12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Королёва Ольга Петровна158

-Добрый вечер, уважаемые родители! Расскажите сколько по времени ВЫ общаетесь со своим ребенком после работы? Чем интересуетесь? Какие отношения у Вас с Вашими детьми?

Очень часто мы своим собственным детям не говорим, что нужно верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности- есть великий и бесценный дар. Мы не имеем права забывать, что для ребенка самый действенный образец жизнелюбия или смертной скуки - это его родители.

Организация обсуждения причин возникновения вредных привычек

Классный руководитель. Привычка - вторая натура... как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычки – это действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. Каковы же причины появления вредных привычек в младшем подростковом возрасте?

Причины нарушения поведения и возникновения вредных привычек

Наибольшие трудности возникают при общении с подростками 12-17 лет. И это не случайно. Подростковый период характеризуется тем, что вчерашний ребенок вступает в процесс полового созревания. У ребенка формируется социально-психологическое отношение к окружающим, и в первую очередь к сверстникам, учителям, родителям; начинают довольно четко вырисовываться черты характера, складываются интересы, наклонности к той или иной деятельности, т. е. проявляются основы личности.

Становление характера и личностных свойств неразрывно связано со стремлением к самостоятельности, отсюда попытки освободиться от опеки родителей и старших, определить свое отношение к окружающему. Отсутствие жизненного опыта и еще нечеткая направленность стремлений и убеждений нередко создают для подростка целый ряд трудностей, в частности при общении с окружающими.

Самое важное в этот период - постараться воспитать в учениках независимость, способность отстаивать свое мнение, не идти на поводу у других.

Нужно формировать у ребенка критическое отношение к заманчивым предложениям рекламы и к соблазнительным предложениям сверстников (что-то попробовать, с чем-то поэкспериментировать).

Реклама табака и алкогольной продукции действует, в основном, на детей и подростков. Это происходит в силу отсутствия у них критического осмысления красиво оформленных, соблазнительных предложений. Приманкой служат яркие краски, красивые люди и престижные вещи. Привлекают великолепные пейзажи, иностранные слова и обещания чего-то необычного: путешествия, приключения, новые возможности.

Дети бессознательно стремятся подражать рекламным «героям» и верят, что приобретение, использование этого товара принесут им обещанное счастье, успех, процветание, красивую внешность, приятное общение и популярность. Дети должны знать, для чего служит реклама, кому это выгодно. Для этого поиграйте в интересную игру: поищите и обсудите возможные приманки и ловушки, например, рекламы сигарет «Мальборо».

Кроме того, курение способствует появлению серого цвета лица, желтых зубов и уж точно не прибавляет объема мышцам.

Или реклама пива.

Ребенок может спросить: «Почему же рекламируют табак и алкоголь, если это опасные вещества?» ответить можно так: «Реклама не запрещена. И люди сами должны научиться видеть ловушки, чтобы в них не попадать».

Значительно расширяются социальные контакты подростка, перед ним возникает много социальных и личностных проблем, которые он пытается осмыслить. Неудачи переживаются крайне болезненно и бурно, так как для пубертатного периода типичны повышенная эмоциональная лабильность, ранимость и впечатлительность.

Подростки часто жалуются на снижение работоспособности, утомляемость, головные боли, нарушения процесса засыпания. Нередко в этот период отмечаются так называемые пубертатные поведенческие кризы:

1. Повышенное внимание к своему здоровью и страх заболеть тяжелой болезнью.

2. Ложное убеждение в своей физической неполноценности (неправильные черты лица, некрасивая фигура, тонкие ноги и т. п.).

3. Стремление все осмыслить самостоятельно, понять, найти ответ на волнующие вопросы в книгах и даже философских трудах. Такие подростки избегают контактов со сверстниками, стремятся к уединению.

4. Нарушения поведения - грубость, озлобленность, негативное отношение к взрослым. Иногда в поведении подростка звучат романтически-таинственные мотивы, иногда - нелепо-циничные, что обусловлено особенностями воспитания и темперамента.

Причиной психической травмы могут быть необоснованные обвинения в неблаговидном поступке, пробудившаяся и отвергнутая пылкая юношеская влюбленность, ущемленное самолюбие, раскрытие тщательно скрываемых секретов и др.

Негармоничная семья и неправильное воспитание. Типичная ошибка - дефицит внимания к ребенку в семье. Когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, как, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем, нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, личностной несостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти...

Необходимо помнить, что искусственно сдерживаемая путем запретов активность ребенка, подростка все равно найдет какой- либо выход. И если все разумные и полезные направления для этой активности перекрыты, то выход ее будет неожиданным и неблагоприятным. Иначе быть не может. Поэтому, по каким-либо причинам ограничивая детей в той или иной деятельности, необходимо одновременно дать им возможность проявить себя в чем-то другом, интересном и полезном для них.

Ведь употребляющие наркотические вещества как раз и являются «тихими» в отличие от тех, кто употребляет алкоголь.

Импульсивные, немотивированные поступки особенно часто наблюдаются в подростковом возрасте. Чем это обусловлено?

Во-первых, процесс полового созревания на определенных стадиях сопровождается повышением возбудимости подкорки, а кора головного мозга временно не справляется с функцией контроля.

Во-вторых, возрастающее стремление ребенка к самостоятельности, которое для родителей оказывается неожиданным, встречает с их стороны наиболее активное противодействие именно в подростковом возрасте. Так как это желание проявляется время от времени, старшие не всегда осознают необходимость предоставления своему сыну или дочери большей самостоятельности, даже если внутренне почти готовы к этому непростому решению.

Поймите, что безусловное подчинение, которого вы добиваетесь, подавляет способность человека к самостоятельному анализу жизненных ситуаций, возможность самому разобраться в поведении и личностных качествах других людей, программирует ситуационность поведения и подчиняет случайным мнениям. В итоге - препятствует выработке собственной позиции, решению выбора, умению сказать «Нет!», в том числе и на предложение попробовать наркотик.

А теперь время исправлять ошибки. Необходимо научиться доверять ребенку, предоставив ему пространство для жизни, для его ошибок, для его собственного опыта, проявления самостоятельности. Попробуйте, сделайте шаг в этом направлении и увидите: ваш ребенок не растеряется от неожиданного предложения попробовать наркотик. Это даже не придет ему в голову, так как он сделал самостоятельный (без нажима с вашей стороны), альтернативный выбор.

Семья способствует формированию как психологических, так и социальных свойств личности. Если подросток воспитывается в гармоничной семье, все члены которой связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, то неблагоприятная среда (асоциальная компания) не оказывает на него такого деформирующего воздействия, как на подростка из неблагополучной (негармоничной) семьи.

Гармоничные отношения чаще устанавливаются в полных семьях, где есть отец, мать, бабушки, дедушки и другие родственники. Негармоничными нередко бывают семьи, где отсутствует один из родителей, имеется отчим или мачеха, не нашедшие эмоционального контакта с ребенком. Различные нарушения в поведении часто бывают у подростков, которых родители отдали на воспитание бабушке и дедушке.

К негармоничным следует относить и семьи, где нарушены внутренние солидарные отношения, нет взаимопонимания при решении жизненных проблем, отмечается чрезмерное доминирование одних членов над другими, отсутствует эмоциональная теплота, часто возникают конфликтные ситуации.

возможным наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку.

Важно отметить, что уходы из дома осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. При частых уходах подросток нередко попадает в компанию асоциальных элементов и начинает привыкать к алкоголю.

Табакокурение. Курение - одна из распространенных вредных привычек у подростков. В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подражать взрослым и чувствовать себя взрослым. Подросток при курении копирует все детали этого процесса, характерные для того лица, которому он стремится подражать. При негативном отношении родителей к этой патологической привычке ребенок начинает курить тайком в компании сверстников, вдали от взрослых. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. При курении можно поговорить на запретные темы, найти взаимопонимание и поддержку у собеседника, повысить свой авторитет среди сверстников, расширить дружеские контакты и др. Чтобы купить сигареты, подросток начинает «выкраивать» деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино и т. п.). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. Эмоциональный фон, создаваемый запретом и желанием пообщаться с единомышленниками, способствует закреплению привычки, хотя у большинства

Злоупотребление алкоголем. В целях изучения вопроса становления влечения к алкогольным напиткам или развития алкоголизма обследован большой контингент подростков ряда школ и профессионально-технических училищ Москвы, обнаруживших тенденцию к алкоголизации. Установлено, что большинство опрошенных впервые познакомились с алкоголем в возрасте 10-14 лет, т. е. до наступления пубертатного возраста.

Знакомство с алкоголем происходит преимущественно в праздничные дни, на торжествах и т. п., где подросток зачастую тайком пробует алкоголь в небольшом количестве, причем им движет любопытство к напитку, пользующемуся у взрослых популярностью. Между первым знакомством с алкоголем и пубертатным кризом имеется определенный перерыв - воздержание. В пубертатном возрасте подросток хочет казаться взрослым, мужественным, лучше других или хотя бы не отставать от других (не быть «белой вороной»). В этом возрасте (15-17 лет) и начинается систематическое курение и алкоголизация. Изменяются и мотивационные моменты употребления алкоголя: если до пубертатного криза это были любопытство и имитация, то в пубертатном возрасте уже чувство престижа, реакция эмансипации.

Большинство подростков испытывают при первом употреблении алкоголя отвращение или безразличие и лишь 24% получают Удовольствие. После первого незначительного употребления алкоголя симптомов алкогольной интоксикации не наблюдается. Будет ли подросток пить в дальнейшем, во многом зависит от отношения к пьянству окружающих.

Развитию алкоголизма способствует целый комплекс социально- бытовых условий и прежде всего - отношение к алкоголю родителей. В семьях, где алкоголизация родителей отсутствует, средний возраст первого знакомства со спиртными напитками - 12-15 лет, а в неблагополучных в этом отношении семьях - 9-12 лет. Чем выраженнее пристрастие к алкоголю родителей, тем раньше происходит знакомство ребенка со спиртным. На основании изложенного можно сделать вывод, что в тех случаях, когда для родителей употребление спиртного - явление привычное, ставшее своеобразной структурой их поведения, алкогольные установки передаются детям. Свои первые стереотипы поведения ребенок получает от родителей, копируя их, при этом дети не сомневаются, что поведение родителей не подлежит осуждению, ибо все, что делают папа и мама, - правильно.

В случае развития алкоголизма у одного из родителей подростка, у него возможна повышенная переносимость алкоголя и выраженное влечение к повторному приему алкоголя, что свидетельствует о наличии определенных биологических факторов, обусловливающих формирование алкоголизма.

Установлено, что подростка влечет не вкус напитка, а его действие - состояние опьянения. Степень достигаемого опьянения у 90% легкая, с ощущением прилива сил, чувства довольства, комфорта, повышения настроения. У некоторых опьянение протекает с элементами дурашливости. При таком опьянении не бывает выраженной алкогольной интоксикации, потери самоконтроля, за небольшое отклонение в поведении никто не ругает, в таком состоянии подросток не попадает в милицию, медвытрезвитель. У него формируется убеждение, что это вполне естественное и закономерное явление в жизни, и он продолжает принимать алкоголь. И лишь в тех случаях, когда формируется явный алкоголизм, родители, общественность начинают обращать на это внимание и прибегать к помощи медицины.

Существует мнение, что более раннее, систематическое употребление спиртных напитков почти всегда сопряжено с более быстрым формированием и злокачественностью алкоголизма (П.Н. Литвинов), поэтому в условиях акселерации вопросы комплексной противоалкогольной работы с подростками приобретают особую актуальность. Систематическое употребление спиртных напитков следует относить к наиболее вредным привычкам подростков, так как оно ведет не только к различным нарушениям поведения, но и развитию алкоголизма, болезненного состояния, которое правильнее называть алкогольной наркоманией. В отличие от эпизодических приемов спиртного, алкоголизм - заболевание, при котором у больных возникает болезненное влечение к алкоголю и тесно связанная с этим потеря чувства меры и контроля за количеством выпитого спиртного.

VI. Методы профилактики вредных привычек

Классный руководитель.Что удерживает ребенка от вредных привычек?

1. Раннее развитие интересов и увлечений.

2. Плотная загруженность трудными, но увлекательными занятиями - очень важно притом, чтобы детская самооценка не подвергалась риску: самолюбивые дети, «пропустившие гол» (переругали, недохвалили, кто-то оказался успешнее...) часто пускаются по наклонной плоскости.

3. Длительная, развивающаяся дружба с родителями - открытость, душевность плюс общее дело, предмет единения (спорт, походы, автомобиль, домашний театр, видеотека, музицирование, животные, совместная работа...).

4. Все клубные, политические, церковные и иные формы детско- подростково-молодежной жизни, не имеющие в обиходе никотина, алкоголя и наркотиков.

5. Благоприятный психологический климат семьи.

6. Здоровый образ жизни семьи.

VII. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Подведем итог собрания. Наиболее распространенными причинами появления вредных привычек являются:

1. Игнорирование возрастных особенностей детей.

2. Неправильное семейное воспитание.

Методы профилактики:

1. Занятость учащихся во внеурочное время.

2. Пропаганда здорового образа жизни.

3. Эффективное общение детей и родителей.

В качестве решения собрания предлагается памятка для родителей «Правила эффективного общения», тест-задание «Я и мой ребенок».

Правила эффективного общения (памятка для родителей)

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы «убьете» сразу трех «зайцев»:

ребенок убедится, что вы его слышите;

ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

Два мгновения для целебного одобрения

Похвали своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее - не бойся и не скупись, даже если собственное настроение никуда... (Кстати, это и средство его улучшить!). Твое доброе слово, твое объятие, поцелуй, ласковый взгляд - подпитка душевная на весь долгий и трудный день, не забудь!..

И на ночь не отпускай во тьму без живого знака живой любви...

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.