимнастике, которые благоприятно влияют на межполушарные связи, и воздействуют на мозговые структуры. Нейрогимнастикой полезно заниматься и взрослым для улучшения работоспособности, профилактике болезни Альцгеймера.

Заканчивая мастер-класс, хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, что любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно если это координированные движения.

Спасибо за внимание!

презентация

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.