Родительское собрание «Семья и школа: воспитание законопослушного подростка»
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание
"СЕМЬЯ И ШКОЛА:ВОСПИТАНИЕ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОДРОСТКА"
"На силе ребёнка надо строить воспитание,
а не на борьбе с его слабостью"
(Е.А.Аркин).
Цели:
- осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка;
- способствование укреплению взаимопонимания детей и родителей;
- знакомство родителей с последствиями правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;
- развитие кругозора родителей с точки зрения педагогики, психологии;
- пропаганда правовых знаний.
Задачи:
- формировать понятия и представления родительской общественности об ответственности несовершеннолетних;
- формировать представления родителей об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних;
-выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания;
- вооружить участников собрания навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.
Аудитория: классный руководитель, инспектор ОДН, родители учащихся(7-9 классы).
Ресурсы: интерактивная доска, пакет материалов (по теме собрания) для родителей (Приложения 1-9), макет кактуса, макет дерева.
Ход собрания.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте, уважаемые родители. Перед проведением собрания я попросила детей класса ответить письменно на вопрос: "Почему ты иногда не слушаешься родителей?". Дети отвечали кто одним словом, а кто целым предложением (подходит к доске- на доске прикреплен макет большого кактуса с иголками, на иголках - листки). Обратите внимание на этот кактус. На его острых колючках, символизирующих детские обиды и ответную агрессию, - высказанные ими причины непослушания (снимает с колючек листки и поочередно озвучивает написанное на них): "кричат", "дерутся", "обзывают", "не пускают гулять", "заставляют есть, а я не хочу", "сначала разрешают, а потом наказывают". Вы видите, что исходя из детских высказываний, ваш портрет в глазах детей не слишком привлекателен. Конечно, дети небеспристрастны, но ведь и "дыма без огня" не бывает. Значит, Вы допускаете ошибки, а потом пожинаете их горькие плоды в виде непослушания.
"В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте"
(В. Сухомлинский).
В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые подрастая, превращались в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучениям своих друзей, близких, знакомых и незнакомых. Поэтому в настоящее время на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними.
Хочу предложить Вам ответить на вопросы небольшой анкеты, которая лежит у Вас на столах.
Анкета (Приложение1):
1.Говорят, что от "сумы да тюрьмы" никто не застрахован. Вы с этим:
а) согласен;
в) не согласен;
с) не задумывался над этим.
2.Что может послужить причиной совершаемых подростком преступлений?
а) семейная ситуация;
в) компании;
с) особенности характера.
3.Какие меры предупреждения необходимо использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона?
а) разъяснение специалистами статей законов и ответственности за них;
в) законопослушное воспитание в семье;
с) внеклассные мероприятия по правовой тематике.
2. Основная часть.
2.1. "Как мне заставить его слушаться?!".
В современных условиях серьёзно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Растёт количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. Вот почему особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры как подростков, так и родителей.
Атмосфера психологической напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации сильно действуют на ребёнка и всегда резко отрицательно. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влиянием, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению.
Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье.
В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей. В условиях практического отсутствия знаний, навыков и социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения, а также ослабления связей между поколениями, подростки не получают необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку.
"Как мне заставить его слушаться?!" – вопрос, который нередко задают родители. Возможно, это и не вопрос, так как чаще всего они и не надеются услышать ответ. Это больше похоже на жалобу, на призыв о помощи или к сочувствию.
Послушайте притчу:
"Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: " О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?". Мудрец на мгновение задумался и ответил: " Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен". Услышав такое, молодой воин рассвирепел. " Да за такие слова я готов убить тебя!" - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: "Вот это и есть ад". После этих слов молодой воин вложил меч в ножны ". А вот это и есть небеса", заметил старец".
О чем эта притча?
Правильно, о нас с вами… Каждый из нас, проживая среди людей, совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Давайте обсудим услышанное.
(Классный руководитель предлагает участникам "открытый микрофон": имитационная копия микрофона передаётся из рук в руки, родители высказывают свои суждения. Общий вывод участников состоит, как правило, в том, что большинство родителей знают, как себя вести с непослушными детьми, но не удосуживаются быть последовательными в своих требованиях и доводить их до конца).
2.2. "Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями".
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Одной из самых важных проблем является сотрудничество семьи и школы. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. В современном обществе сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители часто недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями".
В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе.
Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:
- Что такое правонарушение?
- Какую ответственность несут подросток и его родители за правонарушения?
- Как не допустить проступка в жизни ребенка?
2.3. Профилактика правонарушений.
Одно из важнейших направлений воспитательной работы школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде. Школа уделяет большое внимание работе не только с одаренными детьми, но и подростками "группы риска".Основным нормативным актом, регулирующим социальную работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является Закон Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120. Согласно этому Закону в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
4. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.
Уважаемые родители, часто можно услышать, что подростковый возраст самый сложный. Почему? Давайте вместе ответим на этот вопрос?
(Классный руководитель снова предлагает участникам собрания "открытый микрофон").
Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям. К сожалению, факты говорят о том, что ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
Одна из проблем – отчужденность ребенка, которая может возникнуть из-за невнимания родителей к нему. Многие родители стали меньше интересоваться детьми. В связи с этим у ребенка усиливается эгоистическая направленность личности, появляется грубость и жестокость по отношению к окружающим.
Каждый ребенок имеет возможность реализовать себя в классном коллективе. Ребенку предоставляется возможность выбора дела по душе. Важно, чтобы каждый был занят в каком-либо кружке. Это помогает расширять знания, благоприятно сказывается на успеваемости ребенка. Школьники в классном коллективе имеют поручения, все дети включены в конкретную деятельность. Это позволяет создать творческую, доброжелательную атмосферу в детском коллективе, где ребенок занимает благоприятное для себя место. Только самодостаточный родитель может помочь своему ребенку стать самодостаточным. Для этого дети должны видеть, что мы взрослые, не морализируем, поучаем, а действуем вместе с ними, предъявляем к себе те же требования, что и к ним. Объединенными усилиями педагогического, ученического коллективов, семей учащихся, действующих согласованно, можно не допустить появления детей нестандартного поведения и добиться успехов в воспитании каждого ребенка.
2.4. Давайте обратимся к статистике.
Классный руководитель приводит статистические данные о правонарушениях, совершенных подростками за последний год, по городу, по школе.
Предлагает сделать выводы.
2.5 Викторина "Что я знаю о правонарушениях?"(Приложение2).
Давайте проверим, а насколько вы владеете информацией по теме сегодняшнего разговора:
Вопросы викторины:
1. Что такое правонарушение?.
(Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых и подростков).
2. За какие виды правонарушений ответственность наступает с 14 лет?
-убийство
-причинение смерти по неосторожности
-причинение тяжкого телесного повреждения
-похищение человека
-кражу
-разбой
-вымогательство
-хулиганство.
3.С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона? (с 16 лет)
4. Что такое мораль? (система норм и ценностей, регулирующих поведение людей)
5. Золотое правило нравственности гласит: "Поступай по отношению к другим так, как ……..". Закончите фразу (хочешь чтобы относились к тебе).
Все родители отвечают на вопросы.
2.6. Опросник "Закончите предложения" (Приложение 3).
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных семейных ситуациях. Предлагаю Вам закончить предложения в опроснике, находящемся на Вашем столе:
Если:
- ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть):
- ребенок живет во вражде, он учится ... (быть агрессивным);
- ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с чувством вины);
- ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым);
- ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей);
- ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);
- ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым);
- ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ... (находить любовь в этом мире).
(Классный руководитель снова предлагает участникам собрания "открытый микрофон").
2.7. Виды ответственности.
А сейчас я хочу предоставить слово нашему гостю, который более подробно познакомит Вас с видами ответственности за правонарушения.
Выступает инспектор ОДН, который курирует наш район с докладом" Какие виды ответственности существуют".
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. За злостное хулиганство, кражу уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения.
(нарушение правил дорожного движения, , нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. к примеру: опоздание на работу, учебу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Сейчас Вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить на вопросы викторины.
Викторина "Виды ответственности" (Приложение4).
У Вас на столе лежат карточки с примерами из жизни, Вы должны определить, является ли правонарушение административным , и какое наказание за этим последует:
- Два мальчика ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
(С 16 лет. Административная. Предупреждение, исправительные работы).
- Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
(Предупреждение в первый раз. Во второй раз задержание).
- Подросток Вова ,13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие: открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожог тела. Является ли это административным преступлением?
(Изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей (ненадлежащее воспитание ребёнка)).
- Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидают их?
(Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа).
- Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в алле, напротив школы они её распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению?
(Да. Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей).
- Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности.
(Да, с 14 лет. Порча имущества, штраф).
(Классный руководитель снова предлагает участникам собрания "открытый микрофон").
Некоторые подростки рассматривают свои проступки как проявление обыкновенной шалости. "Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, выругался нецензурной бранью, сделал непристойную надпись на парте, сломал дерево", - говорят они, когда приходится отвечать за содеянное. Нет, это не шалости, не мелочи.
Стоит только задуматься о последствиях таких проступков и станет понятным, что в результате их несет материальный ущерб государство, морально или физически страдают другие люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты в нравственном развитии, за которой - преступление.
2.8. Игра "С законом шутки плохи!" (Приложение5).
Из всего вышесказанного давайте сделаем выводы. На ваших столах лежат карточки с заданием. Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в различных правонарушениях.
Выполните задание: определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений, установите соответствие.
Виды ответственности:
А - административная ответственность.
Г - гражданско – правовая.
У - уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
9. Находился на улице после комендантского часа (А)
(Классный руководитель снова предлагает участникам собрания "открытый микрофон").
2.9. "Что приводит к правонарушениям?" (Приложение6).
Давайте вместе разберёмся, какие же причины приводят к правонарушениям.
На Ваших столах находится задание "Что приводит к правонарушениям?". Разобьемся на группы ( три ряда - три группы). Выберите те причины, которые приводят к правонарушениям:
-пренебрежительное отношение к учебе;
-резкое падение уровня жизни большей части населения;
-стремление к примитивному времяпровождению;
-обладание внутренним миром;
-жадность;
-социальная незащищенность;
-низкий материальный уровень жизни населения;
-низкий уровень правовой культуры граждан;
- алкоголизм и наркомания;
-ответственное отношение к учебе, знаниям;
-неуверенность в завтрашнем дне;
-общение с искусством, природой.
(Родители работают с заданием, а затем один представитель каждой группы комментирует свои ответы).
3. Заключение.
Наше собрание подходит к завершению. Настало время подвести итоги. Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из Вас?
(Классный руководитель снова предлагает участникам собрания "открытый микрофон").
3.1. "Как добиться послушания?".
Уважаемые родители. Хочу предложить Вашему вниманию памятку для родителей( на столе у каждого).
Памятка для родителей "Как добиться послушания?" (Приложение 7).
Уважаемые родители!
Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, несмотря ни на что.
Как можно больше времени проводите со своими детьми, демонстрируйте им, что вы считаете важным всё, что они делают.
Разговаривайте с ними об интересах, школе, спорте, друзьях и т.д.
Не используйте в общении с детьми такие фразы: "Поймёшь, когда вырастешь…" или "Ты ещё мал, чтобы рассуждать об этом".
В отношениях с детьми чётко определяйте правила и устанавливайте границы, но допускайте некоторую свободу в установленных границах, в рамках правил.
Будьте хорошим примером для своих детей.
Развивай те в них терпимость к окружающим.
Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы достигать их.
Оказывайте детям поддержку в различных ситуациях.
Научите их рационально распределять своё время.
Делитесь с ними своим жизненным опытом.
Рассказывайте детям историю семьи, чтобы они чувствовали принадлежность к ней.
Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребёнка, это не усиливает вашу позицию, но демонстрирует ваше бессилие.
Любите своего ребёнка, ибо родительская любовь решает много проблем.
3.2. Заключительное слово классного руководителя.
Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, он научится делать свой выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на подростков может быть сильным, обстановка в семье - невыносимой, но все-таки, в конечном итоге выбирает, как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки.
Семья – это первый коллектив в жизни ребенка. В процессе формирования личности семья играет главную роль. И каким будет ребенок во многом зависит от взаимоотношений в семье. И я желаю всем Вам терпения, взаимоуважения. Помните, что всегда есть выход из любой ситуации. И Вам в этом помогут мудрые советы, которые психологи называют "Дорогой в четырнадцать шагов".
"Дорога в четырнадцать шагов" (Приложение8).
Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.
Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику, Вы имеете на это право. Криком, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Исправить ситуацию можно, если Вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как вы раньше относились к другим неприятностям.
Шаг 2. Разберитесь в ситуации
Даже в том случае, когда Вам точно известно, что ребенок совершил правонарушение, это отнюдь не означает, что он закоренелый преступник. Не спешите с личными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли Вы сами справиться с ситуацией или же необходимо обратиться за помощью к специалистам.
Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.
Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к вырастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет Вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростка достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о Вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в разговоре удастся выявить общность Ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы утвердиться, пережить жизненную драму.
Шаг 4. Узнайте, как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком
Совершив противоправные действия, дети склонны обвинять в случившемся хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если Ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что Вы в курсе событий.
Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.
Случившееся должно заставить Вас понять, что Ваш ребенок - уже достаточный, чтобы отвечать за свои поступки.
Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.
Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, его попытки Вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы Вы своевременно его спасли и исполнили желания. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться -что он Вам небезразличен. А Вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете так в его интересах.
Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.
Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, становится безответственным и непригодным к жизни в обществе.
Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте
Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, на самом деле, практически не слыша ни единого Вашего слова. Такое отношение к Вашим словам формируется у ребенка потому, что Вы не выполняете ни одно из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав Ваши очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать нормальным» человеком. Обещать он будет все, что угодно, так как не собирается ничего выполнять. Он давно перестал верить в реальность Ваших угроз. Ребенок считает Вас своей собственностью, поэтому не ждет от Вас никаких конкретных действий. В том же случае, когда Вы выполняете то, что обещали, он становится гораздо более управляемым и послушным.
Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком.
Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив его в том, что эта помощь необходима и Вам, и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с Вашим ребенком.
Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.
Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить его ошибки самостоятельно. Это трудно, но не невозможно, поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.
Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.
Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.
Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.
В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, так как навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.
Шаг 13. Установите разумные границы контроля.
Конечно, Вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом - это не поможет, но травмирует его.
Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.
Постарайтесь найти время для общения с подростком и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.
Вы видите на доске "Дерево мнений". Когда Вы будете уходить с собрания, прошу Вас прикрепить на него листочек определенного цвета (Приложение 9).
На этом дереве каждый из Вас поместит либо зеленый листок, что значит - я выбираю законопослушное поведение, либо желтый лист, что значит - я задумаюсь, либо красный листок - я останусь при своем мнении .
Мне очень хочется верить, что после нашего собрания, Вы сделаете правильные выводы об отношениях в семье. Удачи всем! Но новых встреч.
Приложения.
Приложение1.
Анкета .
1.Говорят, что от "сумы да тюрьмы" никто не застрахован. Вы с этим:
а) согласен;
в) не согласен;
с) не задумывался над этим.
2.Что может послужить причиной совершаемых подростком преступлений?
а) семейная ситуация;
в) компании;
с) особенности характера.
3.Какие меры предупреждения необходимо использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона?
а) разъяснение специалистами статей законов и ответственности за них;
в) законопослушное воспитание в семье;
с) внеклассные мероприятия по правовой тематике.
Приложение2.
Викторина "Что я знаю о правонарушениях?"
Вопросы викторины:
1. Что такое правонарушение?.
2. За какие виды правонарушений ответственность наступает с 14 лет?
-убийство
-причинение смерти по неосторожности
-причинение тяжкого телесного повреждения
-похищение человека
-кражу
-разбой
-вымогательство
-хулиганство.
3.С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона?
4. Что такое мораль?
5. Золотое правило нравственности гласит: "Поступай по отношению к другим так, как …….." .Закончите фразу .
Приложение3.
Опросник "Закончите предложения".
Если:
- ребенка постоянно критикуют, он учится...
- ребенок живет во вражде, он учится ...
- ребенок растет в упреках, он учится ...
- ребенок растет в честности, он учится ...
- ребенок растет в безопасности, он учится ...
- ребенка поддерживают, он учится ...
- ребенка высмеивают, он учится ...
- ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ...
Приложение4.
Викторина "Виды ответственности"
Является ли правонарушение административным , и какое наказание за этим последует:
- Два мальчика ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
- Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
- Подросток Вова ,13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие: открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожог тела. Является ли это административным преступлением?
- Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидают их?
- Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в алле, напротив школы они её распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению?
- Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности.
Приложение5.
Игра "С законом шутки плохи!" .
Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в различных правонарушениях.
Выполните задание: определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений, установите соответствие.
Виды ответственности:
А - административная ответственность.
Г - гражданско – правовая.
У - уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде
3. Избил одноклассника
4. Совершил кражу мобильного телефона
5. Совершил прогул в школе
6. Переходил дорогу в неположенном месте
7. Разбил мячом окно
8. Нецензурно выражался в общественном месте
9. Находился на улице после комендантского часа
Приложение 6.
"Что приводит к правонарушениям?".
Выберите те причины, которые приводят к правонарушениям:
-пренебрежительное отношение к учебе;
-резкое падение уровня жизни большей части населения;
-стремление к примитивному времяпровождению;
-обладание внутренним миром;
-жадность;
-социальная незащищенность;
-низкий материальный уровень жизни населения;
-низкий уровень правовой культуры граждан;
- алкоголизм и наркомания;
-ответственное отношение к учебе, знаниям;
-неуверенность в завтрашнем дне;
-общение с искусством, природой.
Приложение7.
Памятка для родителей "Как добиться послушания?".
Уважаемые родители!
Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, несмотря ни на что.
Как можно больше времени проводите со своими детьми, демонстрируйте им, что вы считаете важным всё, что они делают.
Разговаривайте с ними об интересах, школе, спорте, друзьях и т.д.
Не используйте в общении с детьми такие фразы: "Поймёшь, когда вырастешь…" или "Ты ещё мал, чтобы рассуждать об этом".
В отношениях с детьми чётко определяйте правила и устанавливайте границы, но допускайте некоторую свободу в установленных границах, в рамках правил.
Будьте хорошим примером для своих детей.
Развивай те в них терпимость к окружающим.
Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы достигать их.
Оказывайте детям поддержку в различных ситуациях.
Научите их рационально распределять своё время.
Делитесь с ними своим жизненным опытом.
Рассказывайте детям историю семьи, чтобы они чувствовали принадлежность к ней.
Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребёнка, это не усиливает вашу позицию, но демонстрирует ваше бессилие.
Любите своего ребёнка, ибо родительская любовь решает много проблем.
Приложение8.
"Дорога в четырнадцать шагов" (Приложение7).
Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.
Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику, Вы имеете на это право. Криком, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Исправить ситуацию можно, если Вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как вы раньше относились к другим неприятностям.
Шаг 2. Разберитесь в ситуации
Даже в том случае, когда Вам точно известно, что ребенок совершил правонарушение, это отнюдь не означает, что он закоренелый преступник. Не спешите с личными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли Вы сами справиться с ситуацией или же необходимо обратиться за помощью к специалистам.
Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.
Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к вырастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет Вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростка достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о Вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в разговоре удастся выявить общность Ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы утвердиться, пережить жизненную драму.
Шаг 4. Узнайте, как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком
Совершив противоправные действия, дети склонны обвинять в случившемся хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если Ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что Вы в курсе событий.
Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.
Случившееся должно заставить Вас понять, что Ваш ребенок - уже достаточный, чтобы отвечать за свои поступки.
Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.
Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, его попытки Вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы Вы своевременно его спасли и исполнили желания. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться -что он Вам небезразличен. А Вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете так в его интересах.
Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.
Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, становится безответственным и непригодным к жизни в обществе.
Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте
Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, на самом деле, практически не слыша ни единого Вашего слова. Такое отношение к Вашим словам формируется у ребенка потому, что Вы не выполняете ни одно из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав Ваши очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать нормальным» человеком. Обещать он будет все, что угодно, так как не собирается ничего выполнять. Он давно перестал верить в реальность Ваших угроз. Ребенок считает Вас своей собственностью, поэтому не ждет от Вас никаких конкретных действий. В том же случае, когда Вы выполняете то, что обещали, он становится гораздо более управляемым и послушным.
Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком.
Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив его в том, что эта помощь необходима и Вам, и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с Вашим ребенком.
Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.
Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить его ошибки самостоятельно. Это трудно, но не невозможно, поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.
Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.
Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.
Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.
В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, так как навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.
Шаг 13. Установите разумные границы контроля.
Конечно, Вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом - это не поможет, но травмирует его.
Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.
Постарайтесь найти время для общения с подростком и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.
Приложение 9.
презентация к собранию
PPT / 525.5 Кб
Забелина Маргарита Владимировна
Боровских Светлана Владимировна
Карасева Ирина Дмитриевна
Боровских Светлана Владимировна
Лукьянченко Светлана Викторовна
Боровских Светлана Владимировна
Калёнова Светлана Васильевна
Боровских Светлана Владимировна