Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций»
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание |
«Разрешение конфликтных ситуаций». |
Цель |
Способствовать установлению и развитию отношений понимания и сотрудничества между родителями и детьми. |
Задачи |
1.Рассмотреть с родителями понятие «конфликт» и познакомить с кодексом поведения в конфликтной ситуации. 2.Продолжить формирование у родителей установок на сотрудничество со своими детьми. 3.Рассмотреть стили семейного воспитания и продуктивную стратегию общения родителей и детей. 4.Способствлвать формированию культуры взаимодействия родителей и детей. 5. В ходе совместной работы по теме собрания способствовать сплочению родительского коллектива. |
Участники собрания |
классный руководитель, родители обучающихся или лица, их заменяющие. |
Тип мероприятия |
родительское собрание. |
Продолжительность мероприятия |
60 мин. |
Форма проведения собрания |
информационно-аналитический лекторий с элементами практикума и дискуссии. |
Технология организации дискуссии на собрании |
Технология «Алфавит» |
Ожидаемые результаты |
1.Родительское собрание поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы. 2.Будет способствовать сплочению родительского коллектива. 3.Поможет понять причины конфликтов и способы их решения. |
Время проведения |
Вторая или третья четверть. |
Подготовительная работа к собранию |
1.Изучение психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания. 2.В течение четверти провести тестирование детей и родителей. Обработать результаты тестов. 3. Выставка «Наша дружная семья». 4. Подготовить презентацию. |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, презентация, гелиевый шарик, свеча, лист ватмана, маркеры. |
Структура собрания.
Этапы |
Деятельность, способы, приемы |
Продолжительность |
Организационная часть |
1.Вступительное слово учителя. 2. Упражнение «Поделись хорошим настроением»! |
10 мин. |
Основная часть |
1. Дискуссия «Что такое конфликт?» Проводим согласно этапам технологии «Алфавит». 2. Лекция. 3. Упражнение «Свеча». 4.Упражнение «Любовь» |
45 мин. |
Итог. Рефлексия |
Заключительное слово учителя. |
5 мин. |
Содержание.
Оформление кабинета. Выставка «Наша дружная семья»: родословная, мир увлечений, заслуги, награды, семейные праздники, отдых, традиции в фотографиях, рисунках, сувенирах, альбомах. Перед началом собрания предложить родителям познакомиться с экспонатами выставки.
1. Ритуал приветствия. Установление контакта с родителями.
Упражнение «Поделись хорошим настроением»!
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада встречи с вами и поэтому у меня отличное настроение, похожее на этот яркий и красивый шарик. Показывает воздушный шарик. Представьте – это мое настроение и я готова поделиться им с вами. Учитель передает шарик одному из родителей и говорит что-нибудь хорошее про его ребенка. И так по кругу. Информация о ребенке должна быть короткой и только положительной.
Примеры.
1. Таня лучше всех написала контрольную работу по математике.
2. Денис отлично организовал генеральную уборку кабинета.
3. Лена прекрасно спела песню на школьном концерте.
4. Андрей победил в спортивных соревнованиях.
5. Анна помогла мне провести классный час.
Возможно, кто-то из родителей тоже захочет сказать что-то доброе присутствующим на собрании.
Учитель. (Шарик вернулся в руки учителя). Я вижу улыбки на ваших лицах, настроение улучшилось, и я могу начать общение с вами.
Ваш контакт с ребенком очень похож на этот легкий воздушный шарик. Одно неловкое движение, одна маленькая ошибка и тонкая нить, связывающая вас, выскользнет из рук и шарик улетит. Отношения между родителями и детьми, как известно не лишены конфликтов. Как избежать ошибок? Не оттолкнуть от себя? Во время помочь своему ребенку? Не допустить конфликта? В этих вопросах нам сегодня предстоит разобраться.
2. Основная часть.
а) Дискуссия «Что такое конфликт»? Для организации дискуссии используем технологию «Алфавит».
На доске вывешивается лист ватмана со словом «Конфликт» и буквами алфавита.
Учитель. Так как противоречия между родителями и детьми существуют всегда, надо понимать, что конфликты будут возникать постоянно, надо лишь научиться их разрешать. Поэтому, прежде всего надо знать, что такое конфликт. Попытаемся совместными усилиями разобраться с этим понятием.
Первый этап. Смыслотворчество.
Родители предлагают слова, начинающиеся с определенной буквы алфавита, раскрывающие смысл понятия «Конфликт». Учитель вписывает маркером в каждую строку с соответствующей буквой предложенное слово.
Например, так может быть заполнена карта с понятием «Конфликт».
БУКВА |
СЛОВО |
А |
Агрессия, апатия, антипатия |
Б |
Борьба, боль |
В |
Вражда, война |
Г |
Гнев, грусть |
Д |
Драка, душевная боль |
Ж |
Жестокость |
З |
Злость, заболевание |
И |
Инцидент |
К |
Кризис, крах |
Л |
Личная неприязнь и т.п. |
М |
Моральное подавление |
Н |
Ненависть |
О |
Обида, оскорбление, опасения |
П |
Противостояние, противоречие, проблема |
Р |
Разлад, раздор, раздражение, разногласия |
С |
Страх, скандал, спор, ссора, столкновения |
Т |
Травма, тревожность |
У |
Упреки, ультиматум, угроза |
Ф |
Физическое подавление, физические наказания |
Х |
Хандра |
Ч |
Чувство неприязни и т.п. |
Ц |
Цели противоположные |
Э |
Эмоции, эмпатия, эгоизм |
Я |
Ярость |
Второй этап. Аналитический.
На этом этапе родителям предлагается из всех записанных на карте слов выделить три, которые наиболее отражают сущность понятия «Конфликт». После того как отмечен выбор всех участников, учитель называет слова получившие большее число выборов и подчеркивает их маркером. Выделенные понятия - это мнение группы о сущности понятия «Конфликт».
Третий этап. Мини – итоги.
Учитель. Подведем итог нашей совместной работы. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.
Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.
Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.
Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.
б) «Причины конфликта».
Учитель. С чего начинается разрешение конфликта? Прежде всего, с установления причин конфликта. Я предлагаю Вам рассмотреть таблицу и выяснить, что заставляет родителей и детей вступать в конфликтные отношения.
Работа с таблицей. Обсуждение. Можно использовать результаты анкетирования и тестирования детей и взрослых по данной теме.
Например, ответы учеников на вопрос «Чего ты хочешь от мира взрослых»?
Таблица «Причины конфликта».
Что подталкивает подростков к конфликтам? |
Что заставляет родителей вступать в конфликтные отношения с детьми? |
Кризис переходного возраста; Стремление к самостоятельности и самоопределению; Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения; Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми. |
1. Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым; 2. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы; 3. Ребенок не оправдывает родительских ожиданий; 4. Борьба за собственную власть и авторитетность; 5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка. |
в) «Стили семейного воспитания».
Учитель. Существуют различные стили семейного воспитания: демократический, авторитарный, либеральный. Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями скалываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально.
1. Родители всегда объясняют мотивы своих требований.
2.В ребенке цениться как послушание, так и независимость.
3.Родители устанавливают правила и твердо проводят их в жизнь.
4.Родители прислушиваются к мнению ребенка, но не исходят только из его желаний.
5.Родители признают в ребенке личность, уважают его мнение.
Авторитарные и либеральные типы отношений родителей с детьми дают плохие результаты.
При анонимном анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что 80% процентов родителей используют физические наказания. Каждый год до 50 тысяч детей убегают из дома. Став взрослым, человек воспроизводит родительский стиль общения со своим ребёнком как естественный. Так из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Но если с маленькими детьми такой стиль воспитания еще «проходит», то с подростками будут возникать серьезные конфликты. Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный период, а на первые годы жизни ребенка. К старшим классами стиль взаимоотношений с родителями сложился, и «отменить» эффект прошлого опыта невозможно.
г) Упражнение «Свеча».
Учитель. Исходы конфликтов могут быть разные, но в любом случае конфликт представляет собой травмирующую ситуацию.
Упражнение «Свеча». Учитель зажигает свечу.
«Огонь по-разному звучит вокруг,
То он несется, вскидывая пламя,
То затухает, прячась в глубину…»
Учитель. Конфликт можно сравнить с действием огня. Я подношу руку к пламени и чувствую нарастающее тепло. Я не смогу держать руку близко, огонь обжигает ее. Огонь может уничтожить все, превратить в пепел. Так получается и в жизни. Когда участники конфликта охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает. Еще никому ничего не удавалось доказать с помощью скандала. Но костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров.
Учитель накрывает пламя свечи стаканом, и огонь прекращает гореть.
Посмотрите, как легко я это сделала. Надо только захотеть!
д) «Кодекс поведения в конфликте».
Разрешить конфликт – это значит найти решение, приемлемое для обеих сторон. Существует кодекс поведения в конфликте.
1. Дайте своему ребенку «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним будет трудно и невозможно. Во время его «взрыва» ведите себя спокойно, уверено, но не высокомерно.
2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Главное чтобы ваши вопросы, комплименты, просьбы, воспоминания переключили сознания вашего ребенка с отрицательных эмоций на положительные.
3. Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию.
е) «Способы выхода из конфликта».
А теперь рассмотрим некоторые способы выхода из конфликта:
Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других.
Третейский суд - найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.
Анализ ситуации - осознать право на существование иной точки зрения.
Компромисс - умение идти на взаимные уступки и сотрудничество. Компромисс - это продуктивное разрешение конфликта с максимальным удовлетворением интересов всех сторон.
«Психологическое поглаживание» - проявление любви и ласки.
3. Итог.
Чтобы ваше общение с ребенком приносило вам радость, чтобы между вашими детьми и вами всегда было взаимопонимание покажите, как вы их любите. Любовь к ребенку еще не навредила ни одному из нас. Любви не может быть много! Помните: какими бы не были отношения у вас с вашими повзрослевшими детьми, они могут стать лучше.
Упражнение «Я люблю своего ребенка»
Учитель. А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка. Скажите: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы ни поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю его, даже если его поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».
4. Рефлексия. Учитель зажигает свечу.
Учитель. Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши конфликты и ссоры, печали и невзгоды. Я хочу, чтобы тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.
А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу! Вздохните и дружно погасите свечу.
Источники.
Дементьева Ирина Михайловна
Забелина Маргарита Владимировна
Телепенина Татьяна Федоровна
Забелина Маргарита Владимировна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Забелина Маргарита Владимировна
Евгений Алексеевич
Забелина Маргарита Владимировна
Евгений Алексеевич
Забелина Маргарита Владимировна
Евгений Алексеевич
Забелина Маргарита Владимировна
Джиоева Лейла
Забелина Маргарита Владимировна