Родительское собрание «Не хочу, чтобы ребенок начал курить»
Всероссийский онлайн конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку родительского собрания «Профилактика вредных привычек у школьников»
Автор: Уланова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Кневицкая основная школа»
Родительское собрание
«Не хочу, чтобы ребенок начал курить»
Цель: отработка с родителями педагогически обоснованных подходов к профилактике курения подростков.
Задачи: предоставить достоверную информацию о влиянии курения на организм подростка, о причинах курения; определить пути помощи детям, подверженным этой пагубной привычке.
Форма проведения родительского собрания: беседа, презентация, моделирование поведения родителей через проблемную ситуацию.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, возможно присутствие медицинского работника.
Подготовительная работа: подбор видеоролика; разработка тестовых заданий для родителей и памяток рекомендательного характера; сбор достоверной информации об истории распространения табака, о его пагубном влиянии на человеческий организм; разработка проблемной ситуативной групповой игры для родителей; подбор сказки для инсценировки.
Ожидаемый результат (в отношении родителей): повышение родительской компетенции по вопросу «Профилактика курения подростков»; стимулирование родителей к максимально активному участию в жизни ребенка.
Ожидаемый результат (в отношении учащихся): отсутствие курящих детей в классном коллективе.
Литература: Родительские собрания: 5-9 классы/ авт.-сост. О.В.Дюкина.- М.: ВАКО, 2008; Внеклассные мероприятия: 5 класс/ Авт.-сост. О.Г.Черных, А.А.Дмитриева.- М.: ВАКО, 2010; Классные часы. 10 класс. 1 часть./ Сост. Морозова Л.П.- Волгоград: ИТД «Корифей»,2006
Ход родительского собрания
Ход мероприятия | Педагогический комментарий |
1.Вступительное слово классного руководителя Добрый вечер, уважаемые родители! На прошлом родительском собрании многие из вас высказали опасение по поводу того, что боитесь, если ваш ребенок начнет курить или у него возникнет желание просто попробовать. Как предотвратить желание такого рода? По какой причине ребенок хочет это сделать? Как вести себя в подобной ситуации? Что может сделать родитель, чтобы его ребенок не стал курильщиком? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня найти ответы. | Речь педагога опирается на практическую направленность родительского собрания. Мониторинг умения выражать мысли в действенной словесной форме. |
2. Просмотр видеоролика «Адри Ризал – двухлетний курящий малыш» (См. ссылку для просмотра видео в приложении к работе) Я предлагаю посмотреть видеозапись, где главным героем является двухлетний мальчик из Индонезии. Его зовут Адри Ризал. Малыш выкуривает более 20 сигарет в сутки. Этой привычке ребенка научили родители. | Разнообразие видов деятельности родителей и педагога. Данный этап мероприятия принцип креативности, практи- ческой ориентации, наглядности. |
3.Слово классного руководителя Это шокирующее видео имеет великое множество просмотров и комментариев в сети Интернет. Может быть, оно вам знакомо. Ваши опасения по поводу детей подросткового возраста вполне оправданы. Если курит 2-летний ребенок, что же может прийти в голову 14-15-летним детям?! | |
4.Активизирующая игра «Ассоциации» Уважаемые родители! Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и ручку. Попробуйте в течение двух минут написать как можно больше слов-ассоциаций на слово: Привычка - … Сигарета - … Здоровье - … Профилактика - … Сосчитайте количество слов-ассоциаций на каждое слово. Какую эмоциональную окраску в большинстве случаев несут слова-ассоциации? По какому из предложенных понятий вы обладаете большей информацией? | Этап направлен на обеспечение активности педагогического про- цесса. Направлен на принцип систематичнос- ти и личностно-ориентированный. |
5.Тест «Что я знаю о курении?» (См. приложение к работе) Родители, что вы знаете о курении? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю выполнить тест из 12 заданий. Если, по вашему мнению, суждение верное – ставьте напротив «+», если вы не согласны – «-». А теперь сравните свои результаты с ответами. ( Учитель открывает «закрытую» доску). Есть ли необходимость пополнить свои знания? Я предлагаю вашему вниманию презентацию с целью пополнения знаний родителей о причинах, признаках, последствиях курения. | Выявление знаний родителей об отрицательном влиянии табакокурения. Данная работа опирается на принцип научности, наглядности. |
6.Просмотр презентации (См. приложение к работе) | Основывается на повышении знаний родителей о причинах, последствиях курения. |
7.Ситуационная игра (по группам) Курение в младшем школьном и младшем подростковом возрасте встречается в единичных случаях. С наступлением подросткового возраста риск начала употребления наркогенных и психоактивных веществ резко возрастает. Если в младшем школьном возрасте свыше 95% учеников отрицательно высказываются о курении, как подростков, так и взрослых, то с наступлением подросткового возраста картина резко меняется – оказывается, что прежние установки уже не действуют. Взрослые утрачивают свое влияние, и все большее влияние приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что подросток, с одной стороны, озабочен поиском своего стиля поведения, а с другой стороны – не хочет ни в чем отставать от членов своего коллектива. Мнение взрослых остается чем-то внешним, посторонним, лежащим по ту сторону «баррикад». В этом возрасте подростки начинают коллекционировать сигаретные пачки, обращать особое внимание на рекламу табачных изделий, связывают курение в кинофильмах с образом героя, его личностными качествами. Уважаемые родители, давайте попробуем отработать возможные варианты общения с детьми на данную тему в ходе ситуационной игры. Используйте, пожалуйста, в своей работе памятки и рекомендации (см. приложение к работе «Памятки»), лежащие на столах, руководствуйтесь собственным опытом воспитания детей. Задание для группы родителей №1. Вы неожиданно вернулись домой и застали своего ребенка курящим. Смоделируйте свое поведение в сложившейся ситуации. Задание для группы родителей №2. Ребенок, пришел из школы подавленный, растерянный. Вы спросили о причине такого состояния. Ребенок, чуть не расплакавшись, пояснил, что некоторые ученики его уже не в первый раз дразнят трусом и «маменьким сынком» за то, что отказывается даже попробовать выкурить сигарету. Представьте свою модель поведения в данной ситуации. Задание для группы родителей №3. Ваш ребенок курит. Вы пытаетесь «читать нотации» о вреде курения, на что тот усмехается: « Если курить вредно, почему же ты, папа (мама) сам куришь?» | Использование технологии проблемного обучения и воспитания. Использование алгоритма проблемной деятельности. На этом этапе можно провести мониторинг качества мероприятия. Прослеживается интеграция и дифференциация работы. |
8.Творческое задание Человечество борется с курением не одну сотню лет, поэтому существует множество пословиц о его вреде. Вспомним народную мудрость. Можете сочинить свою пословицу. *Табак и камень сушит. *Табак – яд, курение – зло. *Курить – здоровью вредить. *Курильщик сам себе могильщик. *Каждая выкуренная папироса – это вбитый железный гвоздь в крышку своего гроба. *Кто табачное зелье любит, тот сам себя губит. *Кто курит табак, тот себе враг. *Курить много табака – поубавится ума. *Один курит, а весь дом болеет. И т.д. | |
9.Подведение итогов. Домашнее задание для родителей Многие дети бояться родителей, когда те возвращаются с собрания. Боятся нотаций, нравоучений, угроз, упреков. Давайте приятно удивим наших детей: инсценируем сказку «Три девицы под окном». Хорошо известная всем сказка А.С.Пушкина, вернее часть сказки, переписана на современный лад и посвящена избавлению от курения. Мы покажем инсценировку сказки на классном мероприятии. Представляете, как дети удивятся, обрадуются и будут гордиться тем, что их родители еще и прекрасные актеры! (См. приложение к работе «Сказка «Три девицы под окном») | Актуализация творческого потенциала родителей. |