Родительское собрание «Телевизор и дети»
Пояснительная записка к презентации
Цель собрания:
- показать родителям влияние телевизионных передач на психику ребенка,
- дать рекомендации к просмотру телевизионных программ.
Задачи: Показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние детей.
Доказать важность ответственности родителей за эмоциональное здоровье детей.
Познакомить родителей воспитанников с вариантами игр – занятий способными увлечь ребенка в домашних условиях и заменить тем самым просмотр мультфильмов.
Ожидаемые результаты: расширение представлений у родителей о вреде долгого просмотра мультфильмов для детей определенного возраста. Формирование ответственности родителей за эмоциональное здоровье детей. Использование родителями нетрадиционных игр – занятий для детей в домашних условиях.
Информационно-техническое оборудование: компьютер, доска
Материалы и оборудование: буклеты для родителей; видео, тесты, презентация
Подготовительный этап:
1. Домашнее задание для родителей (обратить внимание, сколько времени проводит ребенок ваш ребенок у телевизора, задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, какие передачи предпочитает).
3. Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение»
4. Подготовка памятки «Просмотр передач».
Ход собрания:
Этап мотивации
1. Просмотр видеоролика
Слайд 1
Актуальность выбранной темы
Просмотр мультфильмов является главным времяпровождением наших детей. Это время раньше принадлежало подвижным играм, играм с куклами и машинами, рисованию и лепке, совместным забавам с родителями. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами. Телевидение отгородило детей от внешнего мира. Понаблюдав за детьми, за их играми, я пришла к выводу о необходимости подготовки и проведения родительского собрания на тему: «Дети и телевизор».
Слайд 2.
Вопросы для обсуждения с родителями:
1. Согласны ли вы с точкой зрения, что запретами на просмотр телепередач воспитанию не поможешь?
2. Какие телепередачи положительно влияют на личность ребёнка, а какие наоборот?
3. Согласны ли вы, что надо беседовать с детьми на различные темы после просмотра телепередач?
4. Подбираете ли вы репертуар для ребёнка или он решает сам, что ему смотреть?
Слайд 3.
Учитель знакомит родителей с ответами учащихся на вопросы анкеты о роли телевидения в их жизни.
Вопросы анкеты:
1. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
1 – 2чел. 2 – 2чел.
3 – 4 чел. 4 – 1чел.
5 – 3 чел. 6 – 0чел.
7 – 13чел.
2. Ты смотришь телевизор один или со своей семьёй?
один – 8чел.
с братом – 3 чел.
с семьёй – 8чел.
когда как – 6чел.
3. Ты любишь смотреть всё подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
СТС (развлек.) – 4
о животных – 2
мультики – 3
спорт – 2
всё подряд – 7
отдельные перед. – 6
«ЕРАЛАШ» - 1
4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?
телевизор 8
компьютер 11
друзья 8
родители 6
мобильник 5
кошку (собаку) 5
игры 3
радио 3
школу 3
брата 3
Слайд 5.
Признавая несомненную пользу, которую может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо помнить, что эту пользу надо еще суметь извлечь. А для этого важно представить себе, какое место в режиме дня должен занять просмотр передач, какие передачи следует смотреть младшим школьникам, какую воспитательную работу необходимо проводить после того, как дети посмотрели ту или иную передачу.
Слайд 6.
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь, это переутомление.
Слайд 7.
Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь проследить за ними и разобраться в них, ребёнок тратит много сил. Для сравнения, просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приёму гостей. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.
Слайд 8.
Впечатлительные дети после просмотра эмоциональных передач часто становятся нервными, возбужденными. Фильмы ужасов у таких детей могут породить новые или усилить уже существующие страхи. В результате дети плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными, хуже учатся.
Слайд 9.
Особенно опасными для ещё не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости и насилия. Под воздействием таких сцен дети становятся более готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более агрессивным и пугающим. В результате, чтобы защититься от этого мира, ребенок сам может стать более жестоким и агрессивным. Для этого требуется особый контроль за телепрограммой со стороны родителей.
Слайд 10.
Другая опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей, которое называют телеманией.
Слайд 11.
Если родители включают телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока они занимаются своими делами, он рискует привязаться к нему, как к другу. Ведь телевизор может утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг? И если время у телевизора можно ограничить волевым решением, нажав кнопку, то сознание- вещь тонкая, не поддающаяся запретам.
Слайд 12.
По данным социологических исследований, современные дети общаются со своими родителями во много раз меньше, чем с телевизором. Общение с телевизором - одностороннее, ребёнок не является собеседником, поэтому дети, проводящие много времени перед экраном могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли.
Слайд 13.
Кроме того, дети смотрят больше программы развлекательные, а не развивающие. Это связано с тем, что родители не руководят детьми. Не формируют их телевизионные вкусы. Серьезные программы требуют от ребенка напряжения мысли, сосредоточения, способности думать, а это не всегда нравится детям. Поэтому они сами чаще выбирают яркие, интересные и легкие для просмотра программы.
Слайд 14.
Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор. Дети вынуждены постоянно находиться в зашумленной среде: делать уроки, играть, разговаривать с родителями, обедать и даже засыпать под звуки телевизора. Такой звуковой фон действует на детей плохо, вызывает у них дискомфортные ощущения, чувство утомления, усталость. Следует помнить, что всем нам – и детям и взрослым - иногда нужно побыть в тишине, покое, наедине с собой и своими близкими.
Слайд 15.
Что же делать? Прежде всего заменить телевизор собой: поиграть в театр, порисовать и т.д.
Родителям на заметку:
- договоритесь с ребенком о «квоте» на просмотр телевизора. Важно, чтобы он придерживался утвержденного расписания;
- если вы считаете, что выбор ребенком той или иной передачи не совсем удачен, объясните свою позицию;
- детская - не место для телевизора: столь доступное удовольствие составит серьезную конкуренцию чтению и развивающим играм;
- не используйте телевизор в качестве «фона» - дети быстро перенимают у родителей эту вредную привычку;
- объясните малышу, что такое реклама. Научите его не принимать на веру все, о чем вещают с экрана.
Упражнения «Весенний дождь».
Инструкция. Участники встают в круг. Затем объявляются правила: «давайте попробуем сымитировать звук дождя. Первая команда хлопает по коленям (показывает движение). А теперь вы повторите. Вторая команда топает ногами. Попробуйте… А теперь смотрите на мою правую руку. (согнутая на уровне плеча) – это означает, что топаем тихо. Когда я поднимаю руку (поднимает над головой) – топаем громче, сильнее. Попробуем… Если рука опущена вдоль тела – это значит, что дождя нет. Попробуем… Теперь давайте все вместе. Начинает накрапывать дождь… Первые капли гулко ударяют по асфальту… По траве… Дождь усиливается… Еще, еще, превращается в ливень… И вдруг стихает… Тише… Тише. И снова усиливается…»
-Понравилось упражнение? Чем?
-Было ли трудно следить за движением рук? Понравилось ли упражнение?
«Вы обратили внимание, что это упражнение несет большой заряд положительной энергии. Этот дождь нас обновил, смыл усталость, тревоги, огорчения. На этой позитивной ноте мы можем завершить нашу встречу.
Использованная литература:
1. С.В. Чиркова «Родительские собрания в начальной школе».
2. Г.Пархомчук «Дети и телевизор: пути решения проблемы».
3. Р.Пацлаф «Физиологическое воздействие телевидения на развитие ребенка».
4. Л.В. Чуприй «Влияние на детей телевидения и Интернета».
Слайд_16_
Инструктаж по правилам нахождения на тонком льду
Просмотр видео.
Слайд__17__
Поздравления с наступающим праздником «День Матери»
Видеопоздравление
Приложение 1
Советы родителям:
- Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь дело — пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
- Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы, которыми следовало бы ограничиться.
- Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.
- Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем, какие передачи и в какое время смотрит ребенок.
- Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона.
Приложение 2
DOC / 252 Кб
Тест на обнаружение телевизионной зависимости.
Инструкция: Представьте, что у Вас сломался телевизор и не работает уже три дня. Поставьте знак «+», если Вы согласны с утверждением.
- У Вас появилась слабость, упадок сил, вялость, неуверенность, чувство потерянности и неприкаянности, а также отмечается снижение трудоспособности.
- Вы испытываете чувство неудовлетворенности, и Вас начинает раздражать каждая мелочь, падает настроение, а при первой же возможности «доступа к телевизору» Вы успокаиваетесь и забываете обо всех тревогах.
- Вы теряете самообладание: отвечаете с раздражением, гневом, злостью или высказываете свое недовольство по любому поводу.
- У Вас появляется чувство, что Вам чего – то не хватает и при этом на Вас наваливается ощущение пустоты или Вы чувствуете себя не в своей тарелке.
- У Вас возникают дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо, или Вы испытываете апатию, безразличие, отстраненность, сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность.
- Вы испытываете чувство вины, унижения, обиды на кого-либо, страдание, боль, невыносимые муки.
И вот телевизор заработал! Поставьте знак «+», если согласны с утверждением.
- У Вас запущена квартира, на кухне гора немытой посуды, и Вам стыдно кого-либо пригласить в гости.
- У Ваших детей появились проблемы, а в отношениях с супругом или супругой появился холодок отчуждения.
- Ваши былые увлечения, хобби забыты, и Вы не помните, когда в последний раз читали серьезную книгу, были в театре или на концерте.
- Все проблемы и неудачи телегероев Вы воспринимаете как свои, а в разговорах со знакомыми и сослуживцами Вам не о чем поговорить, как только на тему увиденного по телевизору.
- Вы каждый вечер проводите у телевизора не менее 4-5 часов.
Обработка результатов. Если Вы обнаружили у себя хотя бы три критерия, проконсультируйтесь у специалиста. Необходимо принять меры, чтобы эти признаки не переросли в серьезную зависимость.
Если Вы обнаружили у себя половину эту признаков — необходима помощь профессионала, без психологической помощи не обойтись.
Если Вы обнаружили у себя более пяти признаков, это уровень сформировавшийся зависимости, угроза здоровью, социальному положению, семейному благополучию, это при знак того, что помимо телевизионной зависимости у Вас сформировались депрессия или комплекс зависимостей.
Приложение 4
Памятка для родителей «Просмотр телепередач».
- Подумайте для разнообразия своего досуга, вспомните свои потребности и интересы. Если Вы будете уделять внимание и другим формам досуга, то на телевизор у Вас будет уходить не более 1-2 часов за вечер: творчество, игры на свежем воздухе, общение с природой, займитесь чем-то нужным и полезным, что в полной мере помогает реализовать себя.
- Развернитесь к решению своих проблем, к проблемам детей, взаимоотношений с близкими и родными и решайте их. Возьмите на вооружение принцип сознательного отказа от телевидения или ограничения его в Вашей жизни до минимума. Отказываясь, вы ничего не теряете, а, наоборот приобретаете!
- Вместо электронного наркотика, который только мог заглушать стрессы, неудовлетворенности и напряжения, выработайте другие, здоровые способы снятия напряжения и восстановления своих сил, главное, чтобы они были разнообразны и помогали Вам развиваться как личности.