Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций»
Родительское собрание
«Разрешение конфликтных ситуаций»
Круглый стол
1 выступление классного руководителя:
Конфликт — одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной. «Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».
КОНФЛИКТ РЕАЛЬНЫЙ противоречие, разногласие в интересах, желаниях, стремлениях, нарушающее нормальное взаимодействие людей, мешающее достигать цели и приводящее к противоборству. Разрешение такого конфликта направлено на достижение определенного результата — устранение противоречия.
НАДУМАННЫЙ (НЕРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ) целью конфликтующих сторон является выражение отрицательных эмоций, выяснение отношений, а не устранение реального препятствия, противоречия. Конфликт здесь лишь повод обидеть, уязвить, унизить собеседника; зачастую, если спросить у конфликтующих: «Что вы реально хотите выяснить, чего добиться?», то они сами не могут ответить на этот вопрос.
2 выступление учащихся:
Существуют разные виды конфликтов:
Межличностный конфликт. (Пример такой ситуации – ссора между мужем и женой, ребенком и родителем, между друзьями).
Конфликт между личностью и группой. (Пример такой ситуации – конфликт между подчинёнными и руководителем, личность и коллектив предприятия и т.д.).
Межгрупповой конфликт. (Пример такой ситуации – профсоюз и администрация предприятия, родители и дети, два отдела в фирме и т.д.)
3 выступление родителей:
Причин возникновения конфликтов масса – от социально-экономической обстановки в стране до дурного настроения. Наверняка вы замечали, что в плохом настроении вы чаще допускаете грубые выражения, можете и голос повысить. А кто-то на это может обидеться, вот вам и начало конфликта. Поэтому перечислить все предпосылки для развития конфликта невозможно, да конфликтологи и не стараются это делать, предпочитая оперировать группами причин возникновения конфликтов.
Объективные причины. К ним относят столкновение интересов разных людей, слабое использование процедур разрешения противоречий, недостаточная разработанность этих процедур.
Организационно-управленческие причины. Эта группа относится к рабочим конфликтам. Сюда входят неэффективная организация работы в компании (отсутствие необходимых внешних и внутренних связей), несоответствие работника занимаемой должности, ошибки подчиненных и руководителей, допущенные в процессе работы.
Социально-психологические причины. Они порождают конфликты в ситуациях, когда нет сбалансированности в исполнении своих ролей (начальник разговаривает с вами, как с ребенком, хотя сам от вас по возрасту и по развитию недалеко ушел), неправильная оценка результатов своей деятельности и т.д.
Личностные причины конфликтов. Это такие факторы, как особенности характера человека (холерики, конфликтные люди чаще являются инициаторами конфликтных ситуаций), неадекватная оценка своих возможностей, недостаточная социальная адаптированность и прочее. Эта группа чаще всего является причиной бытовых конфликтов.
4 выступление экспертов:
В психологии выделяют всего пять обобщенных способов выхода из конфликтов. Интересно, что каждому человеку чаще всего свойственны 1 или 2 способа, остальными он почти не пользуется. А жаль. Потому что каждый из вариантов имеет свои преимущества - конечно, только для определенных ситуаций. И если овладеть всеми способами и удачно их использовать, то жизнь может превратиться в успешную партию в шахматы.
1. Настойчивость (принуждение) - удовлетворение собственных интересов из-за принуждения других принять вашу точку зрения. Эта стратегия может быть эффективной, если:
ситуация требует мгновенного реагирования
вы имеете авторитет или полномочия для принятия этого решения
результат для вас чрезвычайно важен.
2. Приспособление (покладистость) означает готовность отказаться от собственных интересов ради сохранения отношений. Это эффективно, если:
отношения намного важнее причин конфликта
результат для другого человека важнее, чем для вас
вас не очень волнует эта ситуация
у вас недостаточно шансов для победы
вы не правы.
3. Отход (отступление) - это стратегия 'страуса', который не решает проблемы. Она также может быть полезной, если:
у вас недостаточно аргументов или власти для желаемого разрешения конфликта
вам нужно выиграть время
результат для вас не важен и не стоит тратить силы
попытка разрешить ситуацию может обострить конфликт
ситуация со временем может решиться сама.
4. Компромисс - стратегия, с помощью которой участники конфликта приходят к согласию через взаимные уступки и удовлетворение своих интересов только частично. Ее стоит использовать, если:
участники имеют противоположные интересы и равные шансы выиграть конфликт
вас удовлетворяет временное решение
в данной ситуации лучше получить хоть что-то и сохранить нормальные отношения
вы можете изменить для себя начальную цель.
5. Сотрудничество имеет целью удовлетворить интересы всех участников конфликтной ситуации, но может требовать много времени для решения проблемы. Эффективность этой стратегии проявляется, если:
решение проблемы и удовлетворение интересов важно для всех сторон
отношения между участниками конфликта длительные и тесные
есть время для работы над проблемой
участники могут объяснить свои интересы и выслушать других
все участники могут и хотят решить проблему 'на равных'.
Тест «Конфликтный ли вы человек?»
Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете.
Я обычно спокойно переношу самодовольных людей, даже когда они бахвалятся:
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;
Я подозреваю людей, которые проявляют чрезмерное дружелюбие, в коварстве:
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;
Если кто-либо на меня сердиться, я:
а) постараюсь успокоиться; б) рассержусь сам; в) затрудняюсь ответить.
Я считаю, что нет совсем плохих людей. Нужно постараться каждого понять, и он ответит добром: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Когда мною командуют, я нарочно поступаю наоборот:
а) именно так; б) так не бывает; в) затрудняюсь ответить.
Если руководство меня в чём-то упрекает, то, как правило, только за дело:
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Иногда я выдаю шутку (даже глупость), чтобы людей удивить и посмотреть, как они будут реагировать: а) случается; б) никогда; в) затрудняюсь ответить.
Я тщательно продумываю, как повлиять на товарищей, чтобы они помогли достигнуть моей цели: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Если моё удачное замечание осталось незамеченным, я: а) не повторяю; б) повторяю его снова; в) затрудняюсь ответить.
Меня огорчает, если обо мне говорят дурно без всяких оснований: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Обработка результатов.
Два балла присуждается за ответы «а» в вопросах 2, 5, 7, 8, 10 и ответы «б» в вопросах 1, 3, 4, 6, 9.
3а ответы «в» присуждается один балл.
От 6 до 12 баллов – человек достаточно гибок, но меняет отношения с трудом, скорее в лучшую сторону. Открыт для компромиссов, но прежде, чем установить дружеские отношения, изучает партнёра.
От 13 до 19 баллов – осторожен, подозрителен. Всегда ожидает конфликта, умеет управлять окружающими, но плохо ориентируется в психологии.
От 20 баллов и выше – человеку очень трудно ладить с людьми, для него конфликт – это образ жизни.
Родители и учащиеся разыгрывают конфликтные ситуации и находят пути выхода, эксперты и классный руководитель оценивают.
1) Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”
- Ваше решение в подобной ситуации?
2) Друг взял у тебя ценную вещь и обещал вернуть. Но нечаянно сломал ее. Назревает конфликт. Что делать?
3) После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать” .Как поступить в такой ситуации?
4) Вы решили распределить поручения в классе, но не можете решить, кто будет, что делать. Назревает конфликт. Что делать?
Игра «Король»
Цель: предоставление детям возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая
Инструкция: Кто из вас когда – нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете побыть королем. Не на всегда, конечно, всего лишь на пару минут. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король. Естественно, король не может отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы нему кланялись, чтобы ему подавали и т. д. кто хочет стать первым королем?
Со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За 1 раз в роли могут быть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, все вместе обсуждаем полученный опыт.
- Как та чувствовал себя, когда был королем?
- Что тебе больше всего понравилось в роли?
- Легко ли отдавать приказы?
- Что ты чувствовал, когда был слугой?
- Когда королем был …, он был добрым или злым королем?
Игра «Добрый волшебник»
Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками
Инструкция: «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону! Замените традиционный вопрос “Кто виноват?” на другой “Как нам быть?”
Памятка выхода из конфликтных ситуаций
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя останавливаться.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
“От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви – километры шагов”.