Родительское собрание «Безопасные каникулы»
Задачи:
- обозначить возможные опасности для ребенка в период летних каникул;
- сформировать у родителей чувство ответственности за безопасность своего ребенка;
- отметить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей во время летних каникул.
Материалы:
- брошюры для родителей с правилами безопасного поведения во время летних каникул;
- изображение дерева и стикеры-яблочки для рефлексии в конце собрания.
Ход собрания
Вступительное слово учителяУчитель: Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада, что вы нашли возможность сегодня присутствовать на нашем собрании. Приближается лето и актуальным стает вопрос, как обеспечить безопасность нашим детям в период летних каникул, ведь мы всегда испытываем особую тревогу за них. Каждый ребенок может попасть в какую-либо жизненную ситуацию, в которой он растеряется и не сможет найти выход. И наша с вами задача, сделать все возможное, чтобы сохранить здоровье детей во время каникул и по возможности, обеспечить им полную безопасность. Сегодня мы постараемся разобраться в этом вопросе, и я предлагаю для начала ответить вам на вопрос «Что же такое безопасность?»
Выслушать ответы родителей
Учитель: да, прежде всего, это умение правильно вести себя в различных ситуациях, причем, не просто зная правила и нормы поведения, а применяя эти знания на практике. А как вы считаете, какова роль взрослых в обеспечении безопасности и здоровья своих детей? Или что должны делать взрослые, чтобы обеспечить эту безопасность?
Выслушать ответы родителей
Учитель: Уважаемые родители, давайте теперь все обобщим и сделаем выводы о том, что необходимо делать взрослым по отношению к детям:
1. Со стороны родителей и педагогов дать детям знания об общепринятых нормах безопасного поведения во время летних каникул.
2. Научить детей адекватно действовать в любой обстановке, осознанно воспринимая ситуацию. Помочь школьникам в овладении основными правилами поведения дома, на улице, в транспорте, в парке, на природе, у водоемов.
3. Развивать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
4. Собственным примерным поведением демонстрировать детям как выходить из любых, даже самых сложных ситуаций.
5. Очень важно выдвигать единые требования со стороны педагогов и родителей, поскольку разные требования могут вызвать у ребят растерянность.
Учитель: Уважаемые родители, я предлагаю вам небольшую игру. Мне нужны двое добровольцев, задание не сложное, справится любой.
Выходят двое родителей
Учитель: Суть игры очень простая. Одному участнику мы завяжем глаза, и он должен будет пройти определенный маршрут, но не самостоятельно, а под руководством второго участника.
Учитель дает маршрут движения участникам. Проводится игра.
Учитель: Теперь поделитесь с нами, кто какие чувства испытывал при проведении нашей игры? Давайте начнем с участника с завязанными глазами.
Выслушать впечатления участника с завязанными глазами
(возможно участник испытывал неуверенность и страх, или, наоборот, спокойствие, потому что был уверен в своем проводнике)
Учитель: А какие чувства испытывал тот участник, который направлял и контролировал весь процесс? (ответственность, тревогу за партнера)
Выслушать второго участника игры
Учитель: А как вы думаете, если взять отношения «родитель – ребенок» кто какую роль будет выполнять?
Родители приходят к выводу, что ребенок – это тот самый участник с закрытыми глазами, а родитель является его наставником и проводником, направляющим по нужному маршруту.
Учитель: Я с вами полностью согласна. Мы стараемся заботиться о своих детях, беспокоимся за них, контролируем каждый шаг и пытаемся направить их в нужное русло. Но наши дети становятся старше, и мы должны понимать, что невозможно будет их контролировать всю жизнь, а значит, нам необходимо уже сейчас приучать их к самостоятельности и выработать у них навыки безопасного поведения.
Мне хочется немного остановиться подробнее на том, какие опасности могут подстерегать ребенка во время летних каникул и что необходимо при этом делать взрослым, чтобы избежать неприятностей.
1. «Безопасность ребенка во время летних каникул на улице»
Летом тепло, поэтому большую часть времени в это время года дети предпочитают проводить во дворе. Если вы отпускаете ребенка самостоятельно кататься на велосипеде во дворе дома, то перед этим необходимо просмотреть, нет ли во дворе потенциально опасных мест. Далее следует договориться с ребенком, где именно он будет кататься, куда ему нельзя уезжать и самое главное, чтобы он был внимательным на дороге, потому что во дворах часто проезжают машины. Научите ребенка быстро реагировать и предпринимать необходимые меры, чтобы не попасть под колеса автомобиля. Умение договориться с ребенком о безопасном поведении и соблюдение им этой договоренности - основа уличной безопасности.
Существуют основные общие правила, которые следует знать каждому ребенку:
1. Не выходить на улицу без взрослых или только с их разрешения.
2. Не играть на тротуаре около проезжей части.
3. Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора.
4. Быть внимательным, но не трусливым.
5. Хорошо ориентироваться в районе своего дома.
6. Гуляя по тротуару, не приближаться к кустам и дверям, и не прижиматься близко к проезжей части.
7. На улице вести себя спокойно, не привлекая лишнего внимания.
Что касается безопасного поведения на улице, то остается только добавить, что не стоит пренебрегать правилами безопасности! Изучайте их вместе с детьми и обязательно показывайте детям только положительные примеры.
Идем дальше. Следующая тема, которой необходимо уделить особое внимание – это безопасность на воде. Понятное дело, что в летний период люди стараются чаще выбираться на природу, где есть водоемы. Но мы с вами всегда должны помнить, что помимо радостных и положительных эмоций от водных процедур, детей могут подстерегать и различные опасные моменты. В это время родителям следует быть предельно внимательными. Поэтому очень важно знать правила поведения на воде всем членам семьи.
2. «Безопасность на воде летом»
- Не разрешайте детям купаться без вашего присмотра, особенно далеко заплывать на матрацах или надувных кругах.
- Отпускайте ребенка в воду только в специальном плавательном жилете.
- Не позволяйте детям играть в опасные игры в водоеме, когда, например, участники прячутся под водой и т.д. Такие развлечения могут плохо кончиться.
- Не разрешайте нырять в неизвестных местах водоема, поскольку на дне могут оказаться камни или ветки деревьев, часто приводящие к различным травмам.
- Следите за временем пребывания ребенка в воде, не допуская переохлаждения.
- Смазывайте кожу ребенка специальными солнцезащитными средствами, чтобы избежать солнечных ожогов.
- Обязательно надевайте ребенку головной убор.
3. «Безопасность на природе, в лесу»
Если у вас появилась возможность выбраться на природу в лес или парк, обязательно познакомьте детей с соответствующими правилами безопасности. Во-первых, следует помнить, что в таких местах обычно бывает много клещей, укусы которых опасны тяжелыми заболеваниями. Поэтому необходимо одевать ребенка в закрытую одежду, например, штаны и закрытую обувь. При этом брюки лучше всего заправить в резинку носков, тем самым закрыв насекомым доступ к коже ребенка. Еще лучше, если вы обработаете поверхность одежды какими-нибудь средствами от насекомых.
Объясните ребенку, что ни в коем случае нельзя трогать незнакомые грибы или кушать неизвестные ягоды, растущие в лесу, так как они могут быть ядовитыми.
Чтобы избежать укусов пчел, ос или шмелей, расскажите детям, что следует оставаться недвижимым, когда они поблизости.
Также не позволяйте ребенку близко подходить к диким животным, которые могут укусить его, в большинстве случаев, эти животные заразны.
Ну и, пожалуй, самое важное никогда не оставляйте детей без присмотра, ведь помимо всего вышеперечисленного, они могут заблудиться.
К сожалению, опасность может встретить ребенка где угодно. Но обговаривая с ним элементарные меры предосторожности, и следуя некоторым общим рекомендациям, мы можем снизить эти риски:
- Приучите детей всегда мыть руки перед едой.
- Старайтесь следить за свежестью продуктов, употребляемых в пищу, всегда мойте овощи и фрукты.
- Обязательно научите ребенка понимать сигналы светофора, предупредите об опасности, которую несет автомобиль.
- Расскажите детям о том, как безопасно кататься на качелях во дворе, даже если они «уже сто раз об этом слышали». К ним нужно подходить сбоку; садиться и вставать, дождавшись полной остановки; крепко держаться при качании и т. д.
- Детям необходимо знать и о правилах пожарной безопасности в летний период. Не позволяйте им самостоятельно разводить костры. Объясните опасность огненной стихии.
- Во время летних каникул соблюдайте питьевой режим, не допуская обезвоживания организма. Давайте ребенку очищенную природную воду без газа.
- Это были основные правила безопасного поведения во время летних каникул. Следование таким простым рекомендациям поможет обезопасить жизнь и здоровье вашего ребенка и позволит провести летние каникулы с максимальным удовольствием. А наша встреча подходит к концу, и я готова ответить на ваши вопросы.
Учитель отвечает на вопросы родителей, если таковые имеются.
- Я благодарю вас за продуктивную совместную работу, и надеюсь на наше дальнейшее сотрудничество. И напоследок, хотелось бы узнать, услышали ли вы на сегодняшнем собрании что-то полезное для себя. Для этого, мы приготовили специальное дерево, на которое вам необходимо разместить яблочки. Когда вы будете выходить из зала, пожалуйста, наклейте на дерево яблоко нужного вам цвета. Красное яблоко – если вам все понравилось, и вы извлекли что-то полезное из нашей встречи. Зеленое яблоко – если вы итак все знали, просто освежили все в своей памяти. Желтое яблоко – если вы зря потратили время, посетив наше собрание.
На этом у меня все, до новых встреч!