Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»
Наверно каждый из вас ни раз рассуждал о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие – нравственность? Как вы это понимаете?
(ответы родителей)
- Да, действительно, это любовь, красота, милосердие, подобно бутону цветка распускаются в нас, дак давайте мы с вами вместе поможем распуститься в цветок нравственности нашему бутону. Сейчас каждый из вас напишет на лепестке по одному слову, которое у него ассоциируется с понятием нравственности. И вместе мы составим наш цветок нравственности.
(составление цветка нравственности совместно с родителями)
Итак, мы с вами выяснили, что нравственное воспитание это – справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью, то есть отношения, существующие между людьми, и обязанности, которые вытекают из этих отношений.
Дошкольное детство – уникальный период в нравственном развитии личности.
(просмотр презентации «Нравственное воспитание детей в семье»)
А сейчас нам хотелось бы, чтобы вы ответили на несколько вопросов, а потом сопоставили бы их с ответами ваших детей, которые дети дали накануне.
Нравственные ценности
Вопросы для детей
1. Каким ты хочешь быть человеком?
2. Кем ты хочешь быть?
3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
4. Без чего нельзя прожить человеку?
5. Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал?
6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то чтобы ты сделал?
Вопросы для взрослых
1. Качества необходимые вашему ребенку, как человеку…?
2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал…?
3. В хорошей семье всегда…?
4. Нельзя прожить без…?
5. Если бы я нашел клад, то…?
6. Если бы я все мог, то…?
Теперь Вы знаете, совпадают ли ваши с детьми взгляды и желания.
А сейчас мы с вами рассмотрим какие существуют стили воспитания и, при помощи небольшого тестирования, выявим какой стиль воспитания царит в вашей семье.
Различают 4 стиля воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный.
Авторитарный стиль воспитания Родители отдают приказы, надеясь на безоговорочное выполнение. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жестокие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь минимальную независимость.
ПОСЛЕДСТВИЯ: Дети, как правило, замкнутые, хмурые, тревожные, все принимают близко к сердцу. В подростковом возрасте девочки часто становятся пассивными и зависимыми, мальчики – неуправляемыми и агрессивными.
Либеральный стиль воспитания Родители недостаточно или совсем не регламентируют поведение ребенка; предоставляют ребенку неограниченную свободу.
ПОСЛЕДСТВИЯ: Дети склонны к непослушаниям и агрессивным, эгоистическим проявлениям, в присутствии посторонних ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.
Индифферентный стиль воспитания Родители не устанавливают никаких ограничений, равнодушны к своим детям. Закрыты для общения; заняты своими проблемами, не имеют сил на воспитание детей.
ПОСЛЕДСТВИЯ: Беспризорность, враждебное отношение ребенка к окружающим, асоциальное поведение.
Демократический стиль воспитания Родители признают и поощряют самостоятельность детей. Открыты для общения, обсуждают с детьми установленные правила поведения, с уважением относятся к мнению ребенка.
ПОСЛЕДСТВИЯ: Дети хорошо адаптированы, уверены в себе, хорошо учатся в школе, имеют адекватную самооценку. У них сформированы самоконтроль и социальные навыки.
Тестирование «Какой стиль воспитания присутствует в вашей семье?»
Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?
А. Да, часто.
Б. Нет, изредка.
В. Никогда.
Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?
А. Да, часто.
Б. Бывает, но в крайних ситуациях.
В. Не знаю о таких ситуациях.
Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?
А. Никак не реагирует.
Б. Старается исправить ситуацию.
В. Агрессивно.
Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?
А. Да.
Б. Отчасти.
В. Нет.
Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?
А. Угрозы физического наказания.
Б. Беседы о плохом поведении.
В. Обещание подарков за хорошее поведение.
Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?
А. Физическое наказание.
Б. Воспитание на положительных примерах.
В. Лишение развлечений и подарков.
Выберите утверждение, с которым вы согласны:
А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.
Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста.
В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.
Обработка результатов анкетирования.
п/п |
Вопросы |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
А |
3 балла |
1 балл |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
1 балл |
3 балла |
Б |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
1 балл |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
В |
1 балл |
3 балла |
1 балл |
0 баллов |
3 балла |
3 балла |
1 балл |
От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.
От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.
От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально – попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.
Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.
Предлагаю участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.
Ситуация первая.
В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.
Вопросы:
Как дальше будет развиваться ситуация?
Кто должен уступить место?
Как вы учите вести своих детей в транспорте?
Ситуация вторая.
В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?”
- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.
Вопросы:
В чем состоит педагогический просчет матери?
Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
Как вы поступили в таком случае?
Ситуация третья.
В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:
- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.
Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:
- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.
- Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.
- Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.
Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:
- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.
Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:
- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.
Вопросы:
Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.
После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:
Любовь и взаимное уважение.
Взаимопонимание и взаимовыручка.
Ценность и личная значимость каждого числа семьи.
Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба.
Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Наше сегодняшнее собрание не просто так посвящено нравственному воспитанию в семье, оно приурочено к нашему проекту «Моя семья», который проводится в данный момент в нашей группе. С помощью этого проекта мы способствуем воспитанию нравственных устоев семьи, уважения к старшим. Помогаем расширить знания сведений о семье, осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни. Воспитываем бережное отношение к близким людям, желание помочь им. В ходе проекта нам с вами придется немало взаимодействовать и мы надеемся, что вы не останетесь в стороне и примите активное участие в реализации нашего проекта.
презентация к родительскому собранию
PPTX / 499.9 Кб
Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать ех. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию