Родительское собрание на тему «Опасная мода подростков: снюс»
Авторы:
Порофиева Наталья Юриевна
Педагог-психолог
МБОУ «Верхнетоемская СОШ»
с. Верхняя Тойма, Архангельская область
Бодякина Мария Анатольевна
Социальный педагог
МБОУ «Верхнетоемская СОШ»
с. Верхняя Тойма, Архангельская область
Родительское собрание на тему «Опасная мода подростков: снюс»
Цель: повышение родительской компетентности в вопросах употребления психоактивных веществ детьми и подростками.
Задачи:
Расширить знания родителей (законных представителей) о причинах, признаках и последствиях употребления снюсов.
Определить пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для профилактики употребления ПАВ.
В ходе собрания родители получат следующие знания:
что такое снюс, и в чём опасность употребления никотин содержащих леденцов;
как распознать, что ребёнок подсел на снюс;
что делать, чтобы предотвратить употребление ПАВ ребёнком.
Умения:
выступать на публике, отстаивать свою точку зрения.
Навыки:
работы в группе, сотрудничества и взаимообщения.
Оборудование и материалы:
компьютер; мультимедийный проектор; колонки; экран; презентация; видеоролик; ручки; маркеры; маркерная доска; листы к упражнению «Мифы и реальность», памятки для родителей.
Подготовка к проведению собрания:
К собранию готовятся листы для упражнения «Мифы и реальность», распечатываются памятки для родителей. Мероприятие проходит в аудитории, где столы поставлены так, чтобы родители могли работать в группах. Перед началом собрания родители заходят в аудиторию и рассаживаются в группы по желанию. На столах уже приготовлены чистые листы бумаги, фломастеры, ручки.
Используемые методы и приёмы:
Данное собрание построено на основе применения активных и интерактивных методов, которые позволяют вовлечь в процесс обсуждения всех участников (работа в группах, мозговой штурм, интерактивная лекция). Родители выступают активными и равноправными участниками собрания, что способствует лучшему усвоению психолого-педагогических знаний по рассматриваемому вопросу. В конце родительского собрания проводится рефлексия с целью получения обратной связи от родителей.
Конспект мероприятия
Вступительное слово. Актуализация темы собрания
- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на нашем родительском собрании.
СЛАЙД 2
- Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов жизни. Именно в этот промежуток человек решает сложнейшие задачи своей жизни. На первый план выходят проблемы в поиске признания, общения, самоутверждения. Подросток занят поиском своего места среди сверстников, выбором интересов, перспектив и планов.
В этот период происходит и физиологические изменения. Стремительно меняется тело, идёт бурная гормональная перестройка организма, часто меняется настроения. Порой всё это делает жизнь просто невыносимой. Эти естественные обстоятельства перехода от детства к юности, от опеки к самостоятельности делают подростка податливым и склонным к экспериментам.
В своем необузданном желании отделиться от семьи, освободиться от контроля со стороны взрослых подростки склоняются к нарушению правил и догм общественной морали.
Мозговой штурм «Опасные увлечения подростков»
Цель: показать актуальность рассматриваемой темы, настроить родителей на серьёзный разговор.
- Предлагаем вам в режиме «мозгового штурма» назвать опасные увлечения подросткового возраста.
(Ведущие на маркерной доске записывают предложенное родителями и дополняют информацию)
самоповреждающее поведение, суицид;
курение;
наркотики;
употребление алкоголя;
зацепинг - это способ передвижения на поезде, при котором человек цепляется к вагонам снаружи за различные поручни, лестницы, подножки и другие элементы;
руфинг- «крышолазание», проявляется в желании посмотреть и пофотографировать с крыш высотных зданий, и домов
планкинг - это модный флешмоб, который заключается в том, чтобы лечь в необычном месте лицом вниз и заснять это на фото или видео;
бейскламбинг - подъём на большую высоту без страховки;
паркур- «рациональное» перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий (стен, лестниц и так далее). Сочетает в себе множество довольно сложных и опасных трюков: кувырки, прыжки с опорой на руки;
«собачий кайф»;
кибербуллинг;
электронные сигареты;
спайс - курительная смесь;
ранние половые связи;
секстинг - отправка интимных фото или видео через социальные сети или мессенджеры и т.п.
- В последнее время появилось новое модное увлечение молодёжи – снюсы.
Информация «Что такое снюсы»
Цель: расширить знания родителей о психоактивных веществах.
СЛАЙД 3
- Снюс – это бездымный табачный продукт, его нет необходимости прикуривать или курить, вдыхать дым, он выпускается в различных формах и применяется как жевательный или сосательный табак. Снюс в виде порционных пакетиков или рассыпного табака помещают между десной и верхней (иногда нижней) губой на 5 – 30 минут для того, чтобы никотин всасывался в кровь и поступал в организм, минуя гортань и легкие. Но, это вещество не является только табаком.
СЛАЙД 4
- В его состав входит табак, вода как увлажнитель, сода для усиления вкуса и соль или сахар как консервант. В некоторые смеси для дополнительного аромата добавляют эфирные масла листья других трав, кусочки ягод и фруктов. Сейчас производители сменили состав популярного товара, заменив табак на чистый никотин.
Работа в группах «Мифы и реальность»
Цель: заставить родителей задуматься о том, что они знают о снюсах: какие факты являются реальностью, а что миф.Каждая группа получает лист с заданием «Мифы и реальность». Родители обсуждают утверждения в группах. Затем каждая группа высказывает своё мнение. В ходе диалога с родителями ведущий комментирует каждое утверждение. (Если есть интерактивная доска, то на слайде напротив каждого утверждения можно подписывать буквы М (миф) или Р (реальность).
СЛАЙД 5
- Задание: прочитайте представленные ниже утверждения и определите, соответствует каждое из них реальности или является ошибочным представлением, которое сложилось в обществе.
Снюс употребляют, чтобы избавиться от склонности к курению. (М)
Такой метод в прямом смысле опасен: медицинская эффективность снюса в борьбе с курением не доказана, высока вероятность приобретения дополнительной зависимости к уже имеющейся от традиционного курения.
Никпакеты не вы зывают привыкания. (М)
Так как в составе снюса есть никотин, от него так же формируется зависимость.
В одном пакетике может содержаться доза никотина в 2,5-4 раза превышающая дозу никотина в пачке сигарет. (Р)
Снюс менее вреден, чем обычные сигареты. (М)
Учитывая тот факт, что концентрация никотина в пакетиках снюса в десятки раз превышает таковые в обычных сигаретах, говорить о его какой-либо безопасности нельзя.
Те, кто используют снюс, рискуют заболеть раком слизистой оболочки рта и желудочно-кишечного тракта. (Р)
Широкий спектр заболеваний полости рта вследствие употребления некурительных (бездымных) табачных и бестабачных изделий: различные виды рака полости рта, разрушение зубов, эрозии, язвочки полости рта идо.
6. Употребление снюса не может привести к смерти. (М)
Первые случаи отравления снюсами, в том числе со смертельным исходом, в Российской Федерации уже зарегистрированы в Кировской и Вологодской области.
7. Снюс в России под запретом. (М-Р)
Раньше снюс был одним из видов бездымного табака. До декабря 2015 года в пакетики добавлялся жевательный табак, его закладывали под губу и рассасывали — таким образом никотин поступал в кровь.
Позже Госдума внесла поправки в закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и запретила «сосательный табак». Производители сразу же сменили состав популярного товара, заменив табак на чистый никотин. И снюсы опять оказались на прилавках и в школах.
8. Снюсы продаются в виде конфет, жвачек, зубочисток. (Р)
Это механизмы привлечения детей. Такой способ приёма никотина гораздо опаснее. Ведь подушечки дети всё-таки выплёвывают, а следенцами и мармеладом они будут получать полную дозу.Специально для подростков упаковку для снюса делают красочной, а сами подушечки приправили новыми ингредиентами.
9. Очень трудно определить, что ребёнок употребляет снюс. (Р)
Это действительно так. О симптомах и признаках, употребления ребёнком сноса мы поговорим позже.
Просмотр видео фрагмента «Последствия употребления снюсов»
Цель: расширить знания родителей о последствиях употребления снюсов.
- В Интернете идет мощнейшая рекламная кампания по продвижению снюсов и конфет с никотином с использованием эффективных маркетинговых ходов. Что самое ужасное, этот товар рассчитан на детей и подростков!» Отмечается и еще один факт. Снюс и конфеты с никотином производителями и продавцами продвигаются через сайты Интернета как «легкая и неопасная» продукция.
СЛАЙД 6
Видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=vQWhCT-BVO8
СЛАЙД 7
- Влияние никотина на психику:
Вялость
Раздражительность
Возбудимость
Агрессивное поведение
Снижение концентрации внимания
Ухудшение памяти
Снижение учебной продуктивности
Задержка умственного развития
Интерактивная лекция «Симптомы употребления ребёнком сноса»
Цель: акцентировать внимание родителей о симптомах употребления ребёнком снюсов.
- Как понять, что ребёнок принимает снюс?
СЛАЙД 8
- Жевательный табак «снюс» - особенно ароматический – практически не оставляет специфического запаха изо рта или от одежды, поэтому единственный прямой признак употребления снюса – наличие коробочки с табаком или порциальными пакетиками.
Но выявить зависимость от снюса можно и по косвенным признакам:
ПОВЕДЕНИЕ: частые движения лицевых мышц, характерные для жевания или рассасывания, лёгкое нервное возбуждение, перепады настроения, нетипичная раздражительность и тревожность, рассеянность и снижение учебных показателей, стал употреблять слова «шайба», «закинуться», «кинуть», «жохнуться», «торкнуло» и др.
ФИЗИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ:
ухудшение дыхательных функций,
раздражение слизистой оболочки глаз,
головные боли,
учащенное сердцебиение,
заложенность носа,
першение в горле, кашель,
потеря аппетита, головокружение и тошнота,
ухудшение мыслительных процессов, памяти,
снижение внимания.
СЛАЙД 9
Признаки отравления никотином
- Проявления зависят от степени тяжести отравления:
Лёгкое: слабость, головокружение, тошнота, бледность кожных покровов, жжение, боли во тру, в области пищевода и желудка. Повышенное слюноотделение. Иногда слюна с примесью крови.
Средней степени: присоединяется рвота; повышается температура, обильная потливость; головная боль, кожа ещё более бледнеет и становится холодной; тахикардия; сердечные аритмии. Наблюдаются и поведенческие расстройства, расстройства восприятия, бессонница; подавленность, нарушение походки.
Тяжёлое: развивается кома, полиорганная недостаточность, поражение почек, критическое нарушение дыхания и работы сердца.
Работа в группах «Пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для профилактики употребления ПАВ»
Цель: побудить родителей задуматься о взаимоотношениях с ребёнком, выработать правила эффективного общения с подростком.
- Итак, что же могут сделать родители, чтобы не допустить возникновения зависимости употребления ПАВ?
Родители обсуждают в группах, а затем представитель от каждой группы знакомит с результатами остальных.
Ведущий раздаёт родителям памятки и обращает внимание родителей на рекомендации по эффективному общению с подростками.
СЛАЙД 10
Что делать родителям?
- Важно спокойно поговорить и узнать:
что происходит с ребёнком,
что для него значит употребление снюса, в чём ценность такого поведения,
постараться спокойно и уверенно объяснить, чем это опасно,
обратиться за консультацией в медицинскую организацию
Родители могут снизить риски употребления ребёнком психоактивных веществ.
СЛАЙД 11
- Существуют разные факторы, которые положительно влияют на жизнь и здоровье подростка, защищая его от рискованного поведения. Назовем только некоторые, самые важные:
взаимопонимание и поддержка в семье, доверительные отношения с родителями;
хорошие отношения с преподавателями и сверстниками в школе;
самоуважение, высокая самооценка, знание себя, способность к самоанализу;
твердые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, развитое нравственное чувство;
оптимизм, чувство уверенности в будущем, стремление получить образование, найти хорошую работу;
отсутствие примеров злоупотребления алкоголем, курения, употребления наркотиков в окружении подростка;
рациональное отношение к рискам, умение преодолевать трудности.
Во многом эти факторы определяются родителями, их собственным поведением и отношением к детям.
Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: подвести итоги собрания, установить обратную связь, выяснить мнение родителей по рассматриваемой теме собрания.
- Итак, уважаемые родители, подведём итоги нашего собрания. Нам бы хотелось узнать, насколько полезно было то, что мы делали. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями с помощью цветных жетончиков:
КРАСНЫЙ - Считаю, что тема актуальна, узнал много полезного.
ЗНЛЁНЫЙ - Мне все это уже известно, ничего нового.
СИНИЙ - Не понравилось.
Источники информации:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BD%D1%8E%D1%81
https://35media.ru/news/2019/10/17/snyusy-i-konfety-s-nikotinom-nabirayut-populyarnost-u-detej
Видеоролик про никотиновые наркотики в школах https://www.youtube.com/watch?v=vQWhCT-BVO
Приложение 3. Буклет
буклет для родителей
DOCX / 591.64 Кб
Приложение 1. Презентация
Презентация
PPTX / 2.22 Мб
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна