- Тема нашего собрания очень важна. Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы наказания. - Уважаемые родители! Выскажитесь, пожалуйста, как часто вы поощряете или наказываете своего ребенка. - Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка? - А теперь давайте проведем тест: «Какой вы родитель?». - Если вы употребляете эту фразу, то ставите на листе тот балл, который расположен напротив этой фразы Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми. | Баллы | Сколько раз тебе повторять? | 2 | Посоветуй мне, пожалуйста. | 0 | Не знаю, что бы я без тебя делала. | 1 | И в кого ты только такой уродился?! | 2 | Какие у тебя замечательные друзья! | 1 | Ну, на кого ты похож(а)? | 2 | Я в твое время! | 2 | Ты моя опора и помощник(ца)! | 1 | Ну, что за друзья у тебя? | 2 | О чем ты только думаешь? | 2 | Какая ты у меня умница! | 1 | А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 | У всех дети как дети, а ты … | 0 | Какой ты у меня сообразительный! | 1 |
Подсчитайте общее количество баллов. Вывод : 5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности. 7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка. 9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. - Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство. Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком усилие. Задание для родителей: Поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой – которыми ругаете. Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы. Педагогические ситуации: родителям предлагаются ситуации на обсуждение. 1. Ребенок что-то испортил, стащил, напакостил. Родители узнали об этом спустя два месяца. Как вы поступите? 2. Диалог матери с ребенком: - Если ты не перестанешь грубить, я поставлю тебя в угол! - Не поставишь! - Как ты разговариваешь с матерью! - Нормально. -Ты считаешь, что можно так разговаривать со взрослыми?Быстро в угол! -Будет ли эффект от такого наказания? 3. Диалог матери с ребенком: - Сережа, почему ты опоздал? - Мам, мы лепили огромного снеговика. - Значит, для тебя какой-то снеговик важнее матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя. - Мам, мы могли проиграть мальчишкам из дома напротив! - Ничего не хочу слышать! За то что не пришел, когда обещал, вынеси мусор и подмети пол! - Справедливо ли наказание? 4. В магазине ребенок просит у мамы купить игрушку, мама отказывает ему. Ребенок начинает громко плакать и требовать игрушку у мамы. Какие действия со стороны мамы могут последовать? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации. Выводы: Трудно быть послушным, если не знаешь, что же собственно нужно делать. Родители часто прибегают и к принуждению, а где принуждение, там может возникнуть и наказания. Некоторые родители считают возможным прибегать к физическому наказанию или к угрозе физического наказания, ссылаясь на свой собственный опыт. (“Нас били, и ничего, хорошими выросли”). Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний может безвозвратно надломит волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение. Весьма распространенной формой наказания детей в семье являются наказания, лишающие ребенка части родительской любви. Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять ее нужно с большой осторожностью. Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. К каким результатам ребенок пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Между тем многие родители хвалят ребенка только за достижения при условии определенного результата. Именно поэтому у некоторых детей создается “хронический дефицит поощрений”. Действительно, если ребенок получает четверки вместо ожидаемых пятерок, то вроде бы и хвалить-то его не за что. Однако даже получение четверки или тройки иной раз связано с самоограничением, усилиями и старанием – не заметить этого и не похвалить было бы большой ошибкой. Поощрение должно фиксировать и тот результат, который достигнут усилиями ребенка и который сам по себе может доставить радость. |