Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание в семье"

0
0
Материал опубликован 16 December

Средства воспитания: ИКТ

Цель: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

Задачи: формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье, убедить родителей во вреде насилия над детьми; обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.

Форма проведения:  беседа, педагогическая консультация.

Ход собрания

Педагогическая деятельность учителя

Деятельность родителей

1.Вводный этап

- Здравствуйте, Уважаемые родители ! Тема нашего с вами собрания «Поощрение и наказание в семье». 

- Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье, каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности. Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.

Приветствуют учителя.




Слушают учителя.

2.Основной этап

- Тема нашего собрания очень важна. Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы

 наказания.

- Уважаемые родители! Выскажитесь, пожалуйста, как часто вы поощряете или наказываете своего ребенка.

- Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?

- А теперь давайте проведем тест: «Какой вы родитель?». - Если вы употребляете эту фразу, то ставите на листе тот балл, который расположен напротив этой фразы

Отметьте те фразы, 
которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

0

Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

И в кого ты только такой уродился?!

2

Какие у тебя замечательные друзья!

1

Ну, на кого ты похож(а)?

2

Я в твое время!

2

Ты моя опора и помощник(ца)!

1

Ну, что за друзья у тебя?

2

О чем ты только думаешь?

2

Какая ты у меня умница!

1

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

У всех дети как дети, а ты …

0

Какой ты у меня сообразительный!

1

Подсчитайте общее количество баллов.

Вывод : 5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.

7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

- Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком усилие.

Задание для родителей:

Поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой – которыми ругаете.

Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

Педагогические ситуации: родителям предлагаются ситуации на обсуждение.

1. Ребенок что-то испортил, стащил, напакостил. Родители узнали об этом спустя два месяца. Как вы поступите?

2. Диалог матери с ребенком:

- Если ты не перестанешь грубить, я поставлю тебя в угол!

- Не поставишь!

- Как ты разговариваешь с матерью!

- Нормально.

-Ты считаешь, что можно так разговаривать со взрослыми?Быстро в угол!

-Будет ли эффект от такого наказания?

3. Диалог матери с ребенком:

- Сережа, почему ты опоздал?

- Мам, мы лепили огромного снеговика.

- Значит, для тебя какой-то снеговик важнее матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

- Мам, мы могли проиграть мальчишкам из дома напротив!

- Ничего не хочу слышать! За то что не пришел, когда обещал, вынеси мусор и подмети пол!

- Справедливо ли наказание?

4. В магазине ребенок просит у мамы купить игрушку, мама отказывает ему. Ребенок начинает громко плакать и требовать игрушку у мамы. Какие действия со стороны мамы могут последовать? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.

Выводы:

Трудно быть послушным, если не знаешь, что же собственно нужно делать. Родители часто прибегают и к принуждению, а где принуждение, там может возникнуть и наказания.

Некоторые родители считают возможным прибегать к физическому наказанию или к угрозе физического наказания, ссылаясь на свой собственный опыт. (“Нас били, и ничего, хорошими выросли”).

Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний может безвозвратно надломит волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение. Весьма распространенной формой наказания детей в семье являются наказания, лишающие ребенка части родительской любви. Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять ее нужно с большой осторожностью.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. К каким результатам ребенок пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Между тем многие родители хвалят ребенка только за достижения при условии определенного результата. Именно поэтому у некоторых детей создается “хронический дефицит поощрений”. Действительно, если ребенок получает четверки вместо ожидаемых пятерок, то вроде бы и хвалить-то его не за что. Однако даже получение четверки или тройки иной раз связано с самоограничением, усилиями и старанием – не заметить этого и не похвалить было бы большой ошибкой.

Поощрение должно фиксировать и тот результат, который достигнут усилиями ребенка и который сам по себе может доставить радость.


Слушают учителя.




Обсуждают тему родительского собрания.





Проходят тестирование на карточках.


























Подсчитывают общее количество баллов.




Сдают.






Слушают учителя.















Выполняют задание.


Разбирают пед.ситуацию.


Рассуждают.



Отвечают на вопросы.


























Делают вывод.


3.Заключительный этап

Памятка для родителей «Как поощрять ребенка в семье» ( выводим вместе с родителями)

1. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

2. Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успеха своего ребенка, его поведению.

3. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением», это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

4. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.(формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д.)

5. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

6. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.

7. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.

8. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.

9. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.

10. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.

- Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

- Уважаемые родители! Вот и подошло к концу наше с вами собрание. Я думаю,  каждый из вас сделал вывод из нашей с вами беседы!

Подводят итоги собрания .

Получают памятки.


























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.