Родительское собрание "Формирование стрессоустойчивости школьников"

2
0
Материал опубликован 11 November в группе

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стресса и методами его профилактики.

Форма: психологическая беседа, тренинг.

Участники: родители учащихся, классные руководители.

Подготовительный этап:

пригласить родителей учащихся;

тематически оформить кабинет;

подготовить выставку литературы по теме собрания.

Оборудование: помещение для проведения собрания; высказывания о родителях и детях: листы и ручки для проведения опроса.


ХОД СОБРАНИЯ


(Ведущий предлагает родителям занять удобные места)

1. Приветствие родителей. Добрый день, уважаемые родители! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание. Мы неслучайно предложили вам сесть по кругу. В кругу проще вести открытый разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга.

Правила, которые при этом надо выполнять:

В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.

Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.

(Установка на общение)


2. Тематическое общение. Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что детям нужно уделять внимание. Но далеко не всегда удается побыть наедине со своим ребенком, пообщаться с ним, выслушать новости, принесенные из школы или детского сада. И нередко случается так, что лишь когда малыш уснул, мы вспоминаем, что был он каким-то вялым, грустным, не мешал смотреть любимый телесериал. «Ничего, расспрошу завтра», — утешаем мы себя. А завтрашний день приносит новые хлопоты и заботы... А ведь именно так можно проглядеть детский стресс.

Стресс — это не всегда плохо.

Стресс — это потрясение, реакция на раздражитель или стрессогенный фактор (в переводе с английского stress — это давление, нажим, напряжение). Стрессов бояться не следует, ведь человек нуждается в регулярных встрясках для ощущения всей полноты жизни и для того, чтобы его организм нормально функционировал. И просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает собраться, мобилизовать все силы на экзамене, во время визита к врачу, на публичных выступлениях или спортивных состязаниях. Но возможна и деструктивная реакция на аналогичные ситуации, при которых возникают растерянность, тревога, апатия. То есть опасным является не сам стресс, а патологическая реакция на него.

Далеко не всем известно, что стрессом можно назвать не только какое-то серьезное, драматическое или даже трагическое событие. Стресс может вызвать и жизнь в тяжелой безвыходной ситуации: сложные бытовые условия, материальные затруднения, перегруженность и хроническая занятость, постоянное недосыпание, череда мелких травмирующих событий (так называемая черная полоса). Поэтому даже взрослый человек не всегда отдает себе отчет в том, что находится в состоянии хронического стресса. Что уж говорить о том, если нечто подобное переживает ребенок.

Причины стресса у детей

Насколько применимо к малышу такое понятие, как «стресс»? Увы, в такой же мере, как и к взрослому. С той лишь разницей, что незрелая детская психика порой просто не в состоянии справиться с неприятностями без посторонней помощи. И многое зависит от отношения родителей к детским горестям и радостям, от того, насколько уважительно они относятся к личности малыша, сумели ли научить справляться с проблемами.

Стрессогенные ситуации у детей могут быть те же, что и у взрослых: потеря близкого человека, развод родителей, смена коллектива, переезд на новое место проживания... Вместе с тем существуют и сугубо детские проблемы, которые связаны с возрастными изменениями, учебой, отношениями с родителями, сверстниками, учителями.

Стрессу подвержены даже грудные дети. У них он проявляется в повышенной раздражительности, отказе от принятия пищи, неожиданном и резком нарушении общей картины сна. Среди причин могут быть болезнь, госпитализация, разлука с близкими людьми, нарушение режима кормления, неприятности, переживаемые родителями.

Дети от 6 до 12 лет подвержены стрессам, которые вызваны требованиями к ним и дома, и в школе. Типичные стрессогенные ситуации в этом возрасте: давление по поводу успеваемости, зависть, чувство соперничества со старшими братьями и сестрами, ссоры с родителями и друзьями, возрастные изменения в строении тела.

Особо чреват наличием юношеских потрясений подростковый возраст. Тинейджеры драматически переживают сложности в отношениях с противоположным полом, страдают от различных комплексов и заниженной самооценки, переживают из-за неприятия их определенной группой сверстников.

Как распознать стресс у ребенка?

К сожалению, вне зависимости от возраста определить наличие у детей стресса достаточно сложно. Ведь пока ребенок мал, он еще не в состоянии сформулировать свои проблемы, а когда становится постарше, то уже не считает возможным делиться ими со своими близкими. Поэтому родителям следует научиться распознавать косвенные признаки того, что ребенок находится в состоянии хронического стресса.

Итак, есть все основания заподозрить, что у вашего ребенка серьезные проблемы, если он стал раздражительным, неспокойным, у него преимущественно плохое настроение. Он может стать напряженным, тревожным, недовольным собой, склонным к необдуманным импульсивным поступкам. Иногда можно наблюдать проблемы в общении, непродуктивное распределение времени, агрессивное поведение, склонность ко лжи, проявления отчужденности («никому я не нужен, никто меня не любит»). Одновременно могут возникнуть проблемы с учебой из-за ослабления памяти, спутанного мышления, ухудшения способности концентрироваться. Бывает, что ребенок плохо спит из-за кошмаров или, напротив, страдает повышенной сонливостью. Нередки и такие признаки стресса, как потеря аппетита или, наоборот, склонность к перееданию; речевые нарушения; головные боли; расстройства пищеварения (запоры или поносы); сердцебиение; тошнота; повышенная утомляемость; потливость; неопределенные боли, не поддающиеся врачебной диагностике; склонность к аллергическим реакциям; частые простудные заболевания и инфекции.

Итак, рассмотрим несколько приемов и упражнений для формирования стрессоустойчивости у школьников.

1. Хорошие привычки. Научиться справляться со стрессом можно с малого, например, с выработки хороших привычек: соблюдать режим дня, полноценно высыпаться, делать зарядку и физические упражнения. Так, например, если ребенок просится гулять, а вы знаете, что у него сегодня тренировка и не сделаны уроки, то нужно с ребенком обговорить, что сначала требуется сделать все важные дела, чтобы потом до ночи не сидеть с уроками, ведь ребенок явно к этому времени устанет. Выработка таких простых привычек, как «сначала дела, а потом развлечение» поможет ребенку выработать правильный режим дня и не переживать из-за неподготовленных на завтра уроков. Родители учат ребенка планировать свой день. Можно это делать с помощью составленного совестно с ребёнком режимом дня. Нужно его красиво оформить и повесить на видное место, чтобы ребёнок в него регулярно смотрел и сверялся.

t1731303456aa.png






















2. Существует так же упражнения для эмоциональной раскачки. Детям нужно учиться раскрывать свои эмоции через проигрывание и моделирование ситуаций, например, покричать или искренне порадоваться. Это помогает ребенку становиться устойчивым к стрессу, так как выплеск эмоции нейтрализует стресс и развитие различных заболеваний как физического, так и психологического характера, дает ребенку освободиться от негативной составляющей, учит не зажимать эмоцию в себе, а дать ей выход.

Упражнение «Волшебные шарики». Данное упражнение направлено на снятие эмоционального напряжения. Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки... Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».

Упражнение «Покажи настроение». Взрослый сам показывает движение и просит изобразить ребенка настроение: «Полетаем, как бабочка, а теперь, как орел, походим, как маленький ребенок, а теперь, как старый дед. Поиграем, как клоун в цирке, а тепе, пробежимся по солнечной лужайке».

Игра «Что было бы, если бы». Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя(ев) которой отсутствует(ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.) Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

3. Умение управлять своими эмоциями. Важно учить детей владеть своими эмоциями. Для чего есть также ряд специальных упражнений. Ведь даже произнести одну и ту же фразу, например, «Я тебя ненавижу», можно с разными эмоциональными и смысловыми оттенками.

Упражнение «Мои лица»

Ведущий дает инструкцию: «Сейчас я вам раздам листы, на которых изображены лица. Дорисуйте картинки так, как предложено. А теперь поговорим о том, что у нас получилось.»

t1731303456ab.png







Упражнение «Фейерверк эмоций». Ведущий делит группу на подгруппы. Представителю каждой подгруппы предлагается вытащить бумажку с названием какой-нибудь эмоции. Эмоции — это душевное волнение, испытываемое человеком в какой-либо ситуации. Задание: каждая подгруппа должна изобразить эту эмоцию с помощью выразительных движений (это позы, жесты, мимика).

Упражнение «Эмоциональный скульптор» с детьми:

Делаем вместе с ребенком упражнение по отношению к невыгодной эмоции. Например, страх выступления.

Выписываем телесные признаки невыгодной эмоции. Например, голова опущена, спина согнута, руки сжаты.

Выписываем телесные признаки, на которые можно изменить признаки невыгодной эмоции. Например, поднять голову, выпрямиться, разжать руки.

Составляем график на неделю, пусть ребёнок каждый день выступает перед родителями с интересным докладом. После выступления ребенок отмечает галочками там, где удалось исправить.

t1731303456ac.pngНаграждаем ребенка после недели выполнения упражнения.





4. Внимание и реакции. Часто педагоги у современных детей выделяют рассеянность, невнимательность, неумение концентрироваться, сосредоточиться на предмете или явлении. Внимательность к деталям и окружающему миру в целом, умение в нужный момент правильно отреагировать, оценить ситуацию и исходя из этой оценки принять решение - навыки, которые также можно приобрести посредством упражнений.

Упражнение «Игра в тишину». К этому упражнению прибегают, когда дети слишком расшалились и их нужно успокоить, чтобы они сосредоточились, например, на домашнем задании. Его цель: дать ребенку понять, какое счастье - уметь слушать и контролировать свои движения, достигая высокой степени концентрации внимания.

Нужно попросить детей закрыть глаза или завязать их, прослушать звуки и постараться распознать их - звяканье ключей, скрип закрываемой двери, звук работы ножниц, шуршание мятой бумаги и т. д. В конце игры в тишину взрослый встает в другом конце комнаты и шепотом называет детей по именам. Дети сосредоточенно слушают и ждут своей очереди. Каждый, кого называют, начинает делать то, что сказано: сесть, встать, найти на ощупь игрушку, сделать какое-то упражнение. Но сделать все нужно как можно тише.

Упражнение «Бабушка из Бразилии». Все участники встают лицом в круг. Ведущий показывает движения и произносит определенные фразы. Задача участников – все за ним повторить.

Стоя прямо, держа руки по швам, бодро: «У меня в Бразилии есть бабушка!»

Повторить позицию 1, затем выставить вперед правую ногу, повернув стопу внутрь: «У нее вот такая нога!»

Повторить позиции 1 и 2, затем повернуть корпус так, чтобы левое (правое) плечо выдвинулось вперед, и выставить вперед локоть левой (правой) руки, спрятав кисть под мышку: «У нее вот такая рука!»

Повторить позиции 1, 2 и 3, затем наклонить голову на плечо и скривить рот: «У нее голова набок и рот кривой!»

Повторить позиции 1, 2, 3 и 4, затем, подпрыгивая в получившейся позе, громко: «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка в Бразилии!!!»


5. Способность саморегуляции. Важно ребенка научить контролировать свои действия и поступки и тогда ему легче будет справиться со стрессом.

Упражнение «Клубочек». Упражнение обучает ребенка саморегуляции. Ребенку предлагают смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый по секрету говорит ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только его начинаешь сматывать, сразу же успокаиваешься.

Когда игра станет для ребенка привычной, он сам начнет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся». Можно при сматывании читать стих или петь песню.

Упражнение «Маленькая птичка». Упражнение направлено на развитие мышечного контроля и саморегуляции.

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку или другого зверька. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно уже не использовать игрушку, а просто сказать ребенку: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

А теперь давай пройдет тест и посмотрим в каком эмоциональном состоянии Ваш ребенок.


Тест для родителей «Ваш ребенок болен неврозом или может заболеть им?»

(Каждый пункт оценивается в 2 балла, если указанные симптомы выражены и тем более возрастают в своей интенсивности в последнее время. Если указанные проявления встречаются периодически, то оцениваются в 1 балл. При их отсутствии ставится 0 баллов)


Болезнь уже есть или возможна, если ребенок:

Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу;

Чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться;

Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть;

Часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний;

Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно;

Все больше грустит и печалится без видимой причины;

Много бесцельно манипулирует предметами (вертит в руках ручку, листает книгу и т.п.);

Долго не засыпает, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром;

Становится повышено возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий;

Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях;

Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках;

Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время;

Все труднее найти с ним общий язык, договориться; становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя;

Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи;

Снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает школу.


РЕЗУЛЬТАТ:

Набор от 20 до 30 баллов означает: невроз у вашего ребенка несомненен.

15—20 — он был или будет в ближайшее время.

10—15 баллов говорят о нервном расстройстве, не обязательно достигающем стадии заболевания.

5—10 баллов требуют от вас быть более внимательным к нервной системе ребенка.

Ниже 5 баллов — отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей вашего ребенка.




Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку избавиться от стресса?

В этой ситуации не помогут ни целители, ни экстрасенсы. Помимо специальных, научно разработанных методов психотерапии самим родителям нужно провести определенную психологическую работу над собой. О том, что это не так легко, как покажется с первого взгляда, можно сделать вывод, ознакомившись с нижеследующими рекомендациями. Итак, чтобы ваш ребенок вылечился от невроза, вам нужно предпринять следующее.


1. Стараться быть частью жизни своего ребенка. Откликаться на его проблемы, принимать участие в их решении.

2. Доверять своему ребенку.

3. Жертвовать своими интересами во имя ребенка.

4. Не жалеть времени и средств на воспитание и образование ребенка.

5. Стараться быть авторитетом для своего ребенка.

6. Самосовершенствоваться.

7. Стараться быть гибкими в воспитании ребенка. Не быть чрезмерно формальными и принципиальными.

8. Контролировать свои чувства и поступки.

9. Не использовать диктат в общении с детьми.

10. Быть терпеливыми и последовательными.

11.Постараться, чтобы отношения между супругами в семье (даже бывшими), не отражались на психическом здоровье ребенка.

12. Позаботиться о своем психическом здоровье.


Только с учетом всех этих рекомендаций можно обеспечить надежный эффект освобождения вашего ребенка от невротического заболевания и недостатков характера.


Теперь предлагаю обсудить, что Вам понравилось во время нашего собрания? Что вызвало непонимание? Как сделать наши встречи еще комфортнее и полезнее?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.