Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»

4
0
Материал опубликован 23 April 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»

Наверно каждый из вас ни раз рассуждал о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие – нравственность? Как вы это понимаете?

(ответы родителей)

- Да, действительно, это любовь, красота, милосердие, подобно бутону цветка распускаются в нас, дак давайте мы с вами вместе поможем распуститься в цветок нравственности нашему бутону. Сейчас каждый из вас напишет на лепестке по одному слову, которое у него ассоциируется с понятием нравственности. И вместе мы составим наш цветок нравственности.

(составление цветка нравственности совместно с родителями)

Итак, мы с вами выяснили, что нравственное воспитание это – справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью, то есть отношения, существующие между людьми, и обязанности, которые вытекают из этих отношений.

Дошкольное детство – уникальный период в нравственном развитии личности.

(просмотр презентации «Нравственное воспитание детей в семье»)

А сейчас нам хотелось бы, чтобы вы ответили на несколько вопросов, а потом сопоставили бы их с ответами ваших детей, которые дети дали накануне.

Нравственные ценности

Вопросы для детей

1. Каким ты хочешь быть человеком?

2. Кем ты хочешь быть?

3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем  хорошо?

4. Без чего нельзя прожить человеку?

5. Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал?

6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то чтобы ты сделал?

Вопросы для взрослых

1. Качества необходимые вашему ребенку, как человеку…?

2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал…?

3. В хорошей семье всегда…?

4. Нельзя прожить без…?

5. Если бы я нашел клад, то…?  

 6. Если бы я все мог, то…?

Теперь Вы знаете, совпадают ли ваши с детьми взгляды и желания.

А сейчас мы с вами рассмотрим какие существуют стили воспитания и, при помощи небольшого тестирования, выявим какой стиль воспитания царит в вашей семье.

Различают 4 стиля воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Авторитарный стиль воспитания Родители отдают приказы, надеясь на безоговорочное выполнение. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жестокие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь минимальную независимость.

ПОСЛЕДСТВИЯ: Дети, как правило, замкнутые, хмурые, тревожные, все принимают близко к сердцу. В подростковом возрасте девочки часто становятся пассивными и зависимыми, мальчики – неуправляемыми и агрессивными. 

Либеральный стиль воспитания Родители недостаточно или совсем не регламентируют поведение ребенка; предоставляют ребенку неограниченную свободу.

ПОСЛЕДСТВИЯ: Дети склонны к непослушаниям и агрессивным, эгоистическим проявлениям, в присутствии посторонних ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. 

Индифферентный стиль воспитания Родители не устанавливают никаких ограничений, равнодушны к своим детям. Закрыты для общения; заняты своими проблемами, не имеют сил на воспитание детей.

ПОСЛЕДСТВИЯ: Беспризорность, враждебное отношение ребенка к окружающим, асоциальное поведение.

Демократический стиль воспитания Родители признают и поощряют самостоятельность детей. Открыты для общения, обсуждают с детьми установленные правила поведения, с уважением относятся к мнению ребенка.

ПОСЛЕДСТВИЯ: Дети хорошо адаптированы, уверены в себе, хорошо учатся в школе, имеют адекватную самооценку. У них сформированы самоконтроль и социальные навыки. 

Тестирование «Какой стиль воспитания присутствует в вашей семье?»

Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?

А. Да, часто.

Б. Нет, изредка.

В. Никогда.

Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?

А. Да, часто.

Б. Бывает, но в крайних ситуациях.

В. Не знаю о таких ситуациях.

Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

А. Никак не реагирует.

Б. Старается исправить ситуацию.

В. Агрессивно.

Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?

А. Да.

Б. Отчасти.

В. Нет.

Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?

А. Угрозы физического наказания.

Б. Беседы о плохом поведении.

В. Обещание подарков за хорошее поведение.

Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?

А. Физическое наказание.

Б. Воспитание на положительных примерах.

В. Лишение развлечений и подарков.

Выберите утверждение, с которым вы согласны:

А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.

Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста.

В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.

Обработка результатов анкетирования.

п/п

Вопросы

           
 

1

2

3

4

5

6

7

А

3 балла

1 балл

3 балла

2 балла

1 балл

1 балл

3 балла

Б

2 балла

2 балла

2 балла

1 балл

2 балла

2 балла

2 балла

В

1 балл

3 балла

1 балл

0 баллов

3 балла

3 балла

1 балл

От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.

От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально – попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.

Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.

Предлагаю участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

Ситуация первая.

В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

Вопросы:

Как дальше будет развиваться ситуация?

Кто должен уступить место?

Как вы учите вести своих детей в транспорте?

Ситуация вторая.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?”

- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы:

В чем состоит педагогический просчет матери?

Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?

Как вы поступили в таком случае?

Ситуация третья.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

- Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

- Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы:

Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?

Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?

Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.


 

После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:

Любовь и взаимное уважение.

Взаимопонимание и взаимовыручка.

Ценность и личная значимость каждого числа семьи.

Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба.

Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Наше сегодняшнее собрание не просто так посвящено нравственному воспитанию в семье, оно приурочено к нашему проекту «Моя семья», который проводится в данный момент в нашей группе. С помощью этого проекта мы способствуем воспитанию нравственных устоев семьи, уважения к старшим. Помогаем расширить знания сведений о семье, осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни. Воспитываем бережное отношение к близким людям, желание помочь им. В ходе проекта нам с вами придется немало взаимодействовать и мы надеемся, что вы не останетесь в стороне и примите активное участие в реализации нашего проекта.


презентация к родительскому собранию
PPTX / 499.9 Кб

 

Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать ех. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию

 

Предварительный просмотр презентации

Нравственное воспитание детей в семье Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А.Сухомлинский

Нравственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях. Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившимся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают. Но поддержка должна быть правдивая, честная, справедливая. Основа нравственного воспитания – правдивость и объективность семьи, отсутствие у ребёнка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребёнок должен не бояться, а стыдиться за свой плохой поступок, переживать из-за него, чтобы подобное никогда не произошло с ним.

Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание, оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные. Социально -нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье. Взрослый человек в течение всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за детские годы.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Механизм нравственного воспитания: -знания и представления -мотивы -чувства и отношения -навыки и привычки -поступки и поведение -нравственное качество

На основе знаний у ребенка складываются представления о сущности нравственного качества (например, доброты). У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством (мотивы). Должно быть сформировано отношение к качеству (социальные чувства). Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации (поведение). Задачи нравственного воспитания: - формирование представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. - воспитание гуманных чувств и отношений, коллективизма, дружеских взаимоотношений, культуры поведения, дисциплинированности, трудолюбия, патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей.

В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую,   творческую и другие. Особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью человека.

Средний дошкольный возраст является начальным и, следовательно, крайне важным этапом в процессе усвоения механизмов нравственного поведения и становления нравственных привычек. Для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста, используются следующие методы: Убеждение в форме разъяснения – воздействие на сознание, чувства, волю ребенка с целью формирования положительных нравственных качеств (осуществляется в форме разъяснения). Внушение («Ты можешь быть смелее, добрее …»). Этическая беседа – беседа на нравственные темы. Чтение художественной литературы Рассматривание (например, классификация картин с изображение поступков и проступков). Игра

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников Воспитание гуманных чувств и отношений Гуманизм – это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.  Воспитание коллективизма Коллективистическая направленность поведения ребенка – это стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников.

Воспитание трудолюбия – это качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности; проявляется в старании, усердии, положительном отношении к процессу трудовой деятельности, инициативности, добросовестности Воспитание патриотизма. Патриотизм в современном ДОУ – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства ответственности, любви, интереса к стране, трудолюбия; это ощущение принадлежности своей земле , своему народу, сознание собственной востребованности в этой стране .

10 советов позитивного воспитания детей 1. Поощряйте ребенка. 2. Учите ребенка собственным примером. 3. Ролевые игры. 4. Не сдавайтесь. 5. Установите границы и придерживайтесь их. 6. Будьте сильным в глазах ребенка. 7. Оставайтесь спокойным. 8. Не подкупайте, а вознаграждайте! 9. Боритесь со скукой. 10. Не бойтесь дисциплинарной работы с ребенком.

5 стратегий для хорошего воспитания 1. Начните заранее. 2. Будьте последовательны 3. Выражайтесь ясно. 4. Проявляйте желание. 5. Будьте примером для подражания.

Окружайте детей любовью Любовь, как известно, является универсальным средством практически от всего. И, взрослея, дети растут и процветают благодаря любви и заботе, так же как цветы после дождя.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.